Как сын крестьянина стал легендарным создателем самолетов ХХ века

Именем Ильюшина названа улица в Вологде

Сергей Владимирович Ильюшин занимает достойное место в истории авиации.

Именем Ильюшина названа улица в Вологде
Фото: МК.

Сергей Владимирович Ильюшин занимает достойное место в истории авиации. Его штурмовики, бомбардировщики, пассажирские самолеты на каждом этапе развития авиации – новинки технической мысли. Вклад, внесенный Сергеем Владимировичем в дело обороны страны и развития воздушного транспорта, неоценим.

Сергей Владимирович Ильюшин родился 18 марта (по старому стилю) 1894 года в многодетной крестьянской семье, в деревне Дилялево Вологодской губернии. Его детство было таким же, как и у обычных крестьянских детей. В 15 лет Сергею Ильюшину пришлось уйти из деревни на заработки. Сначала он был землекопом, потом солдатом аграрной команды, помощником моториста, но только после этого – авиационным мотористом. И уже летом 1817 года Ильюшин сдает экзамен на звание пилота-авиатора при школе Всероссийского аэроклуба.

В 1919 году Сергей Ильюшин призывается в Красную армию и становится авиационным специалистом, что становится для него начальной школой авиационного конструктора, где он приобретает не только организаторские навыки, но и доскональное знание конструкции самолетов того времени, особенности их боевого применения и эксплуатации.

«Для авиационного конструктора планеризм — люлька, в которой обязательно должен качаться ребенок, прежде чем научится ходить. Это очень много дало мне в моей будущей деятельности»,- подчеркивал Сергей Ильюшин.

В сентябре 1921 года начальник авиационного поезда Кубанской армии С. В. Ильюшин получает направление в Институт инженеров Красного воздушного флота, что в 1922 году преобразуется в Военно-воздушную академию имени профессора Н. Е. Жуковского. Среди слушателей академии Сергей Ильюшин выделяется не только своими организаторскими, но и конструкторскими способностями. Он возглавляет одну из секций Военно-научного общества академии.

В 1926 году Ильюшин становится председателем Первой (самолетостроительной) секции Научно-технического комитета Управления ВВС Красной Армии – НТК УВВС.

Работа в НТК УВВС и в Техническом совете Авиатреста расширила кругозор С.В.Ильюшина как авиационного специалиста, она способствовала формированию таких характерных особенностей его последующего конструкторского стиля, как умение выделять основные направления в развитии авиационной техники, инициатива в проведении проектных исследований и создании самолетов различного назначения, простых в производстве, эффективных в эксплуатации, отвечающих требованиям времени.

В тридцатые годы Сергей Владимирович Ильюшин подходит к организации конструкторского коллектива для создания двухмоторного дальнего бомбардировщика. Это стало главным делом его жизни.

Конструкторская организация, которую создал Ильюшин, в начальный период ее деятельности была малочисленна. По его мнению, большие дела можно выполнять малыми силами, и поэтому Сергей Владимирович стремился к минимальной стоимости опытных разработок. Один из принципов ильюшинской системы управления – личное участие в решениях важных вопросов. Суть его схемы подчиненности состояла в том, что каждый старший должен был координировать работу младших при исключительно четком распределении работ. Он умел так выстраивать отношения, что все, кем он руководил, не чувствовали себя простыми исполнителями, выполняющими определенные задания, а равноправными участниками общего дела.

Стоит отметить, что одним из основополагающих принципов С. В. Ильюшина как руководителя заключался в том, что рост каждого из конструкторов сводится не к продвижению по иерархической лестнице, а в совершенствовании мастерства и накоплении знаний. В соответствии с этим положением Ильюшин разными способами поощрял сотрудников. Главными для Сергея Ильюшина были знания и творческая самоотдача, а не должностное положение отдельных лиц. Такой принцип подхода к сотрудникам привел к постоянству состава основной части коллектива. Так называемые «ильюшинцы» не уходили из организации даже тогда, когда им поступали перспективные предложения из других организаций.

Ильюшин всегда заражал энтузиазмом, мог увлечь своей идеей людей без всякой агитации. Он во многом был немногословен, всегда делился с окружающими своими знаниями. Для молодых специалистов Ильюшин разработал «Краткую памятку конструктору». В ней он описал основные вопросы конструирования частей, узлов и деталей самолета. В «Памятке» дается не только полный перечень всех требований, влияющих на конструирование, но и указывается на необходимость системного подхода к проектированию, назначение комплексного анализа всех факторов.

Сергей Владимирович воспитал крупнейших специалистов, обладающих не только высокой квалификацией и исключительной работоспособностью, но и отличающихся особым стилем в работе. В авиационных кругах об этом всем было известно, потому и конструкторы-ильюшинцы пользовались высоким авторитетом.

Большая заслуга Сергея Владимировича заключается в создании и воспитании коллектива единомышленников и энтузиастов, коллектива мастеров, которые отличаются совершенным владением своей профессией. Как истинный знаток своего дела он постоянно поддерживал любые творческие начинания, а также помогал авторам и изобретателям искать новые пути решений. В результате продуктивной деятельности сотрудники ОКБ опубликовали несколько сотен научно-технических работ. Конструкторы имели много авторских свидетельств и патентов самого различного характера.

Сам же Сергей Владимирович, по известной информации, был человеком исключительно скромным и тактичным, предупредительным и сдержанным, приветливым и обаятельным, равным со всеми. Он обладал такими редкими качествами, как тонкое чувство такта, внутреннее благородство. Когда говорят о профессиональных качествах авиаконструктора, то в первую очередь отмечают его дисциплинированность, целеустремленность, а также невероятную работоспособность и принципиальность, что и помогало ему создавать самолеты.

Бомбардировщик ЦКБ-26 – первая машина, которая была построена ильюшинским КБ. При испытаниях самолета были получены хорошие летные данные, не уступавшие характеристикам однотипных зарубежных бомбардировщиков. Работая над совершенствованием этой модели, Ильюшин разработал несколько модификаций: ДБ-3, ДБ-3Ф, последняя из которых была названа Ил-4.

Однако настоящую славу Сергею Владимировичу Ильюшину принес другой его боевой самолет – штурмовик Ил-2. Это был самый массовый боевой самолет в истории. Штурмовиков Ил-2 было выпущено свыше тридцати шести тысяч.

В предвоенные годы за рубежом и в России не раз предпринимались тщетные попытки создать самолет-штурмовик, и именно Сергею Ильюшину удалось это сделать. На самом деле вся штурмовая авиация, которая плотно взаимодействовала с наземными силами, была создана на основе самолетов конструкции Сергея Владимировича Ильюшина.

Характерной чертой творческой деятельности Ильюшина являлась простота проектных решений. В своих воспоминаниях генеральный конструктор, академик А.С.Яковлев особо отмечает эту черту, называя Ильюшина «мастером простых решений». Конечно, эта «простота» требовала огромного творческого напряжения и совершенно четкого и ясного представления эксплуатационной жизни проектируемого самолета.

9 февраля1977 в Москве скончался выдающийся авиаконструктор, основатель конструкторского бюро, Генеральный конструктор, академик АН СССР, генерал-полковник-инженер, трижды Герой Социалистического Труда, лауреат семи Сталинских премий, Ленинской премии и Государственной премии СССР. Сергей Владимирович Ильюшин похоронен на Новодевичьем кладбище.

У Сергея Владимировича Ильюшина были и остаются ученики и последователи, которые составляли и продолжают составлять основной костяк конструкторской организации. Так, стоит отметить преемника Ильюшина, Генерального конструктора с 1970-2005 гг., Генриха Васильевича Новожилова. Несмотря ни на что он всегда хранил и творчески развивал основные тенденции ильюшинской школы. Когда Сергей Владимирович создавал организацию, то окружал себя скорее не крупными специалистами, а, напротив, начинающими. Учеников и помощников, которые много лет проработали плечо к плечу с Ильюшиным, не один десяток, их часто называют «ильюшинской гвардией». Они являются специалистами, на которых он опирался при решении всевозможных вопросов.

Именем Ильюшина названа улица в Вологде. Установлен и бюст трижды Героя Социалистического Труда С. В. Ильюшина. Помимо этого у вологжан есть возможность поближе познакомиться с жизнью и деятельностью академика, так, в селе Кубенское в районном краеведческом музее материалы расположены в зале боевой славы. Обширная экспозиция, посвященная выдающемуся авиаконструктору представлена в поселке Можайское в Доме-музее А. Ф. Можайского.

Приоткрыть дверь в один из музеев нам помогла Стукова Марина Александровна, заведующая Домом-музеем А. Ф. Можайского, которая поделилась некоторыми подробностями о том, что же могут увидеть вологжане, интересующиеся личностью Сергея Владимировича Ильюшина:

«Экспозиция располагается в Доме-музее А. Ф. Можайского. Занимает она два небольших зала на первом этаже. В них представлены копии документов, фотографий, которые касаются самого Сергея Владимировича Ильюшина, то есть автобиографические, также фотографии и документы, которые касаются его произведений, то есть самолетов, созданных конструкторским бюро Сергея Владимировича Ильюшина. Моделей самолетов достаточно много. У нас представлены ИЛ-2 и ИЛ-4 – это легенды Великой Отечественной войны, а также многие другие. Из военных самолетов еще есть ИЛ-28 – это такой же самолет, как тот, что стоит в виде памятника в Вологде. При этом представлены пассажирские самолеты и президентский, который и сейчас является одним из президентских самолетов, это Ил-96. И самый популярный на данный момент самолет, поскольку почти ни один выпуск новостей не обходится без него – это Ил-76 (тяжелая транспортная авиация, МЧС, перевозы грузов, гуманитарная помощь, тушение пожаров).

В экспозиции представлены личные вещи Сергея Владимировича Ильюшина: карманные часы, папка для бумаг, черновик доклада об авиакатастрофах, записная книжка, документы Сергея Владимировича, например, депутатские билеты, он, как известно, был депутатом.

Фотоархив представляет еще и семью Сергея Владимировича Ильюшина: дети, в двух браках у него было четверо детей. Больше всего фотографий Владимира Сергеевича Ильюшина, старшего сына, он был летчиком-испытателем, Героем СССР, который и сам был в музее. В 2010 году Сергей Владимирович умер.

Очень интересный экспонат – страничка из бортового журнала Ил-14, которая повествует нам о рождении ребенка на борту самолета. Назван был этот мальчик в честь Сергея Владимировича. Через год Сергей Владимирович пишет письмо этой семье и отправляет свою фотографию на память Сереже, на обороте дарственная надпись мальчику: «Ты счастливее меня, ты будешь жить прекраснее».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №34 от 14 августа 2017

Заголовок в газете: «Мастер простых решений»

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру