МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Вологда

Жизнь по режиму

Одно и то же небо над головой, одни и те же лица, всё те же белые стены… В такой обстановке проходят годы осуждённых вологодских женщин.

Для общества, быть может, мои героини – рецидивисты, для работников колонии – те, за кем нужно строго следить. В своём кругу они просто женщины, объединённые одним – проступком, который привёл их в колонию.

ИК-2 ст. Паприха / Фото: автора

Женщины, с которыми мне удалось пообщаться, отбывают разные сроки наказания в исправительной колонии № 2 общего режима, что находится в деревне Княгинино Вологодского района. В народе это учреждение известно как Паприха. Здесь содержатся женщины разных возрастов, которые совершили уже не одно преступление. Они каждый день работают, занимаются в кружках самодеятельности, обучаются новым профессиям. Делают всё, чтобы отвлечься от горьких воспоминаний и тяжёлых мыслей.

Жертва тирана

Мою первую героиню зовут Катя. Девушке всего 27 лет. Приятная на внешность молодая вологжанка. Мне она показалась немного робкой и даже кокетливой. Сотрудники колонии единогласно решили, что я должна услышать её рассказ. Родители Екатерины развелись, мама вскоре умерла. Из близких людей у неё остались только две бабушки. «Можно сказать, я осталась одна. Начала вести не очень хорошую жизнь, выпивать – горе заливать. Поняла, что больше у меня выхода нет и пыталась покончить жизнь самоубийством», – показывает шрамы на руках. Её история началась, когда ей было 19 лет. Она встретила молодого бизнесмена. Красивого, богатого, хорошего. И её не смутило, что он был старше на 17 лет. Они начали жить вместе, снимать квартиру, Кате её избранник разрешил не работать. Тогда она и осознала, что чёрная полоса закончилась, пришла радость в её жизнь. Но, как оказалось, сказка продлилась недолго.

Началось всё с того, что он поднимал на неё руку наедине, потом стал поднимать, не стесняясь своих друзей. В порывах ярости его никто не останавливал. Был случай, когда она лежала на полу и корчилась от боли, а его друзья переступали через неё и шли по своим делам. Только потом Катя узнала, что у неё были сломаны рёбра. В тот раз она нашла в себе силы убежать от тирана к своей бабушке, но всё равно вернулась. «Наверно, любила очень сильно, – признаётся Катя. – Ведь он просил прощения, клялся, что больше такое не повторится. Но вскоре снова начал меня избивать. Я его просила, чтобы он перестал, но это на него не действовало». В один из вечеров она ждала своего мучителя дома. Увидела, что он хорошенько выпивший заходит. Друзья его пришли. Решила, что лучше сходить прогуляться. Несколько раз за вечер возвращалась домой, но уходила снова, потому что боялась попасть под горячую руку. Ведь именно в таком состоянии он её избивал. Пока мы с Катей беседовали, в комнату, где мы сидели, несколько раз заходили другие осуждённые, воспитатели, работники колонии. Было заметно, как Катя смущается и не хочет, чтобы кто-то из них услышал, как она совершила убийство своего любимого человека. «Захожу домой, дверь открыла потихоньку, и всё, – продолжила девушка. – Он меня встретил ударом. Начал избивать ногами, руками. В конце концов сказал: «Я устал тебя бить, сейчас высплюсь и добью». Я понимала, что мне не сбежать к бабушке, она жила слишком далеко, а идти мне больше некуда. Когда он уснул, я взяла кухонный нож, подошла к нему, и тут он резко открыл глаза. От этого я сильно испугалась и ударила его ножом в грудь. Как потом узнала, прямо в сердце. От милиции я не скрывалась, сама вызвала скорую помощь», – поделилась она. Её приговорили к семи годам лишения свободы. До этого случая Кате уже приходилось бывать в местах не столь отдалённых: по глупости помогла подруге, получила десять суток. И вот она вместе с теми, кто не раз оступался. Сама Катя признаётся, что её жизнь пошла кувырком именно из-за того, что родители разошлись, хорошей семьи она так и не увидела. Сейчас её поддерживают любящие бабушки и старший брат. Брат не знал о том, что с ней происходило, он жил и работал в соседнем городе. Катя скрывала от своих родственников многочисленные побои. Он даже приезжал к следователю, просил не сажать её, хотел взять всю вину на себя. «Я ему за это благодарна, но за преступление, которое совершила, должна была отсидеть сама», – в этот момент в глазах ей застыли слёзы.

Скоро Катя уже окажется на свободе. При помощи администрации колонии ей уже подыскали новое место работы. Брат решил увезти младшую сестру подальше от города, где произошло так много несчастья в её жизни. В лице Кати светится надежда, но в то же время видна и обречённость. В свои 27 лет она уверена, что ей не найти мужчину из хорошей семьи, потому что она убила своего молодого человека, и это клеймо закрепится за ней надолго, если не на всю жизнь.

Свадебный переполох

Администрация исправительной колонии организует необычный для режимного учреждения праздник. Одна из осуждённых – Наталья – выходит замуж. Первый раз её осудили по статье 105 Уголовного кодекса РФ за убийство. Так получилось, что она пришла к родственникам в гости. Со слов осуждённой, сложилась безвыходная ситуация, ей пришлось взять в руки нож, иначе бы она лишилась жизни. Тогда на суде Наталья признала свою вину полностью, раскаялась. Её осудили на 10 лет, из них отсидела 8. Освободилась условно-досрочно. Второй раз в колонию её привела кража мобильного телефона. «Я была в состоянии сильного алкогольного опьянения, и даже не помню сам момент кражи. Меня осудили на 2 года 9 месяцев», – рассказывает Наталья. На тот момент она жила совместно с мужчиной. Он не оставил её в беде, часто навещает, всячески поддерживает. Она предлагала ему расстаться, потому что знала, что не может надеяться на условный срок. Но он решил остаться с ней. И вот совсем недавно предложил выйти за него замуж. «Мы с ним знакомы с детства. В своё время он тоже отсидел срок. Случайно встретились, и как-то всё само закрутилось. Начали жить и работать вместе. Он часто ко мне приезжает с подарками, вот вчера часы мне подарил» , – с улыбкой показывает мне подарок Наталья. Расписываться они будут на территории колонии. Свадебное платье привезёт сам жених. Наталья уже решила, что пригласит на регистрацию брака женщин, которые вместе с ней отбывают наказание. Как заведено, сотрудники колонии организуют молодожёнам сладкий стол, а потом молодые отправятся на долгосрочное свидание. Сейчас ничто не мешает Наталье мечтать, строить планы на будущее. После освобождения она пойдёт работать швеёй. С будущим мужем они собираются уехать в Галич под Кострому, вести своё хозяйство. Наталья мечтает снова родить. У неё уже есть сын, ему 21 год. Как она сама говорит, он обижен на неё. Просил, чтобы мать больше не попадала в такие истории. Кроме будущего мужа и сына, она ни с кем не поддерживает отношения. У неё больше никого не осталось. Родители и сестра умерли, а брат пропал, признан по закону умершим. Ни с друзьями, ни с подругами она не хочет поддерживать отношения. Они с будущим мужем решили всё начать, как говорится, с чистого листа.

Из хорошей семьи

У следующей моей героини не было возможности купить красивое платье, а впереди была свадьба у подруги. Она видела только один выход – украсть. Кто-то усмехнётся, но именно за эту кражу Анну посадили в тюрьму. Она из благополучной семьи. Есть любящая мать, которая вкладывала в неё всю душу. Анна окончила институт по специальности «учитель ИЗО и черчения, художник-оформитель». Пошла работать в школу, но директор старой закалки не приняла новую подчинённую, всячески отвергала её нестандартные подходы к обучению. И Анна решила уйти работать в дизайнерское агентство. «Я попала в своеобразную творческую богему. Это был конец 90-х годов, было модно экспериментировать. А так как я человек творческий, я применила это всё в своей жизни и втянулась в употребление наркотиков. Началось всё с «легких» наркотиков, экстези, но всё это привело к употреблению героина. Я сама не понимала, насколько это отразится на моей жизни в дальнейшем. Смотря назад, я понимаю, как это сломало мне жизнь. Но на тот момент мне казалось, это открыло мне дверь в новый мир. Действительно, появились какие-то новые творческие моменты. Мне казалось, что я могу достичь огромных результатов. Но, когда я втянулась, всё перестало быть таким безобидным», – говорит она. Её увлеченность наркотиками стали замечать. Это уже было очевидно директору дизайнерского агентства, где она работала, и он попросил уволиться по собственному желанию. В другие агентства на работу не брали, потому что на ней было клеймо «наркоманка». Анна считает, что, если бы не было срыва в карьере, то она бы не встала на этот криминальный путь и завязала бы с наркотиками. Размышляя о прошлом, Анна пришла к выводу, что увлеклась «кайфом» отчасти из-за того, что не складывалась личная жизнь. «У меня был молодой человек, я его очень сильно любила. Он хотел иметь детей от меня, но у нас ничего не получалось, и врачи ставили диагноз «бесплодие». С ним у нас не сложилось, 5 лет мы были вместе и разошлись. На меня постоянно оказывала давление мама. Если ей не нравился молодой человек, то мои чувства и переживания её не волновали. Слова «он тебе не пара», «ты достойна лучшего» звучали из её уст вроде бы из блага, но в конечном итоге она негативно повлияла на наши отношения», – поделилась она. Проблемы с поиском работы породили нехватку денег. В 24 года Анна попала в места лишения свободы за кражу из магазина. Тогда в колонии она узнала, что ВИЧ-инфицирована. Для неё это был стресс. Переживала, что родные негативно воспримут эту новость. И решила никого не ставить в известность. Она была уверена: мама не поверит, что её дочь не заразна и не может нанести вред своим близким. Больше всего Анна боялась стать для них изгоем. Отбывая свой первый срок в колонии-поселении, она познакомилась с мужчиной. «Он поддерживал меня духовно, был со мной в моих переживаниях. И вот однажды он мне сказал, как сейчас помню: «Со мной будет всё по-другому, ты будешь матерью. Я тебе обещаю». И через полгода нашей встречи я забеременела. На тот момент я испугалась, но решила рожать. Хотя на самом деле я головой понимала, что это неразумно. Опять же мама не поддержит», – продолжает Анна. Но маме пришлось смириться и с заболеванием дочери, и с её избранником, и с беременностью. Анна сделала всё возможное, чтобы освободиться условно-досрочно и родить на свободе. Вскоре на свет появилась малышка. Освоиться на воле было сложно, денег опять не хватало. Финансовые трудности привели в стены колонии во второй раз. Очередная кража, которую Анна со своим избранником поделили, и оба оказались за решеткой. Утирая слёзы, Анна признается: «Самое страшное для меня, что моя дочь сейчас находится в доме малютки. Ей год и восемь месяцев. А я лишена родительских прав. Моя мама не может или не хочет взять опекунство. И я очень боюсь, что, пока отбываю свой срок наказания, мою девочку кто-то удочерит. Это первый мой страх. А второй: я не смогу её забрать, когда освобожусь через полгода. Потому что очень-очень проблематично восстановить родительские права. Я не теряю надежду и намерена сделать это всеми возможными и невозможными способами».

Блуждавшая Надежда

Надежде сейчас 31 год. В колонии уже второй раз. Работала вместе с матерью продавцом на рынке. Потом уехала жить в Санкт-Петербург, обзавелась новыми друзьями. А они баловались наркотиками, и в один прекрасный день она тоже попробовала. Начала сразу с героина. Понравилось. Втянулась. А дальше всё как по накатанной дорожке: всё забросила, беспросветно гуляла, денег на дозу не хватало, начала воровать. И её совершенно не волновало, что думают о ней её родственники и близкие. Надя признаётся: «Могла пару месяцев не колоться, потом снова начать. Однажды я забеременела, меня и это не остановило, я продолжала употреблять. Очень сильно хотела соскочить, но не получалось». Переломный момент настал, когда в животе зашевелился ребёнок. Она вернулась домой к маме, сменила круг общения и завязала с героином. Родился сын. Отец ребёнка заявил, что от него не может быть детей. Надя стала матерью-одиночкой. Сейчас её сыну 10 лет. Надя принесла показать фотографию своей гордости. С фото на меня смотрел крепкий мальчик с ярко-голубыми мамиными глазами. Это сейчас Надежда беспокоится о нём, ждёт встречи. А тогда вскоре после его рождения она снова принялась за употребление героина. Мама и подруги дали ей «слабинку», как она признаётся. Отпускали гулять, а сами нянчили её сына. Когда Надя уже окончательно втянулась в употребление наркотиков, то ушла из дома жить к знакомой женщине. Именно тогда она и получила свой первый срок за преступление. После освобождения снова устроилась работать на рынок к маме. Случались в её жизни романы с мужчинами, но кроме как душевной боли, они ничего не приносили. Пыталась заливать горе спиртным, но случай опять вернул её к наркотикам: знакомые начали торговать героином. Это и привело Надю в колонию во второй раз уже на три с половиной года. «За то время, пока я сижу, случилось много горя. Моей матери ампутировали ногу из-за рака. Сына забрали в реабилитационный центр, потому что мама стала инвалидом и не может быть его опекуном», – рассказывает Надежда. Совсем скоро она выходит на свободу. Очень надеется устроиться на работу укладчиком-упаковщиком, кондуктором или продавцом. Опасается, что никуда не примут, ведь отсидевших срок боятся. Надя с нетерпением ждёт встречи с сыном и матерью – единственными близкими людьми, перед которыми чувствует себя безумно виноватой.

***

У каждой из женщин, волей судеб оказавшихся за колючей проволокой, своя история. Можно спорить о том, что заставляет человека, тем более хрупкую женщину, совершить страшное преступление, а осознание того, что представительница слабого пола оступилась ещё раз, будто бы даёт право обществу махнуть на неё рукой. Но мало кто пытается понять. И, наверно, никто не постарается разобраться в причинах, которые подтолкнули её встать на «тёмную дорожку». Но мы попробовали…

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах