Финифтью с тонкими узорами украшали одежду, головные уборы, а необычные серьги и кольца ручной работы иногда передавались из поколения в поколение. По прошествии веков и с ростом рынка потребления финифть стали забывать. Далеко не каждый сегодня знает, какое это рукотворное чудо – вологодская финифть. О том, что такое вологодская финифть, ее особенностях и кропотливом труде мастериц «МК» расскажет читателям.
Искусство смешивания
Издревле финифть была одним из главных и излюбленных украшений русских княгинь и купчих.
О традициях
Несмотря на то, что многие из нас никогда не слышали слово «финифть», пожалуй, каждый хоть раз видел у своих мам и бабушек подобные украшения. Эмалированные таблички с металлической, а иногда и серебряной оправой, украшенные цветочным узором, хранятся в женских шкатулках ни одну эпоху. Вологодские мастера впервые занялись росписью эмали в 17 веке.
Как утверждают историки, родиной усольской финифти считается Сольвычегодск, который на тот момент был частью Вологодчины. Первым и основным орнаментом были знаменитые усольские цветы. И по сей день, они являются главной отличительной чертой вологодской финифти. Стоит отметить, что немалую конкуренцию мастерам Вологодчины составляли ростовчане, чьи работы были не менее популярны. Но сравнивать вологодскую и ростовскую финифть нельзя хотя бы потому, что техника письма, сюжеты и цветовая гамма значительно различаются. Взглядом непрофессионала найти отличия, возможно, получится не сразу, однако, по словам мастеров, вологодскую финифть ни с чем не перепутаешь. «У ростовских мазки мягче, у всех своя техника. Нашу мы вырабатывали годами, основываясь на традициях», – делится мастер Татьяна Доможирова.
Об упорном труде
О том, каким кропотливым трудом на свет появляются даже крохотные эмалированные таблички, знают разве что только сами мастерицы. «Я опытный мастер, работаю с финифтью почти всю жизнь, но, несмотря на это на изготовление изображения размером со спичечный коробок уходит почти два дня. Работа идет непрерывно, но при «запекании» узора может случиться непредвиденное – пойдут полосы, трещины, нарушится текстура, - рассказывает Татьяна Доможирова. - И вся работа насмарку! А что делать? Поплачешь, порасстраиваешься и заново начинаешь».
Изображение делается в несколько заходов. На готовую эмалированную форму наносятся специальные краски. Каждый их слой должен побывать в печи, раскаленной до 800 градусов. Любое движение кисти, которое со стороны кажется совсем не сложным, отрабатывается годами. «Я работаю в мастерской два года, и целый год мне понадобился только для того, чтобы набить руку. И надо признаться, что до сих пор еще не все получается», – поделилась с «МК» юная мастерица Женя. Как оказалось, приобщиться к народному искусству может любой, если готов к многочасовой нелегкой работе. «К нам приходят многие, всем хочется научиться, но остаются единицы, ведь это тяжелый труд, где нужна внимательность, скрупулезность, точность», - говорит мастер Галина Куликова.
Заниматься финифтью может практически каждый, главное – быть усидчивым и соблюдать все правила исполнения, ведь в исполнении любого рисунка нельзя отступать от канонов. «Когда-то в юности я впервые увидела украшения с финифтью на выставке. Надо сказать, я была поражена тем, как искусен и тонок был узор. Я долго разглядывала нарисованные цветы, и именно в тот момент у меня появилась мечта – творить такую же красоту. И вот, как видите, на сегодняшний день я занимаюсь финифтью и посвятила этому практически всю жизнь», - улыбается Татьяна. Галина Куликова тоже расписывает эмаль не первое десятилетие. В 17 лет она поступила в Кунгурский художественный лицей, с тех пор ее жизнь неразрывно связана с финифтью.
Никакой техники!
«Самое удивительное, что не все понимают, почему так важна ручная работа, - рассказывает Татьяна. - К нам как-то приезжал один итальянец. И его очень удивляло: почему же мы не используем машины и станки? Но, подумайте сами, это ведь ремесло, традиции! О каком народном искусстве и дани традициям может идти речь, если пользоваться техникой? Да и каждый мастер вкладывает в изделие частичку себя, даже если это икона, которую следует писать по строгим канонам».
И, действительно, не каждая машина справится со сложным процессом изготовления очередного изделия, и уж тем более нет такой техники, которая смогла бы вложить в узор всю душу. Ведь речь уже давно не идет о конвейерном производстве, финифть – товар штучный, во всех отношениях особенный. Технология производства, если описывать ее кратко и доступно для обывателя, укладывается в несколько этапов. Основу изделия всегда составляет медная форма, размеры и очертания которой могут варьироваться в зависимости от пожеланий мастера и заказчика. Металлическая основа проходит достаточно сложную процедуру покрытия эмалью. В результате должна получиться идеально ровная белоснежная поверхность. Галина Куликова шутит, что иногда такую красоту даже краской пачкать жалко. Именно на эти готовые эмалированные формы и наносится изображение. Иногда очертания рисунка приходится наносить заранее, накалывая через копировальную бумагу и обжигая. С этого момента и начинается серьезная многочасовая работа мастера.
О былой славе
Долгие годы на территории Вологодской области функционировала фабрика, на которй десятки мастеров занимались финифтью. Слава их изделий выходила далеко за пределы Вологодчины. «Наша выставка проходила в Кремле! А на написание икон нас благословил сам патриарх Алексий», - поделилась с «МК» Галина Куликова. Но фабрику со временем закрыли, и мастерам пришлось срочно искать себе применение. Кто-то открыл собственные мастерские, кто-то сменил род деятельности. Оставшиеся мастерицы сходятся лишь в одном – настоящих мастеров почти не осталось. Одна из них посетовала: «Мы слишком долго были никому не нужны, теперь вся надежда на молодое поколение. Дай бог, они успеют перенять наш опыт и традиции вологодской росписи по эмали».
Если верить историкам, несколько веков назад у царя Петра Первого была огромная коллекция финифти, большая часть которой сохранилась до наших дней. Однако дни славы и величия для этого вида искусства прошли. Мастера же, как и поклонники этого удивительного и тонкого ремесла, надеются на то, что искусство наших предков обретет второе дыхание.
О разнице и разнообразии
Как ни странно, финифть, пожалуй, одна из самых универсальных техник украшения чего-либо. И речь здесь может идти далеко не только о серьгах и кольцах, имеющих столь популярный в последнее время винтажный исконно-русский вид. Сегодня во всевозможных сувенирных лавках Вологодчины можно найти иконы, шкатулки, изображения памятников архитектуры, и даже зеркала с финифтью. И, несомненно, тот факт, что каждый усольский цветок, каждый вензель и завиток нарисован вручную, привлекает любителей прекрасного. Фактически каждая вещь в нашем обиходе имеет тысячи аналогов, ими обладают миллионы людей по всему миру. И осознание, что ты держишь в руках «штучный товар», делает вещь особенно привлекательной. Даже если мастер пишет два, казалось бы, одинаковых рисунка, они не могут оказаться полностью идентичными. Благодаря вологодским мастерицам и их упорному труду каждый из нас может приобрести то, что сегодня модно называть эксклюзивом, то, что будет хранить в себе память о наших предках, то, что будет нести в себе традиции вологодской школы живописи.
Элизабет Крец («МК»)
Справка «МК»:
Слово «финифть» исходит от греческого слова «смешивать». Это особый вид прикладного искусства, в котором используется эмаль (в качестве основного материала) в сочетании с металлом.
В России наиболее известны вологодская и ростовская (ярославская) финифть. Вологодская (усольская) финифть — традиционная роспись по белой эмали. Направление появилось в XVII веке в городе Сольвычегодске, бывшем тогда в составе Вологодской губернии, потом подобной финифтью стали заниматься в Вологде.
Изначально главным мотивом были растительные композиции (основной элемент — тюльпан), нанесенные на медную основу: мастера изображали на белой эмали цветочные орнаменты, птиц, зверей, в том числе и мифологических с помощью множества красок. Однако в начале XVIII в. искусство многокрасочной эмали стало утрачиваться, его стала вытеснять однотонная финифть (белая, синяя и зеленая). Только в 70-е годы XX в. началось возрождение усольской финифти вологодскими художниками. Производство продолжается и сейчас. (Из Википедии).
Самое интересное
-
Вологда
-
"В окопы из спа-салонов": почему Финляндия и Польша — единственные, кого в Европе стоит бояться
-
Бывший главком ВСУ Залужный поставил Украине фатальный диагноз
-
«Будут возмущения»: экстрасенс рассказала, как закончится СВО
-
Что происходило с ценами в октябре: Росстат подсчитал месячную инфляцию
-
Протесты "Поколения Z" переросли в насилие из-за гнева по поводу смерти мэра
Что еще почитать
-
Вологда
Почти 160 трудных подростков работали над собой в рамках социального проекта в Вологодской области
-
Вологда
Семьи ветеранов СВО встретились на спортивных состязаниях в Вологде
-
Конфликт нарастает: Китай рекомендует воздержаться от поездок в соседнюю с Россией страну
-
Трамп высказался о решении относительно военной операции в Венесуэле
-
Умирает до 80 процентов: страна подтвердила вспышку смертельного вируса
В регионах
-
Владимир
Под Владимиром вражеские беспилотники снова атаковали пригород
-
Улан-Удэ
Народные приметы на 13 ноября 2025 года: что нельзя делать в Никодимов день
-
Народные приметы на 14 ноября 2025 года: что нельзя делать в Осенние Кузьминки
Улан-Удэ -
Народные приметы на 12 ноября 2025 года: чего нельзя делать в Синичкин день
Улан-Удэ -
Народные приметы на 15 ноября 2025 года: что нельзя делать в Житницу
Улан-Удэ -
Народные приметы на 16 ноября 2025 года: что нельзя делать в день Анны Холодной
Улан-Удэ