Как молодой вологодский историк модернизирует краеведческую науку

Списки жителей Вологды 1917 года – это не просто большие данные или способ отыскать своего прадедушку...

Многие из нас интересуются историей своей семьи. Но только некоторые изучают ее предметно: посещают архивы, анализируют источники, восстанавливают жизнь своих предков во всей ее полноте, крупица за крупицей. Чаще всего в этом виновата не лень, а устройство архивной системы России: чтобы попасть в это учреждение, простой человек вынужден стоять гигантские очереди, искать специальный пропуск и тратить много денег.

Списки жителей Вологды 1917 года – это не просто большие данные или способ отыскать своего прадедушку...
Фото: МК в Вологде.

Теперь все становится проще: с сегодняшнего дня любой вологжанин, интересующийся своим прошлым, может найти своих предков всего за пару кликов компьютерной мыши. Подобная возможность появилась благодаря краеведческому проекту историка Дениса Самойлова «Вернем нашим предкам имена».

Все начинается с семьи

В 2015 году Денис Самойлов закончил исторический факультет ВоГУ и поступил в Европейский Университет в Санкт-Петербурге. В те годы его научные интересы не были связаны ни с краеведением, ни с генеалогией. Молодой ученый занимался новейшей историей Аргентины: написал по этой теме дипломную работу на вологодском истфаке, продолжил разрабатывать тематику в магистратуре.

Но потом все поменялось: примерно полтора года назад родители Дениса предложили ему сходить в архив и поискать информацию о своей семье. Историку это сделать проще, чем обычному человеку: он и обладает соответствующей квалификацией, и имеет возможность получить отношение. Поход стал судьбоносным для вологодского краеведения: именно тогда у Дениса возникла идея оцифровки источников, содержащих информацию о людях, которые жили на Вологодчине в прошлом веке. Оснований к необходимости подобной работы было два: во-первых, краевед обнаружил такой ценный вид источников, как исповедные ведомости, во-вторых, познакомился с тем, как работают вологодские архивы.

«В дореволюционной России в каждом церковном приходе проводилась, условно говоря, мини-перепись населения, – рассказывает Денис Самойлов. – В исповедную ведомость священник записывал всех жителей, которые приходили на исповедь в течение года. В документе, кроме отметки о посещении, также указывались имя, адрес, сословие и возраст. Исповедные ведомости появились в Петровское время с целью выявления старообрядцев. В те годы эта группа населения была религиозно дискриминирована: они платили двойной налог».

Такой подробный источник позволял найти своих родственников, которые жили 100 лет назад. К сожалению, повсеместный доступ к ним осложнялся нормами работы вологодских архивов. Оказалось, что посещение этого учреждения непросто и с моральной, и с материальной сторон. Предварительная запись в читальный зал ведется за два месяца, вы не можете туда попасть, если у вас нет пропуска, а копирование документов, в том числе и самостоятельное, является платным, при этом цены кусаются. Разумеется, эта беда не только вологодского архивоведения, система одинаково устроена по всей России: например, чтобы попасть в архив в Рязани, необходимо простоять в очереди практически год.

Предки Дениса Самойлова жили в Боровецкой волости (это территория современного Сокола) и относились к приходу Воскресенской церкви. Оцифровка исповедных ведомостей именного этого прихода и положила начало проекту «Вернем нашим предкам имена».

«У меня не было уверенности, что эта работа нужна кому-либо, кроме меня, поэтому я решил поставить проект на рельсы краудфандинга, то есть добровольных пожертвований, – отмечает историк. – В феврале 2018 года я написал в одну из сокольских газет статью о том, что из себя представляет мой проект и почему нужно оцифровать ведомости. Выяснилось, что люди заинтересованы в моей деятельности, деньги собрали быстро, проект получился».

Без инноваций не обойтись

После успешного завершения проекта Денис Самойлов решил расширить область исследования и попробовать оцифровать исповедные ведомости Вологды, а потом, если все пойдет удачно, то и всего Вологодского уезда. В ходе архивной работы историк посмотрел все ведомости примерно 100-летней давности.

«Я заинтересовался именно этим периодом неспроста. 100 лет – это граница семейной памяти,  - поясняет Денис. – Сокольские бабушки, рассматривая исповедные ведомости 1916 года, находят своих бабушек. Если начать оцифровывать документы, например, 18-го века – это будет бессмысленно, потому что никакой связи между современностью и таким далеким прошлым нет».

После подробного анализа имеющихся в архиве документов краевед пришел к выводу, что исповедные ведомости не могут служить источником информации о населении всей Вологды. Во-первых, они сохранились не все, а только 85% по всему уезду. Во-вторых, город не был моноконфессиональным – в Вологде в 1917 году жили не только православные люди. Пришлось бы либо оставлять их «за бортом», либо привлекать дополнительные источники, на что потребовалось бы много усилий и времени. К счастью, историк нашел другой источник – списки избирателей 1917 года. За ними даже не пришлось идти в архив, фотографии предоставил вологжанин Владимир Воропанов.

«В 1917 году в России проходили выборы в Учредительное собрание, – рассказывает Денис. – В них принимали участие все жители города старше 20-ти лет. Во время подготовки к голосованию в каждом избирательном округе (а всего их было 7) составлялись списки населения. В документе указывались фамилия, имя, отчество, возраст и адрес».

Преимущество нового источника заключалось в том, что списки избирателей были печатными, а не рукописными. Исповедные ведомости вел священник: очень часто разбор почерка вызывал определенные сложности, кроме того, его приходилось вести исключительно вручную. Оцифровка печатного текста позволяла задействовать различные компьютерные программы – в первую очередь, программы, которые оптически распознают символы.

«Текст распознается не идеально, но практика показывает, что исправлять проще, чем расшифровывать с нуля, – поясняет историк. – 75% списков были расшифрованы с помощью компьютерных технологий. Остальные изображения пришлось переписывать вручную, так как с ними были какие-то проблемы».

Вторым этапом работы с источником стала проверка расшифрованного. Здесь автор проекта также воспользовался достижениями научного прогресса: чтобы не делать двойную работу, он нашел программу, которая озвучивает текст. Обычно они используются слепыми людьми для использования компьютера. В общем виде методика выглядит так: компьютер читает данные с одного листа, человек проверяет на втором, в случае необходимости – исправляет.

Плечо волонтера

Денису не пришлось все делать самостоятельно. Поняв, что ему требуется помощь, историк опубликовал в сети Интернет объявление о поиске волонтеров, и люди откликнулись. Интересная история связана с 6-м избирательным участком (он располагался в Заречье): там обнаружилась целая военная часть – 577-я пермская пешая дружина. Денис опубликовал информацию об этом на краеведческих сайтах Перми: неравнодушные к истории люди оцифровали списки всей дружины за неделю, а потом взялись и за вологжан. В остальном волонтерами стали люди, которые каким-либо образом связаны с Вологдой: когда-то там жили или они, или их предки.

«Решила принять участие в проекте, потому что давно интересуюсь своей родословной, но составить ее полноценно не имею возможности, так как не живу в Вологде, –  рассказывает волонтер Диана Галицкая из Санкт-Петербурга. – Несмотря на то, что  в списках 1917 года нет моих родственников, мне все равно было очень интересно. Я узнала большое количество любопытных фактов из истории города: например, новой для меня стала информация о том, что Соборная горка в прошлом веке называлась просто Соборная гора».

Волонтер Ирина Иванова из Москвы также интересуется своей родословной. «Около десяти лет назад я начала восстанавливать историю своей семьи. Много информации сохранилось дома, но пробелы были велики. Приехать в Вологду для посещения архивов я не могла, поэтому оставался только Интернет, – рассказывает Ирина. – В социальной сети я увидела анонс проекта по оцифровке данных. Решение принять участие пришло сразу, так как обрадовалась возможности принести пользу общему делу хотя бы доступной для меня технической работой».

Шесть Африканов и два Наполеона

После 96 дней работы по оцифровке получился список из 27 тысяч жителей, проживавших в Вологде в 1917 году. Он выложен на сайте областной библиотеки имени И.В. Бабушкина в разделе «Генеалогия Вологодского края». Документ занимает 975 страниц и существует в двух вариантах сортировки: по фамилиям и по адресам. Найти нужного человека очень просто: достаточно воспользоваться поиском по тексту, орфография в тексте современная. Кроме того, к каждой странице прикреплен оригинал фотографии. Найдя своего родственника в списке, можно посмотреть на сам документ, убедиться в правильности расшифровки и, если вдруг произошла ошибка, сообщить об этом авторам проекта.

Списки жителей Вологды 1917 года – это не просто большие данные или способ отыскать своего прадедушку, но и огромное количество интересной информации. Так, например, заглянув в документ, можно узнать, что в Вологде 100 лет назад проживало два Наполеона и шесть Африканов, что самым распространенным мужским именем было имя Александр, а женским – Анна, что самому старому вологжанину в 1917 году исполнилось 102 года.

Получившаяся база одна из самых больших в России по охвату. Ни в Москве, ни в Петербурге ничего аналогичного нет. При этом она не просто упрощает доступ к информации о своей семье, но и вносит огромный вклад в развитие исторической науки.

«Люди находят своих дальних родственников, после чего начинает формироваться сообщество, имеющее общие интересы. Они начинают задавать вопросы, касающиеся истории своей семьи, что пробуждает интерес к истории края, – считает Денис Самойлов. –Все это создает частный спрос на историю, расширяющий ее возможности. Архивная эвристика устроена так, что мы ищем информацию там, где мы ожидаем ее найти, но это не всегда правильно. Очень часто нужные данные обнаруживаются случайно».

База включает 3493 адреса. Привязка жителей к их домам может помочь в деле сохранения деревянной архитектуры, потому что начинают затрагиваться и личные интересы. «По итогу мы имеем большое количество людей, знающих, что такой-то там деревянный старый дом – не просто деревянный старый дом, а дом, где жили его предки», – отмечает историк.

Теперь Денис Самойлов планирует заняться составлением списка жителей всего Вологодского уезда. Как показала состоявшаяся в конце апреля в областной библиотеке презентация проекта, генеалогия вызывает большой интерес у вологжан, независимо от возраста, а значит, труд историка не будет напрасным.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №20 от 8 мая 2019

Заголовок в газете: Возвращая имена

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру