Вологодская область – в лидерах по открытости бюджетных данных

Регион получил высокую оценку по результатам исследования НИФИ

17.09.2019 в 17:36, просмотров: 2955

Научно-исследовательский финансовый институт (НИФИ) публикует итоговый рейтинг субъектов Российской Федерации по уровню открытости бюджетных данных за 2019 год. Вологодская область занимает в нем лидирующие позиции.

Вологодская область – в лидерах по открытости бюджетных данных
Фото: МК в Вологде

Ежегодно специалисты НИФИ анализируют деятельность регионов по 9 разделам: «Первоначально утвержденный бюджет», «Внесение изменений в закон о бюджете», «Промежуточная отчетность об исполнении бюджета», «Годовой отчет об исполнении бюджета», «Проект бюджета и материалы к нему», «Бюджет для граждан», «Финансовый контроль», «Публичные сведения о деятельности государственных учреждений», «Организация работы общественного совета». Все субъекты РФ они распределяют по группам. К группе А относят регионы с очень высоким уровнем открытости бюджетных данных, к группе B – с высоким уровнем, к группе С – со средним уровнем, к группе D – с низким уровнем, к группе E – с очень низким уровнем.

***

Существует несколько принципов, которых нужно придерживаться представителям властей при составлении проекта бюджета:

1.      Предварительное санкционирование.

Законодательная власть должна санкционировать меры, связанные со сбором доходов, осуществлением расходов и заимствований до того, как исполнительная власть приступит к осуществлению этих мер.

2.      Доступность для общества.

Бюджетные данные считаются общедоступными, если с ними можно без проблем ознакомиться, например, в сети Интернет.

3.      Единство.

Бюджетные данные публично-правового образования должны быть представлены консолидировано, желательно, на одном портале.

4.      Полнота.

Общедоступные бюджетные данные должны давать всестороннюю картину бюджетной деятельности общественного сектора. То есть публиковать бюджетные данные нужно с учетом всех муниципальных финансовых потоков, в том числе формируемых и используемых через государственные внебюджетные фонды.

5.      Регулярность и своевременность.

Бюджетные данные должны публиковаться на каждом из этапов бюджетного процесса в течение финансового года в соответствии с установленными для соответствующего этапа сроками. Если документ опубликован слишком поздно, он теряет свою актуальность и не может считаться своевременным.

6.      Конкретность.

Описания и цифры, относящиеся к статьям бюджета, не должны быть слишком общими, так как это не позволит дать пользователям четкое представление о намерениях органов государственной власти. Каждая статья бюджета должна обеспечить ясное представление о планируемых расходах. Для детального представления бюджетных данных специалисты советуют использовать бюджетную классификацию Российской Федерации.

7.      Качество.

Бюджетные данные должны быть актуальными, сопоставимыми, достоверными, без внутренних противоречий и противоречий между различными периодами. Кроме того, специалистам необходимо разъяснить жителям о пересмотрах в бюджетной статистике за прошлые периоды.

8.      Средства и цели.

Нужно продемонстрировать в бюджете и в отчете о его исполнении четкие связи между поставленными задачами, бюджетными затратами и достигнутыми результатами.

9.      Ориентация на потребителя.

Общедоступные бюджетные данные должны быть понятны и удобны для использования потребителям с различным уровнем компетенции, включая законодателей, государственных и муниципальных служащих и простых жителей.

10.     Публичность.

Все граждане должны иметь возможность выносить и выражать свои суждения по вопросам государственных бюджетов в индивидуальном порядке или коллективно.

***

2019 год еще идет, пока подведены итоги по двум разделам: «Первоначально утвержденный бюджет» и «Публичные сведения о деятельности государственных учреждений». В обоих рейтингах Вологодская область входит в группу А – регионы с очень высоким уровнем открытости бюджетных данных.

Первый раздел включает в себя информирование граждан о проекте утвержденного бюджета. Всем регионам нужно размещать проект в открытом доступе на сайте законодательного органа государственной власти или портале, предназначенном для размещения бюджетных данных. Проект бюджета Вологодской области можно найти на официальном портале регионального правительства во вкладке «Законы и постановления Вологодской области». Кроме того, он опубликован в электронном фонде правовой и нормативно-технической документации.

Исходя из вышеперечисленных принципов, можно проанализировать проект регионального бюджета.

Проект бюджета иллюстрирует полную и конкретную информацию о доходах и расходах на текущий год. Так, доходная часть регионального бюджета на 2019 год составила 71,9 млрд рублей, расходная - 77 млрд рублей.

«Бюджет полностью сбалансирован за счет остатков средств на начало года. Все условия заключенного ранее соглашения с Минфином РФ выполняются в полном объеме», - отмечала после утверждения проекта бюджета заместитель губернатора области, начальник департамента финансов Валентина Артамонова.

Доходная часть бюджета увеличена на 655 млн рублей. Дополнительные средства поступили из федерального бюджета на строительство дошкольных учреждений. Объем собственных налогов и неналоговых доходов области остается неизменным - 55 млрд рублей.

Проект бюджета включает в себя разъяснение инициатив, на которые направят средства. Например, на 1,9 млрд рублей увеличены расходы на социальные выплаты: с 750 рублей до 1,5 тыс. рублей выросла сумма компенсаций льготным категориям, компенсаций на дрова и сжиженный газ льготникам, а также компенсаций расходов на коммунальные платежи, связанные с вывозом отходов.

На социально-экономическое развитие муниципалитетов дополнительно выделено 1,1 млрд рублей: на строительство, ремонт и реконструкцию учреждений образования, культуры и спорта. На 30 млн рублей увеличены расходы на «Народный бюджет» - проект, в рамках которого жители сами решают, куда направить выделенные средства. Почти 400 млн рублей выделено дополнительно на систему уличного освещения: ремонт старых светильников и закупку новых.

Почти 450 млн рублей область направит на реализацию программы «Земельный сертификат». Многодетные семьи могут получить компенсацию в размере 223 тыс. рублей вместо земельного участка. Изначально планировалось направить на эту инициативу 399 млн рублей. Но жителям области программа пришлась по душе, поэтому было принято решение увеличить объем средств на 50 млн рублей.

Еще одна важная инициатива – проект «Вологодский гектар». Он стартовал 1 апреля 2019 года и уже вызвал ажиотаж. Программа уникальна, ее суть в том, что каждый россиянин, желающий заняться сельским хозяйством, может бесплатно получить в собственность землю. Сейчас в проект входят  Вожегодский, Вашкинский и Никольский районы. Всем переезжающим в регион положены подъемные. То есть любой россиянин, который примет решение переехать на Вологодчину, может претендовать на 110 тысяч рублей. Сумма определена из расчета десятимесячного прожиточного минимума.

***

Что касается обратной связи, то жители всегда могут обратиться в приемные губернатора и его заместителей. Консультанты дают разъяснения по разным вопросам, в том числе по проекту бюджета, на официальном портале правительства.

***

Второй раздел, по которому подведены итоги, - «Публичные сведения о деятельности государственных учреждений». Он направлен на контролирование открытости данных организаций. Правительство Вологодской области размещает всю необходимую информацию об учреждениях на региональном официальном портале в разделе «Государственные учреждения».

***

Эксперты отмечают, что региону удалось занять лидирующие позиции в рейтинге регионов по открытости бюджетных данных за счет областной программы «Бюджет для граждан». Ее можно найти на официальном сайте регионального департамента финансов в разделе «Открытый бюджет».

В презентации жители могут в доступной и понятной форме ознакомиться с основными параметрами регионального бюджета на текущий год. Как поясняет областной департамент финансов, проект направлен на реализацию принципов открытости и прозрачности бюджетных данных, так как вопросы наполнения и расходования бюджета затрагивают интересы каждого жителя региона.

В «Бюджете для граждан» представлены основные показатели социально-экономического развития области, которые влияют на формирование бюджета, приведены характеристики бюджета, в том числе сведения о доходных источниках, расходах, финансовой помощи муниципальным образованиям. В документе указаны основные задачи и направления бюджетной политики, приоритетные направления бюджетной, налоговой и долговой политики области на ближайшую перспективу. Кроме того, в нем вологжане могут узнать, на что именно власти планируют потратить средства.

«Бюджет для граждан» представлен в доступной форме с учетом интересов целевых групп, что дает возможность каждому жителю области найти для себя интересные, полезные данные», - отметила заместитель губернатора, начальник департамента финансов Валентина Артамонова.

Региональное правительство ежегодно улучшает систему обеспечения доступности и прозрачности бюджетных данных. Это отмечают и федеральные эксперты. Так, в 2018 году Вологодская область занята 1 место в рейтинге регионов Северо-Западного федерального округа по открытости бюджетных данных.