Памятник XX веку: чем примечателен дом купца Самарина

Чайные церемонии в музее станут еще интереснее

04.12.2018 в 17:39, просмотров: 400

Действительно ли раньше в Вологде было принято пить чай в 16 часов? Что находилось в квартире старого доходного дома?

Памятник XX веку: чем примечателен дом купца Самарина
Фото: cultinfo.ru

Какой была дореволюционная школа? Об этом и многом другом можно узнать в одном из знаменитых домов города, принадлежавшем вологодскому купцу А.П.Самарину, где сейчас находится выставочный комплекс «Вологда на рубеже XIX-XX веков».

В судьбе Дома купца А.П.Самарина и всего усадебного комплекса на Советском проспекте (дома №№16, 16а, 16б) немаловажную роль сыграл тот факт, что в 1913-1914 годах среди квартирантов А.П.Самарина проживали М.И. и М.А.Ульяновы. Они снимали квартиру на втором этаже первого доходного дома Самариных. Того самого дома, что украшен балконом с балясинами и фронтоном над ним. В 1919 году квартиры доходного дома были превращены в пространства коммунального быта.

Мемориальный музей Марии Ильиничны Ульяновой открылся 3 февраля 1968 года. На тот момент коммунальные квартиры расселили, а дом отреставрировали. Почему выставочный комплекс носит название «Вологда на рубеже XIX-XX веков»? Все дело в том, что в составе филиала находятся три деревянных дома, построенных вологодским купцом второй гильдии Александром Павловичем Самариным именно на рубеже XIX-XX веков. Иногда музей называют просто – дом купца Самарина.

Благая задача

В начале 70-х годов перед городом стояла непростая задача. Планировалось не просто создать дом-музей Марии Ильиничны Ульяновой, а восстановить историко-этнографическую среду, в которой жила Мария Ульянова и, соответственно, вологжане. В то время все здания вокруг этого музея расселили, в них провели реставрационные работы. Дома, которые стоят по Советскому проспекту, заглубили в квартал для того, чтобы организовать палисады. Тогда планировалось каждую из появившихся усадеб обнести красивым заборчиком, между домами должны были появиться переходы, хозяйственные постройки, клумбы, грядки. Все это подлежало восстановлению, чтобы приехавший человек попал не просто в музей Марии Ильиничны, а в эту среду, атмосферу.

Так в интерьере квартиры появилось фортепиано, на котором в годы ссылки играла М.И.Ульянова. Шахматный столик. Воссоздавался дух подпольных, пропагандистских встреч и аскетичного, одухотворённого революционной борьбой стиля жизни.

В начале 90-х годов ленинская тема ушла на задний план. В развитии музея начался новый этап. Большой удачей оказалось то, что специалистам удалось выйти на родственников Александра Павловича Самарина и найти различные предметы. Дом-музей Марии Ульяновой постепенно становился мемориальным музеем Самариных. К слову, Самарины – хороший типаж того времени. Это люди, которые сами трудились, наживали свое состояние и стремились его оставить своим детям, создать для них плацдарм. Подобных людей на тот момент в Вологде было много. Таким образом дом и становился памятником целому поколению людей, которое вступило в ХХ век и вместе с ним пережило всю трагедию советской России. Именно поэтому сотрудники музея собирают истории вологодских семей, делая акцент на купеческие. К сожалению, не всегда это удается сделать, поскольку осталось мало сведений. Люди страдали из-за того, что у них были какие-либо отношения с купечеством, иностранными государствами, даже легкие отголоски. Нам сегодня достаточно сложно прочувствовать эту атмосферу, мы ее знаем по рассказам, а люди жили в ней. Соответственно, они уничтожали фотографии. Сознательно затаптывалась память об этих людях, их происхождении, обо всем. Ведь очень многие молчали и в 80-х годах, и сегодня, кому за 90 лет, не хотят и боятся об этом говорить.

По словам сотрудников музея, дом Самарина –более развитый в архитектурном отношении тип вологодского дома. И сейчас стоит задача показать эту архитектуру изнутри: выход на черную лестницу, по которой приносили дрова, воду, парадный вход – для гостей. Не секрет, что во многих домах (особенно в Москве, в Петербурге) после прихода к власти большевиков и заселения квартир, когда эти дома национализировали, парадные входы для господ были забиты. Дом Самарина, наверное, в этом отношении выглядит выигрышно, потому что этот парадный вход давал возможность жильцам коммунальных квартир все-таки немножко изолироваться друг от друга, потому что у них были дополнительные входы, которые использовались и не заколачивались досками.

Сейчас в квартире четыре комнаты: гостиная с длинным, заставленным яствами столом, стоящим посередине комнаты и накрытым белой скатертью креслом-качалкой, буфетом и патефоном; спальня с двумя кроватями и шкафом; кухня с умывальником и печкой, и четвертая комната, где расположился столик с шахматами, одним словом - приятный уголок купеческого быта.

Этот дом интересен как памятник всему ХХ веку. На него, как на ниточку, нанизываются судьбы и других людей, которые жили в городе. Так и складывается общая картина живой Вологды.

На рубеже веков

Конец ХХ века - начало организации в музее выставок, отражающих разные стороны истории, культуры и этнографии Вологды. В интерьере квартиры доходного дома представлены мебель и убранство, характерные для провинциального городского жилища рубежа ХIХ-ХХ веков.

«В экспозициях нашего музея мы знакомимся с людьми, бывает, общаемся с индивидуальными посетителями, - рассказывает заведующая музеем «Вологда на рубеже XIX-XX веков» Марина Критская. - В одной из таких бесед мы встретились с потомками семьи Девятковых и Воденко. Нам, как специалистам, интересно раскрыть эту историю. Тот архив, который сохранился у Девятковых и Воденко, - для Вологды большая находка. Когда мыразглядываем эти фотографии, то возникает ощущение, будто смотрим документальный фильм о Вологде того времени: как люди жили, как они радовались каждому дню, как у них был налажен быт, как выглядел интерьер. И мы понимаем, что сформированный интерьер в доме Самариных попадает «в десяточку». Люди жили полной и насыщенной жизнью. В каждом времени есть свои моменты яркости жизни. Раскрывая прошлое, мы учимся ценить наш сегодняшний день».

Долгое время в доме работают постоянные выставки: «Фото на память», «Вологда на рубеже веков», «Урок в старой школе», «В доме купца Самарина», «Традиции русского застолья». На их базе проходят различные курсы, мероприятия, встречи.

В рамках выставки «Традиции русского застолья» проводятся легкие чайные вечера. Но сотрудники музея намерены углубиться в историю, поскольку чаеторговля последней трети ХIХвека получила импульс благодаря тому, что вологодский сын священника, Павел Андреевич Дмитревский, получив специальность востоковеда, стал первым генеральным консулом в Пекине и всячески способствовал тому, чтобы чаеторговля в стране развивалась.

«Мы отталкиваемся от выставки «Традиции русского застолья», потому что показываем там именно культуру застолья, - отмечает Марина Критская.- Застолье – это праздники. В рамках этой экспозиции мы говорим не только о предметах: откуда они, какую роль играли, но и о праздниках, в том числе о чаепитии, потому что в конце ХIХ – начале ХХ века наблюдался высокий уровень популярности чая, тогда это был самый дорогой продукт. Так, в следующем году летом мы сделаем небольшую выставку передвижного характера, в которой расскажем о Павле Андреевиче Дмитревском и русской чаеторговле конца ХIХ – начала ХХ века».

А знали ли вы, что раньше в Вологде в 16 часов дня обязательно пили чай? В этот момент можно было войти в любой дом, и там всегда было чаепитие. Об этом и многом другом вам поведают специалисты дома купца Самарина.

Выставка «Фото на память» по сей день пользуется популярностью у вологжан. Фотография – уникальная вещь. В доме Самариных есть фотоаппарат начала 20 века. Он появился благодаря дружбе сотрудников музея с фотографами.В рамках выставки можно сделать фото в стиле ретро. Здесь же можно познакомиться с коллекцией фотографий, на которых предстает областная столица и ее обитатели 1870-1920 годов.

Отметим, что совсем недавно в стенах дома прошла ностальгическая вечеринка при свете красного фонаря. Во время встречи гости стали свидетелями реконструкции процесса фотопечати на фотоувеличителе 1960-х годов, а также постигли волшебство момента проявки фотоизображения.

Огромной популярностью пользуется программа «Урок в старой школе». Она проходит на базе выставки «Мир русской гимназии», во время которой гости отправляются на обычный урок. Здесь все, как в школе, - математика, во время которой ученики пытаются определить старые меры веса, перевести и почувствовать их. Они пишут пером, изучают букву «ять». Отсюда вытекла каллиграфия, которой обучаются как взрослые, так и дети.

Впереди нас ждут рождественские праздники. Рождество – культ ребенка. Если почитать воспоминания, которые относят нас к началу 20 века, мы понимаем, что дети, которым было 11-12 лет, уже участвовали в подготовке елки для маленьких детей. Поэтому когда сотрудники Дома купца Самарина проводят мероприятия, то стараются эту традицию возродить. Для самых маленьких они устраивают одну елку, для школьников – другую, а для подростков – третью.

У выставочного комплекса много тем бытового и технического характера, поэтому перспективы у него самые радужные. Дом Самариных развивается.Вологда отлична в архитектуре тем, что у нее есть свой вологодский тип дома, и один из таких можно увидеть на Советском проспекте.