Вологжанин Николай Клюев ворвался в русскую литературу в революционные годы

Стихи, написанные «на свитках глаголы судьбы»

Стихи, написанные «на свитках глаголы судьбы»

Среди выдающейся плеяды русских поэтов начала XX века нелегко найти другое имя, с которым бы было связано столько гипотез, как с именем Николая Клюева. Он вступил в русскую литературу одновременно с нарастанием революционной волны 1905 года.

«Я был прекрасен и крылат…»

Выходец из Олонецкой губернии (сейчас Вологодская область) Николай Клюев родился в деревне Коштуги Вытегорского уезда в 1884 году. Поэт учился в церковно-приходской школе с 1893 по 1895 годы, затем в Вытегорском городском училище.

Первые стихи Клюева появились в печати в 1904 году, а в следующем году он принял участие в первой русской революции. В 1907 году он вступает в переписку с А. Блоком и постепенно входит в литературные круги.

Осенью 1911 году в Москве вышел первый сборник его стихотворений «Сосен перезвон». Этот сборник привлек большое внимание символистов. После пошли сборники «Братские песни», «Лесные были». В ранних стихах Николай Клюев говорил от имени «народа», то есть «жнецов», «пахарей». И только этот факт является немаловажным, ведь в период между революциями проблема «народ и интеллигенция» особенно волновала русское общество.

В 1916 году вышла его четвертая книга стихов «Мирские думы», а в середине 10-х гг. – цикл, посвященный матери, «Избяные песни». Считается, что именно он является вершинным достижением Клюева в этот период.

Наряду с А. Белым, А. Ремизовым, Е. Замятиным, М. Пришвиным, С. Есениным и многими другими Клюев входит в литературную группу «Скифы». Так, в 1918 году вышла его книга стихов «Медный кит», а в 1919-ом – двухтомник «Песнослов». В 1920-22 гг. в берлинском издательстве «Скифы» были опубликованы три сборника стихов. Однако книги Клюева подверглись резкой критике и изъяты из обращения. Положение Николая Клюева не улучшалось.

Центральное место в творчестве поэта занимала трагическая тема судьбы России, которая развивалась в таких поэмах, как «Деревня» (1927), «Соловки» (1926-1928), «Погорельщина» (1928). Так или иначе, апогеем творчества Николая Клюева стала поэма «Песнь о Великой Матери» (1931).

В 1928 году вышел его последний прижизненный сборник стихов «Изба и поле». И в конце 1933 – начале 1934 году Клюев создал цикл «Разруха», который был открыто направлен против злодеяний существующего режима. В центре – картина народного страдания. За антисоветскую агитацию в 1934 году его арестовали. В один из трех дней 23-25 октября 1937 года его расстреляли. В 1999 году, согласно предсказанию поэта, впервые выходит полное собрание его стихотворений и поэм – книга «Сердце единорога», а в 2003 году книга прозы «Словесное древо».

«Звезда Вытегры»

Ни один факт в изучении жизни и творчества поэта не бывает напрасным, напротив, каждый из них бесценен. Это касается и воспоминаний современников поэта, особенно вытегор, которые были близки Клюеву. Многое о поэте мы можем узнать из рассказов тех, кто с ним общался, кто слушал его выступления на сцене Домпросвета, которые покорили жителей провинциального города.

В воспоминаниях людей полностью отсутствует осуждение его внешности, некоторых непривычных, на первый взгляд, особенностей поведения, что не является «новым» для людей из творческой среды. Отношение жителей к Клюеву всегда было уважительным, доброжелательным.

Так, житель села Макачево К. В. Климов вспоминал, как на квартире у Клюевых они по праздникам слушали патефон, который был единственным в округе.

«В один прекрасный день утром я встал рано, примерно в 4 часа, только что солнце показалось из-за горизонта, я пошел в лес за лошадьми. Поднялся на гору и пошел по тропинке по направлению к школе. И вот, немного пройдя, вижу, сидит человек в белой рубахе и без головного убора. Признаюсь, я сразу очень струсил. Но в это время Николай Алексеевич заговорил: «Не бойтесь, я забираю разные сведения у птиц и записываю себе в блокнот». И такое говорит: «Скоро люди летать будут по воздуху на больших машинах...». На этом наш разговор с ним в лесу закончился. Я пошел за лошадьми, а он остался сидеть на пеньке...», - делился воспоминаниями К. В. Климов.

Николай Клюев был очень умным человеком, а потому вести беседы с ним было одним удовольствием. Он был внимательным слушателем и мудрым советчиком.

Что касается его пребывания в Вытегре, то, по воспоминаниям людей, поэт почти все годы скитался по городу, не имея за плечами своего угла. Он жил то у сестры, то в редакции, что находилась в доме Мартыновых.

Тот, кто хоть раз был в одной из двух комнат его небольшой квартиры, хорошо помнит убранство поэта. Однако многие отмечают, что в основном бросаются в глаза предметы религиозного культа и различные старинные вещи. Так, Клюев как только мог старался спасти от уничтожения предметы русской культуры. Как он их находил? Клюев собирал по окрестным деревням древние рукописи, иконы и предметы старины.

В одну из семей он специально пришел и попросил передать ему икону Спасителя. Это было так: в один из дней Николай Алексеевич пришел к семье Скворцовых в сапогах гармошкой и в шапке. Сначала он заводил беседу на отвлеченную тему, например, говорил о погоде, а после в удобный момент просил об иконе, но в данном случае ему отказали.

Большинство же вытегор помнили Николая Клюева на спектаклях, на митингах, на различных молодежных гуляниях. Существует стереотип, что творческие люди любят одиночестве и замыкаться на себе, но Клюев развенчивает эти гипотезы и своим примером подтверждает, что можно творить и одновременно быть увлеченно погруженным в жизнь тогдашней Вытегры.

Многие вытегоры обращали внимание на внешность Клюева, так, его современница В. Ф. Фомина рассказывала: «...одевался он русским мужиком, пальтишко черное, такое давнишнее, – не той поры как мы были...», известно и его поведение на молодежных гуляниях: «...а он ручки назад сложит, дак и гуляет целую вечеринку...». Она же добавила, что многие вытегоры любили посещать выступления поэта. В. Ф. Фомина: «...Николай Алексеевич был очень спокойный, интеллигентный, культурный. На его концерты народ шел валом. Называли его мы Клюев, всегда говорили – Клюев!».

Истории известны и другие интересные «крупицы жизни» поэта. Так, в 1918 году Николай познакомился с учителем Григорием Матвеевичем Ступиным, который, в свою очередь, вспоминал: «друг к другу мы относились по-товарищески, но у каждого была своя работа, поэтому встречались редко, хотя и уважали друг друга». Учитель отмечал, что Клюев был замечательным оратором, например, когда Николай обращался с напутственным словом к бойцам, уходящим на фронт, то во всей натуре Клюева было нечто львиное. О его речи отзывались: «густо говорит», «сильно говорит».

Пик вдохновения Клюева пришелся на 1919 год, когда он систематически писал произведения в уездную газету, где, кроме того, появлялись и заметки о выступлениях поэта на школьных вечерах, на сцене одного из любительских театров. На сцене Клюев всегда хорошо держался, его выступления «цепляли». Читал стихи всегда разные, а песни пел грубым голосом. Народ любил ходить на его творческие вечера: сегодня такой бы артист был настоящей находкой для любого театра.

В 1919-1920 гг. ни одно значимое мероприятие в Вытегре не проходило без участия Николая Клюева. Это - выпуск «Устной газеты», чтение стихов на открытии клуба работников народной связи, выступление в день интернационала молодежи, публикация стихотворений в первом номере журнала «Юный молот».

Несмотря на то, что Николай Клюев пользовался любовью у вытегор, несмотря на действительную известность, жизнь начала «выпускать колючки» и осложнять жизнь поэту. Так, вытегорские коммунисты были крайне недовольны религиозными убеждениями поэта, тем, что он ходит в церковь и почитает иконы. В результате, Клюева исключили из партии, благодаря чему он сблизился с Н. И. Архиповым, что был преподавателем истории в местном училище, а также руководителем кружка «Похвала народной песне и музыке». Как правило, поэта часто видели в компании с учителем истории Николаем Ильичом. Вместе они производили впечатление «необычной элегантной пары» в модной одежде и с соответствующими манерами поведения.

Творчеством Клюев занимался в непростые условия голода и разрухи. Об этом свидетельствует стихотворение «Голод», которое начинается словами «Родина – я умираю…».

Вытегоры отзывались о поэте по-разному: или отрицательно, указывая на его отталкивающее поведение и манеру держаться, или же весьма восторженно: «...это одаренный, талантливый поэт, замечательный патриот. Умел он зажигать сердца людей, вливать бодрость, жизнерадостность». Самое главное – к личности Клюева никто и никогда не был равнодушен.

Мир как слово

Поэтический язык Николая Клюева – уникальное явление в русской культуре XX века. Источниками его словаря являются как севернорусское наречие, древнерусские и церковнославянские слова, а также древнерусская литература, классический художественный язык литературы XIX века, который был «обработан» речью поэзии Серебряного века. Как сообщает Людмила Яцкевич в статье «Узорнее аксамита моя золотая дума», словотворчество поэта наделено легкостью, простотой, разнообразие используемых лексико-семантических и словообразовательных моделей. Вологодские филологи составили частотный указатель слов по произведениям Николая Клюева и выяснили, что он насчитывает примерно 15 тысяч слов.

Нельзя не отметить народность творчества Клюева, которая имеет уникальный характер. В понимании поэта истинная народность является пророческим даром, который позволяет художнику прозреть судьбы народа и понять его особое предназначение, его духовные истоки.

Поэзия Клюева во многом непонятна читателю в связи с существованием языкового барьера между читателем и поэтом. Чтобы понять образный язык Клюева, необходимо обладать определенным багажом знаний. Здесь важно разбираться не только в русской литературе, но и в мировой, знать не только древнюю историю, но и современность. Отсюда мнение, что поэзия Николая Клюева элитарная, то есть предназначенная не для всех, а только для избранного числа лиц, так сказать, для посвященных. Это связано с тем, что современная культура утратила священные начала.

«Знакомство» с поэтом

Прикоснуться к культуре севернорусского крестьянства дает возможность музей Николая Клюева, который находится в Вытегорском районе. Он оформлен в виде старообрядческих складных икон, особое очарование придают чудом сохранившиеся личные вещи поэта, которые может увидеть любой желающий. Ни для кого не секрет, что Клюев является одним из самых загадочных поэтов прошлого столетия. Обычному вытегорскому мальчику удалось удивительным образом вознестись к вершинам русской литературы и покорить сердца многих людей. Он был другом А. Блока, А. Ахматовой, О. Мандельштама, Н. Гумилева, а своим наставником называл Сергея Есенина. Музейная экспозиция под названием « Жизнь и творчество» была открыта в Доме-музее поэта Николая Клюева в 1991 году. Она построена по хронологическому принципу. Само помещение напоминает крестьянскую светелку, где в витринах находятся прижизненные сборники стихов Клюева, а также фотографии и документы поэта. Особый колорит, конечно же, придают личные вещи Клюева.

С 1984 года в Вытегре ежегодно проводятся Клюевские чтения, которые посвящены самобытному русскому поэту.

В 2016 году установили бронзовый памятник поэту-вытегору Николаю Клюеву в заречной части Вытегры недалеко от храма Сретения Господня.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №50 от 6 декабря 2017

Заголовок в газете: Голос из народа

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру