Мастера по керамике

На Русском Севере наряду с деревянными использовались и многочисленные глиняные изделия.

«МК» поведает об особенностях вологодской керамики, об этапах создания изделий из глины, а также о современном состоянии этого народного промысла.


На Русском Севере наряду с деревянными использовались и многочисленные глиняные изделия.
Распространению гончарного ремесла на Вологодчине способствовало наличие залежей гончарных глин / Фото: автора

На Русском Севере наряду с деревянными использовались и многочисленные глиняные изделия. Они были очень разнообразны по форме и назначению: простые печные горшки, сосуды специального назначения - кувшины, кринки, корчаги (сосуды для варки и хранения пива), кубышки (емкости для хранения масла), латки (сковороды), рукомои, цедилки. Помимо этого на Вологодчине было распространено изготовление глиняных игрушек.

Центры ремесла

 
Распространению гончарного ремесла на Вологодчине способствовало наличие залежей гончарных глин. В разных местностях глины неодинаковы. Учитывая их особые качества, мастера вырабатывали свою технологию работы с ними. В Вологодском крае большой известностью пользовались изделия ремесленников Никольского, Кирилловского, Устюженского, Череповецкого, Белозерского уездов.
Известный гончарный центр существовал в Никольском уезде, в деревнях Большое и Малое Фомино. Глиняная посуда фоминских умельцев отличается толстыми шероховатыми стенками и массивными формами. Характерной особенностью фоминской керамики было использование медного порошка, который наносили на глиняную поверхность перед обжигом и покрывали глазурью. Получался рисунок в виде коричневых пятен. Еще один центр гончарного производства находился в Васьяновской волости Кадниковского уезда. Почерком васьянсовских мастеров было вкрапление в глину зерен кварца. Сразу несколько центров по производству керамики развивалось в Белозерском крае (в Бураковской, Ферапонтовской, Зауломской, Георгиевской, Антушевской, Бечевинской волостях). Для этих изделий характерны мягкие округлые формы и утолщенные валики на горловинах.
 
Стадии гончарного производства
 
Процесс изготовления глиняной посуды включал в себя пять этапов: заготовка глины, приготовление сырья, формовка сосуда и орнаментация, сушка, обжиг.
Приготовление сырья. Добытую глину складывали в бочки или корыта, заливали водой, долго квасили. Подготовленную глиняную массу очищали от камешков и сора, затем топтали на полу, посыпанном чистым сухим песком, и скатывали в комья. Это был уже готовый для работы материал.
Формовка и орнаментация. Форма изделию придается на специальном приспособлении – гончарном круге. Интересно, что на протяжении нескольких тысячелетий гончарный круг практически не изменился. В зависимости от того, каким способом гончарный круг приводится в движение, он бывает ручным и ножным. На Севере более распространенной была его первая разновидность.
Изначально посуду украшали в основном линейным орнаментом (линии расположены горизонтально). Позже посуда орнаментируется реже и преобладающим становится волнистый орнамент (линии расположены зигзагообразно). Иногда эти два компонента могли сочетаться. На изделиях, найденных в Вологде, присутствует несколько вариантов линейно-волнистого орнамента: одиночная, удвоенная и тройная волна, различные сочетания линий — от одной до пяти. Узор наносился либо палочкой (стилем), либо острым предметом (шилом, ножом). Глубина и ширина линий отражают технологические особенности. Глубокие линии являются свидетельством орнаментации сосуда по влажной и мягкой поверхности, а слабо врезанные линии говорят об исполнении декоров по уже подсушенной поверхности.
Обжиг. Прежде чем подвергнуть отформованную посуду обжигу, ее сушили в протопленных печах на соломе. Печь затапливалась утром. Температуру постепенно поднимали. Обжиг прекращался, когда изделия начинали краснеть. Но их еще оставляли в печи до следующего утра.
 
Праздничный колокольчик к юбилею Вологды/ Фото: автора
 
Керамика по-вологодски
 
При раскопках средневековых поселений археологи находят тысячи фрагментов глиняной посуды. Вологда не стала исключением. В 2006 году в результате археологических раскопок на улице Бурмагиных была получена представительная коллекция керамики, охватывающая период с 13-го до начала 20-го века.
Самая ранняя гончарная керамика в Вологде изготавливалась из серой глины и представлена преимущественно печными горшками. Глиняные сосуды северных мастеров отличались плавными, обтекаемыми формами, а поверхность они имели шероховатую.
В 17 — 18 веках на Русском Севере стала популярна чернолощенная керамика. Традиция изготовления такой посуды была привезена из западных областей Руси. Эта посуда с блестящими стенками издали походила на дорогую металлическую, поэтому она пользовалась огромной популярностью в среде рядовых горожан. После формовки на гончарном круге такие изделия просушивали, а затем на их поверхности наводили лоск при помощи специальных лощил, сделанных из рога, кости или просто гладкого камешка.
В конце 17 века появилась традиция покрывать керамические сосуды поливой — тонкой блестящей стекловидной пленкой.
В Вологде использовались и другие способы обработки керамики, придающие сосудам прочность и дополнительную привлекательность. Например, «обварка» горшков в мучной «болтушке»: горшки, быстро поворачивая, окунали в приготовленную для этого в корыте жидкую мучную массу. Под воздействием жара «болтушка» сгорала, оставляя на стенках сосуда темные округлые пятна и живописные разводы. Еще одним методом обработки изделия было агнобирование: покрытие сосуда перед обжигом белой жидкой глиной.
 
Глиняная игрушка
 
Помимо предметов хозяйственного назначения мастера по керамике изготавливали и художественно-декоративные изделия. Изначально скульптурные изображения из глины использовались в языческих обрядах. Но постепенно такие изображения утратили мифологический смысл и стали игрушками в собственном смысле слова. Глиняные игрушки делали почти везде, где были залежи глины, и где занимались гончарством. Наиболее известным центром этого промысла стала слобода Дымково (г. Вятка).
История дымковской игрушки тесно связана с Вологодским краем. В 15 веке великий князь Иван III стремился подчинить Москве непокорных жителей Великого Устюга. Многих ремесленников из этого северного города переселили в глухие места на реку Вятку, в окрестности города Хлынова. Переселенцы основали слободу, которую назвали Дымково. Там, по преданию, и появились в конце 15-го - начале 16-го века первые дымковские игрушки. 
Другим не менее известным центром глиняной игрушки стал Каргополь (в 20-е годы он входил в состав Вологодской губернии). Примечательная особенность каргопольской игрушки заключается в том, что наряду с традиционными фигурками мастера лепили и фантастических животных. Каргопольские игрушки – это фигурки небольшого размера (8–14 см). Пропорции человеческого тела у персонажей несколько нарушены: у них крупные головы, длинное туловище, а руки и ноги короткие. Обожженные игрушки покрывали белой краской. Для росписи каргопольской игрушки характерны белые, розовые, зеленые, сиренево-синие, желтые, оранжевые и красные краски неярких оттенков.
Делали игрушки и в селе Ерга, расположенном в 40 км от Череповца. Особенно славились глиняные свистульки местных мастеров. Они были небольшими по размеру (около 5 см) и разнообразными по форме (изображались не только живые существа, но и неодушевленные предметы — сани, самовары, граммофоны.
 
Панно из керамики / Фото: автора
 
Развитие промысла
 
Производство керамики не забыто и в наше время. Мастера продолжают и возрождают традиции этого ремесла. В центре народных художественных промыслов и ремесел «Резной палисад» проводятся мастер-классы по гончарному делу. Там дети сами могут изготовить игрушки из глины. В Вологодской областной научной библиотеке имени Бабушкина была проведена выставка произведений мастерицы Ольги Владимировны Поповой.
Более тридцати лет выпускает керамическую продукцию сокольский завод «Керамос». Его продукция пользуется спросом не только на Вологодчине, но и в соседних областях. Сначала это был небольшой участок при заводе, выделившийся затем в отдельное предприятие по выпуску керамических изделий. Об этом предприятии «МК» расскажет в одном из следующих номеров.
Также в Вологде с 1992 года существует единственная студия керамики «Синяя птица» («МК» писал об этой студии в № 39). Помимо этого, с 2007 года в Вологде функционирует предприятие ООО «ПромТрейд», которое реализует керамическую продукцию, произведенную заключенными. Среди этой продукции декоративные панно, колокольчики, выполненные в технике майолика (разновидность керамики, изготавливаемая из обожженной глины с использованием расписной глазури).
 
Декоративная тарелка из керамики / Фото: автора
 
«Все изделия созданы вручную, заключенные вкладывают в них свою душу. Я мечтаю открыть в Вологде реабилитационный центр, где люди, вышедшие из мест лишения свободы, смогли бы заниматься изготовлением изделий из глины, в первую очередь, художественно-прикладного значения», - рассказал МК представитель предприятия Николай Гудков. Будем надеяться, что его мечта осуществится, и традиции производства керамических изделий продолжат не только мастера, специально изучавшие это ремесло, но и лица, на первый взгляд, далекие от искусства.
 
Вадим Каминский («МК» - Вологда»).

 
Справка МК:
Керамика - изделия из неорганических материалов и их смесей с минеральными добавками, изготавливаемые под воздействием высокой температуры с последующим охлаждением. Слово «керамика» происходит от греческого «keramos», что значит «глина» (Из Википедии).
 
(В материале использована собственная информация, а также выдержки из статьи «Гончарная керамика Вологды». Журнал «Археология Вологды», 2007 год)
 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру