В Вологодской области учителя-словесники все чаще сталкиваются с детьми, которые никак не могут овладеть навыком грамотного письма. Родители ругают детей за «двойки» по русскому языку, а все ошибки списывают на лень и невнимательность ребенка. Кто прав, кто виноват, разбиралась редакция «МК в Вологде».
Термин дислексия впервые употребил Рудольф Берлин в 1887 году, когда поставил диагноз мальчику, у которого были проблемы с чтением. При этом никаких психических и умственных нарушений у ребенка обнаружено не было.
Нужно различать термины «дисграфия» и «дислексия» и понимать, что дисграфия — это невозможность ребенка обучиться правильному письму, дислексия — неспособность научиться читать. Трудности в процессе чтения и письма у человека возникают в начальных классах, когда он погружается в учебный процесс. Родители поначалу не придают значения, когда их ребенок неправильно пишет слова или пропускает их при чтении. Зачем паниковать, если дитя только учится! Обычно семья обращается за помощью к специалистам (неврологу, логопеду, нейропсихологу), когда успеваемость ребенка значительно отстает по сравнению со сверстниками. Отсюда – его нежелание учиться. Ошибка взрослых – ожидание, что школьник «перерастет» трудности. Но чем раньше специалисты проведут тщательную диагностику и коррекционную работу, тем больше будет возможностей скорректировать возникшие трудности у ребенка.
Нередко дислексию называют «врожденной» безграмотностью, с чем некоторые специалисты категорически не согласны. Да, ребенок может вызубрить орфографические правила, но не уметь их применять в письменной речи. Сколько бы усилий он не прилагал, чтение текста дается ученику с трудом, он пытается угадать окончания слов, переставлять буквы или слоги в слове. И поскольку все его внимание сосредоточено на чтении, то при понимании смысла прочитанного возникают особые сложности. При этом интеллект у ребенка сохранен, нарушений в функционировании органов слуха и зрения не наблюдается.
Симптомы дислексии в дошкольном возрасте: запоздалое развитие речи; трудности в изучении и произношении слов; плохая словесная память (трудности при вспоминании слов, путаница); сложности в освоении базовых навыков письма и чтения; путаница в расположении букв и слов; проблемы в общении со сверстниками.
Симптомы дислексии в младшем школьном возрасте: трудности с распознаванием слов; замена слов, схожих по смыслу и звучанию; переворачивание (инверсия) и перестановка (транспозиция) букв, слогов и слов при чтении; разворот букв при написании; путаница в арифметических знаках.
Любовь Кулешевская, учитель русского языка и литературы:
«В последнее время дети с дислексией встречаются очень часто (в то время как в 90-е годы у меня было 2-3 человека на два класса). Принцип - внимательное отношение к таким детям, индивидуальный подход, тщательная проверка их работ, объяснение, работа над ошибками - прописывание слов, в которых допущено неверное написание, дописывание слов, орфографическое письмо. Необходимо обращать внимание на устную речь, на проговаривание слов, на чтение коротких текстов без ошибок, работу с паронимами, проводить контрольное списывание вместо диктанта или диктант в формате орфографического чтения».
Слова не вытянешь
Как признаются учителя словесности, если в 90-е годы в школе, как правило, был логопед и хорошо помогал учителям русского языка с теми детьми, у которых наблюдались дислексия и дисграфия, то сейчас данные специалисты есть не в каждой школе, и учителям это значительно затрудняет работу.
По словам Начальника Управления образования Администрации города Вологды Ирины Гуляевой, логопедов вводят во все школы города Вологды, где они требуются. Кроме того, учитель может самостоятельно пройти переподготовку по дефектологии. Такая инициатива со стороны учителей всегда приветствуется.
Еще в прошлом году Министр образования и науки РФ Ольга Васильева заявила, что убрать ставки педагога-психолога и логопеда из школ было ошибкой. Она отметила: «Не имея логопеда в дошкольном учреждении и школе, мы не можем двигаться дальше, потому что пробелы в получении знаний будут очевидны».
На территории Вологодчины на 1 сентября 2018-2019 учебного года в 78 школах муниципальных районов и городских округов области в должности учителя-логопеда начнут осуществлять свою деятельность 92 человека. Таким образом, в настоящее время в 275 общеобразовательных организациях отсутствуют учителя-логопеды, но в то же время по сведениям, предоставленным органами местного самоуправления муниципальных районов (городских округов), потребность в данных специалистах существует лишь у 99 организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Об этом редакции «МК в Вологде» сообщили в Правительстве Вологодской области.
И если раньше дисграфия и дислексия были единичными случаями, то сейчас их становится больше. Причин много. Одна из очевидных – появление в жизни детей социальных сетей. Дети неохотно как читают, так и пишут, тем более что в социальных сетях предпочтение отдается общению путем голосовых сообщений.
Сейчас родителям не терпится научить малыша рано читать и писать. Преждевременное обучение чтению по неправильной методике может принести больше вреда, чем пользы. В первую очередь малыш должен научиться разбираться в отдельных звуках, а уж потом понимать, что из них состоят слова, а слова из текста.
Нашей редакции удалось связаться с выпускницей одной из вологодских школ, которая столкнулась с дисграфией. Несмотря на все сложности, Дарья Любимова (имя и фамилия изменены. – Прим.авт.) окончила 11 классов с золотой медалью и сейчас успешно учится в вузе.
Дарья Любимова:
«Моя история предельно проста. Поскольку родители много работали, а я много болела, то до первого класса большую часть года я жила с бабушкой и дедушкой в другом городе. Буквально пару недель осенью и несколько дней весной я проводила дома у родителей. Бабушка с дедушкой научили меня читать и писать. Проблема была только в том, что от рождения я оказалась левшой, а учили писать меня правой рукой, да еще и в три года, когда ребенок психологически совсем не готов к такой серьезной нагрузке. В детстве мне было очень трудно привыкнуть к перемене обстановки, и я постоянно путалась: дома называла маму бабушкой, а бабушку упорно звала мамой. Все это не могло не отразиться на дальнейшей жизни.
В школу я пошла уже полностью подготовленной: умела читать, писать, знала таблицу умножения и деления. Мне было скучно первые пару месяцев в школе, пока шло изучение букв. Явные проблемы появились тогда, когда мы начали прописывать целые слова и предложения. В каждой письменной работе я упорно путала парные согласные (п-б, к-г, т-д, ф-в) и пару гласных (у-ю). В начальной школе учительница делала исправления, но не придавала этим ошибкам большого значения, как, впрочем, и родители, которые никогда не следили за моими уроками.
В средней школе стало намного труднее. Я начала путать буквы «з» и «р» на письме, а затем «д» и «с», «ц» и «х». Для меня было мучением написать слово «здравствуйте» в начале каждого словарного диктанта. Приходилось (да и приходится) до сих пор проговаривать вслух каждую букву слова отдельно и по несколько раз, но я все равно умудряюсь делать ошибки в этом слове. В поздравительных открытках я совсем не дописывала окончания прилагательных. Сейчас это кажется мне забавным, несмотря на то, что сталкиваться с подобными вещами приходится и по сей день.
В старшей школе я всерьез забеспокоилась, ведь на носу были экзамены, а я до сих пор умудряюсь допускать такие, казалось бы детские, ошибки в самых элементарных словах. К счастью, с пятого класса русский язык у нас преподавала замечательная женщина, по совместительству логопед, которая давно заметила у меня эти отклонения. Она проанализировала мои письменные работы за всю начальную школу и за все годы обучения вплоть до десятого класса, провела консультацию, на которой мы выяснили, что эти отклонения могут быть связаны с моим детством. Она объяснила мне, что такое «дисграфия» и рассказала, что в этом нет ничего страшного, но делать что-то слишком поздно, поэтому нужно стараться как можно лучше концентрироваться на написании самих букв, проговаривать их, пока пишешь, проверять все очень тщательно.
Бороться с проблемой гораздо проще, когда понимаешь, что это за проблема и откуда у нее растут ноги. В одиннадцатом классе я очень серьезно следила за всем, что пишу на русском языке. Однако, волею судеб, мне пришло в голову решение поступать на факультет иностранных языков, и необходимо было усиленно подтягивать английский язык.
Если я очень волнуюсь, несмотря на то, что хорошо заучила и точно знаю написание всех слов, даже самых-самых простых, я перепутаю между собой как согласные, так и гласные буквы практически в каждом из них, переставлю местами или просто не напишу нужные буквы в любой части слова. Было не смешно.
Сейчас я учусь на четвертом курсе по специальности «Переводчик». У меня три рабочих языка: русский, английский и немецкий. На начальном этапе изучения немецкого языка я обнаружила, что не понимаю написанное. Вижу палки и все. Оказывается, дисграфия может перекликаться с дислексией и наоборот. Письменный немецкий у меня никакой, и это спустя три года его изучения. Русский и английский стараюсь контролировать, но удается с трудом. Любая нервная ситуация, любой недосып или малейшая усталость - и я превращаюсь в некомпетентного специалиста от слова «совсем». Кто-то из преподавателей понимает, кто-то говорит, что такой болезни как дисграфия не существует, и я просто ленюсь. Не было бы так обидно, если бы я не проводила за занятиями большую часть своего свободного времени, не трудилась так усердно и так старательно.
На русском языке я до сих пор периодически пишу с грубейшими орфографическими ошибками даже в соцсетях. Автокоррекция – это мое спасение: перепроверяя написанное, я не вижу подмены или пропуска букв. Близкие люди сначала откровенно издевались, подшучивали или ругались, но затем смирились. Единственное, что я сейчас могу с этим сделать, - это донести до взрослых людей, родителей, преподавателей, коллег, студентов одну простую истину: иногда человек имеет какие-то нарушения, к несчастью, бывает так, что они мешают его реализации в профессии или попросту затрудняют повседневную жизнь. Не нужно смеяться, не нужно ему на это тыкать, не нужно злиться на него, ведь пренебрежение и грубость лишь обостряют проявление проблемы. Поддержите, мягко укажите на неточность, будьте терпимее и следите за своими детьми, обращайте внимание на их ошибки, занимайтесь с логопедами еще в начальной школе».
Учитель русского языка одной из вологодских школ Елена Суманова (имя и фамилия изменены. – Прим.авт.) работает с детьми, большинству из которых поставлен диагноз «ЗПР» - задержка психического развития. Такие ребята учатся в обычных школах, но в коррекционных классах. Дислексия у детей с ЗПР выражается в долговременном и затрудненном овладении техникой чтения, недостаточном понимании смысла прочитанного, осложненном восприятии и воспроизведении буквенных символов.
«В 2018 году я выпустила 9 класс, где почти все дети - с ЗПР. В основном при их обучении проблема состояла в чтении текста. Некоторые ученики читали его медленно, были и те, кто читал по слогам (и то с ошибками). Отсюда полное непонимание смысла прочитанного. Исправлять подобные проблемы без помощи специалиста – сложно, - отмечает Елена Суманова. - У меня были по расписанию специальные коррекционные занятия, где я могла потратить на это время. Я выдавала им тексты в два раза меньше по объему, чем остальным, и просила сначала прочитать про себя столько раз, сколько им потребуется для осознания каждого слова и хотя бы какого-то понимания смысла самого текста. Потом уже они озвучивали его вслух, и здесь приходилось исправлять каждую ошибку и просить повторить это слово или словосочетание еще раз. Некоторым детям почти невозможно списать готовый текст, не допустив при этом ошибки. Поэтому им приходилось систематически выдавать на некоторых уроках небольшие карточки с текстами, где им не нужно было вставлять пропущенные буквы или знаки: его нужно было просто списать. Таким образом дети сосредотачиваются именно на этой задаче, запоминают облик слова и не искажают его пропуском букв или их сменой мест».
Людей, страдающих дислексией и дисграфией, большое количество. И об этом многие не подозревают, даже учителя. Не стоит думать, что люди с нарушениями чтения и письма неполноценны интеллектуально. Это не так.
Нужно помнить, что детям стоит помогать. От того, что в классе им будут ставить «двойки», ситуация только ухудшится. А родителям нужно не ругать ребенка, а обследовать его.