МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Вологда

Праздники: старое и новое

Говорят, что праздника чем больше, тем лучше. Особенно это актуально для русского менталитета

К примеру, начало купального сезона у славянских народов ассоциировалось с днем под названием Аграфена Купальница. А в нашей губернии в этот день для нищих выставляли столы с постными блюдами. Причем ели они все исключительно за счет деревни, а их количество порой достигало трехсот человек.

Говорят, что праздника чем больше, тем лучше. Особенно это актуально для русского менталитета. Еще с языческих времен наш народ любил устраивать увеселительные мероприятия: будь то окончание зимы или собирание цветов.

К примеру, начало купального сезона у славянских народов ассоциировалось с днем под названием Аграфена Купальница. А в нашей губернии в этот день для нищих выставляли столы с постными блюдами. Причем ели они все исключительно за счет деревни, а их количество порой достигало трехсот человек. В этот день было принято всю ночь, сняв с себя одежду, копать полезные коренья или искать клады. А в окрестностях Кириллова в этот день девушки, надевая лучшие платья, ходили по домам и просили подарить им девичьи украшения.

Языческие традиции в христианстве

Вообще начальный период нашего славного города изучен весьма слабо. Очень мало исследователей смогли отыскать в закоулках истории сведения о том, как и что праздновали языческие вологжане. Но одним из таких авторов является Александр Тарунин. В серии своих статей он описывает некоторые из обрядов, свойственных именно нашему краю.

Например, празднование Семика, иначе именуемого Русалкиным Велик-днём. Название происходит от того, что отмечался он в четверг на Русальной неделе.

И вот тут есть примечательный момент: на этой самой неделе вологжане поминали «заложных «покойников» у Убогих домов». А время проведения совпадало с Троицким циклом христианских праздников.

И вообще в этом случае очень легко прослеживается, как христианская традиция переняла языческую. Ведь Троица впоследствии стала ориентироваться именно на русальную неделю.

Семик – иначе троицкий четверг, Русалкино заговенье - первый день Петрова поста.

При ближайшем изучении вылезают на поверхность и другие совпадения. Как известно, православные христиане в Троицу украшают дома и храмы зелеными веточками березы и цветами. Эту традицию связывают с Ветхозаветной Церковью, когда дома и синагоги украшались зеленью в Пятидесятницу в память о Синайской горе, где все цвело и зеленело в день, когда Моисей получал скрижали. Сионскую горницу, где на апостолов сошел Святой Дух, в то время тоже украшали ветвями деревьев и цветами. Однако примечательно то, что еще до прихода христианской традиции на Русь, в Вологде в это время девушки «приносили домой березовые ветки в качестве оберега от злых сил». А также собирали цветы для украшения домов, «купались и завивали березки, гадали по плывущим венкам и водили веселые хороводы, умывались березовым соком». И вообще весь этот период именовался «зелеными святками». Так что, вполне возможно, что это не совпадение, и праздник Троицы ведет свое начало именно от языческих «русалий».

Променяли Ивана на Иоанна

А затем шел всем известный, отмечающийся где-то до сих пор, самый главный праздник язычников «разгульный Иван Купала», или день летнего солнцеворота. Александр Тарунин так пишет о нём: «В этот день на холмах, на берегах рек и озер с помощью живого огня разводились большие костры, через которые прыгала молодежь и вокруг которых устраивались игрища, пляски и хороводы. Участники празднества поутру умывались росой, обливались водой и купались в реках, завивали венки, украшали жилища зеленью, сжигали чучело ведьмы и отыскивали ночью волшебные травы». Женщины в этот день рано утром «черпали росу», то есть проводили чистой скатертью по траве, и, выжав влагу, умывали ей лицо и руки.

Как известно, уже существовавшая в то время христианская церковь запрещала такие обычаи, считая их «бесовскими». Для этого даже был создан праздник Рождества Иоанна Предтечи, чтобы изжить в народе языческую традицию. Любопытно даже само совпадение имен: Иван и Иоанн. В Вологде храмы православного святого построили на местах, где исконно жгли купальские костры: в Дюдиковой пустыни – недалеко от города на левом берегу Вологды, и в Рощении – на месте языческих поклонений, простиравшемся от берега реки Вологды до Сенной площади.

Вологодский исследователь приводит слова из Стоглава: "в домех и по улицам ходя и по водам глумы творят всякими играми и песньмисотанинскими... И егда нощь мимо ходит, тогда отходят к роще с великимкричанием, аки бесы омываются росою". Но лишить славян самой мистической ночи в году так и не удалось, еще очень долго она сохранялась, несмотря ни на что.  Как впрочем, и Масленица. В наши дни она отмечается так же широко, как и сотни лет назад. Всю неделю вологжане пекут блины, и каждый год в последний день устраивают традиционные гулянья, кулачные бои ("бьющеся дрекольем до самыя смерти") и сжигают огромное чучело на реке. В общем, весь комплект языческих традиций. Правда, и Масленица тесно связана с христианством. В славянской традиции масленичное воскресенье называли целовальником или заговинами маслеными. Было принято просить прощения у родственников, ходить на кладбище. Ведь впереди ждал Великий пост. Не будем даже рассказывать, как дело обстоит в православии, ведь традиции совпадают вплоть до мелочей.

Наш край вообще был славен на праздники, особенно на святочные. Александр Тарунин пишет: «О том, что в Вологде "всегда шумно и весело проводились святки", сообщает нам в своем "Дневнике писателя", вышедшем в 1907 году, Л. Александров. Языческое название зимних святок - "коляды". Этот 12-дневный праздничный цикл включал в себя целую череду древних языческих обрядов: ряженье, изготовление кутьи, девичьи гадания о суженом-ряженом, колядование, обходы домов, посиделки, общесемейные трапезы, ритуальное сожжение соломы, прославление Авсеня и т. д.»

Пришло время разобраться и с главными христианскими праздниками Рождеством и Пасхой. У славян первые шесть дней Нового года была посвящены "волохатому" скотьему богу. Отсюда берет свое начало и понятие «ряженье». А завершались они "волосовым днем", отмечавшемся 6 января – современный сочельник. С Пасхой еще проще: например, традиция красить яйца пошла именно из язычества. «Яйцо в глазах древних славян с его способностью превращаться в птицу символизировало возрождение через преодоление смерти. Принося яйца в жертву духам и божествам, их первоначально обмазывали кровью животных и лишь затем начали окрашивать в какие-либо яркие цвета и покрывать росписью (писанки)», - пишет вологодский исследователь.

Новое - это хорошо забытое старое

А вот в царской России праздники тоже любили, но единого общенародного календаря выходных и праздничных дней не существовало. Ведь праздники в официальном календаре распространялись только на служащих гражданских ведомств и учреждений, учащих и учащихся гражданских учебных заведений. Для остальных категорий населения подготавливались специальные правительственные документы, в которых определялись «дни отдыха».

На смену монархии в нашу страну пришел режим, где праздники поменяли свою «родословную» и стали успешным политическим проектом. Праздничный календарь на протяжении советских времен менялся не один раз, а вместе с ним содержание и восприятие этих дат населением.

«Время советов» ушло, однако праздники, отмечавшиеся в те времена, легли в основу календаря сегодняшней страны.

У нас нет возможности узнать, что думали язычники о насаждении им новых традиций и обычаев, но подобная ситуация, на наш взгляд, повторилась и в случае смены советских «красных дней календаря» на российские выходные. Чтобы узнать мнение современных вологжан, мы провели опрос. Он показал совершенно разные мнения: кому-то хочется вернуть советские праздники, ведь «они были веселей», а кто-то считает, что они «вообще никуда не уходят».

«Из советского прошлого остаются самые сакральные, такие как Новый Год (до СССР активно не отмечался), 9 мая, 23 февраля и 8 марта. А наиболее узнаваемые праздники времен Российской империи, наоборот, вводятся, например, рождество, пасха. Это укладывается в канву новой парадигмы государственной идеологии, точнее одной из ее частей - объединение в народной памяти периодов имперского и советского. Признание того факта, что и первое, и второе - неразрывные части единого процесса государственности России», - делится житель Вологды.

Но все же, чем дальше мы уходим от времен нашего детства и юности, тем менее актуальными становятся и те события, что отмечались. И государство придумало альтернативу, введя новые уже российские праздники. Так, в СССР 7 ноября отмечался Государственный праздник «День свершения Октябрьской революции». Как известно, выходными считались 7 и 8 ноября, и производство работ в эти праздничные дни воспрещалось на всей территории Союза. Но после «развала» начали постепенно вытеснять суть события. Сначала 8 ноября стал рабочим днём, затем 7 ноября стал Днем воинской славы, затем Днем согласия и примирения. А с 2005 года в связи с учреждением нового государственного праздника — Дня народного единства — 7 ноября вообще перестал быть выходным днём. И на смену этому событию пришло новое – 4 ноября - «День народного единства».

С «Днем России» тоже дело обстоит интересно. Датой этого праздника считается 12 июня - день, когда была принята Декларация о государственном суверенитете РСФСР, а через год на выборах президента победил Борис Ельцин. Наверное, было бы лучше выбрать для «Дня страны» какую-то более глубокую историческую дату, ведь в памяти еще огромного количества россиян, любивших «Союз», этот день является скорее трагическим, чем праздничным.

Статистика подтверждает: День Великой Октябрьской Революции до сих пор празднуется 36 % населения России. И не каждый россиянин может сходу вспомнить наименование праздника, отмечающегося 12 июня.

Это говорит о том, что советские праздники очень прочно вошли в сознание народа, как когда-то языческие. И это неудивительно, ведь чтобы праздник укоренился, он должен быть очевидными и понятными для большинства граждан.

Каждому…по празднику

Помимо не сильно близких к сердцу россиянина новых государственных праздников, среди молодежи начинают отмечаться западные праздники. Такие, как Хэллоуин, День Святого Валентина, или недавний «День отца».

Конечно, внедрение в нашу жизнь таких праздников выгодно предпринимателям, ведь они приносят немаленькую прибыль от продажи сувениров. Но всем ли по душе «иностранщина», о сути которой большинство даже не догадывается?

Мнения в таких вопросах расходятся. Жительница Вологды Светлана говорит: «Чем больше традиций других стран и народов мы впускаем в нашу обособленную жизнь, тем эта наша жизнь становится более яркой и наполненной. Поэтому я считаю, что все праздники имеют место быть».

А молодой человек, выросший в Вологде, но уехавший в другой город, считает, что Хэллоуин и День Святого Валентина далеко не везде отмечаются. «Все зависит от региона, есть места, где эти праздники не распространены, даже среди молодежи», - делится Юрий.

С «Днем матери» вообще все проще: большинство вологжане считают, что если есть такой, то почему бы не быть «Дню отца». «Чем больше праздников в нашей скучной и серой жизни, тем лучше! Но я, как человек, выросший в советской стране, грущу по советским праздникам, ведь это моё детство и юность», - делится с нами жительница города Светлана.

В заключение хочется сказать, что поколения сменяют друг друга, как и праздники в нашей стране. И на сегодняшний день дело обстоит так, что каждый житель может выбрать для себя события, которые ему по душе. Все зависит не только от государства и вероисповедания большинства, но и от самих граждан.

На смену языческим праздникам пришли христианские, на смену им советские, которые затем вытеснили российские. Все течет, все изменяется, но главное заложено не в празднике, а в людях, отмечающих его. Чем отзывчивее, сердечнее и добрее будут россияне, тем прекраснее станут и сами праздники, ведь согласитесь, всегда приятно получать подарки от дорогих людей, а дарить ещё приятней. Поэтому, чем больше у нас будет поводов для этого, тем теплее станет на душе. Ведь как сказал Иоганн Вольфганг Гёте, «мы век проводим за трудами дома, И только в праздник видим мир в очки». Так почему бы не раскрашивать наши трудовые будни чаще. И пусть поводом будет языческий Триглав, христианская Троица, советский День октябрьской революции или российский День народного единства.

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах