Золотые слова сказал Владимир Владимирович. Только как это применить на практике? Вообще, очень интересная тема – коррупция. И главное – для России она всегда актуальна. Вроде у нас и борются с ней, и даже сажают выборочно за взятки. Правда, все ректоров университетов, медиков, реже полицейских.
А вот глав районов не сажают. Точнее сажают, но тоже выборочно. Одному за 250 тысяч рублей условно дали, а второго за нецелевое расходование 10 миллионов бюджетных средств привлечь никак не могут. Да что там привлечь, даже с должности снять.
А вообще, наши проблемы с коррупцией из-за того, что работает принцип «рука руку моет», особенно в районах. Еще великий Салтыков-Щедрин говорил, что строгость российских законов смягчается необязательностью их исполнения. Самый яркий пример тому – начало 90-х годов, когда «семья» решала все, когда карьеру, бизнес, передел мира – все можно было сделать только через «семью», если у тебя есть доступ к этому «великому сообществу».
И если мы хотим действительно привлечь в тот или иной сектор экономики или общественных отношений грамотных профессионалов, чтобы конкуренция была честной, а не исходила из субъективных факторов, то мы должны исключить самое главное – заинтересованность одного должностного лица в другом. Порвать эту порочную связь, эту семейственность, клановость, тэйповость, которые, к сожалению, являются препятствием к нормальной системе управления.
Необходим такой порядок в обществе, чтобы чиновникам было выгодно работать, а не воровать и приспосабливаться. Поэтому нужно менять всю порочную систему. Мы с вами на деле наблюдаем кризис управленческой власти, когда глава района не справляется с подготовкой к зимнему периоду, не может обеспечить нормальную жизнь своим избирателям, жителям своего района. Нет ответственности и нет чувства долга, нет чувства собственного достоинства. Не у всех, конечно. Есть отдельные главы муниципальных образований, есть губернаторы, главы субъектов Российской Федерации, фанатично преданные своим жителям, своей земле. Возьмите Вологду, где строятся спортивные сооружения, жилье, все работает, люди живут, а не выживают.
И фаворитизм, к сожалению, на Руси еще пока никто не отменял с великих екатерининских и доекатерининских времен. Но мы же пытаемся войти в цивилизованное мировое пространство, где вся система нравственных принципов в обществе построена так, что не принимает нарушений закона. О чем говорит сегодня президент? О правовом нигилизме, когда закон не соблюдается, игнорируется, потому что сознание не привыкло к тому, что надо соблюдать закон не из-за страха перед наказанием, а потому что это система отношений.
А зачем принимать законы, которые дают маленький эффект? Не лучше ли принять закон (это, конечно же, наивный вопрос), который раз и навсегда шарахнет по этим коррупционерам: либо в тюрьму, либо, ребята, уходите с госслужбы заниматься частным делом.
Грузия, к примеру, проделала совершенно невероятный путь, и это связано с тем, что социальные гарантии в правоохранительной системе коренным образом изменились. С одной стороны выросла заработная плата, право на жилье, медицинское обслуживание. С другой стороны, ужесточилось наказание за коррупционные преступления. И система стала работать.
Я помню информацию, в которой говорилось, что в Подмосковье один судья за один день рассмотрел два дела. Бизнесмену, который украл около 20 миллионов рублей, дали 3 года условно, а человек, который разбил табачную палатку и украл 2 блока сигарет, получил 3 года колонии строгого режима. То есть, чем больше украл, тем меньше шансов отправиться в тюрьму. Но это еще и показатель той самой ситуации, когда «все схвачено».
В районах, где глава – удельный князь, а его приближенные – князьки, руководители контролирующих органов, как правило, в команде: кому земли дали, кому квартиру, кому еще чего. И поэтому, как бы ни бились те же местные депутаты или сотрудники КСП района – все останется на бумаге, никто ход делу не даст, потому что все в деле. Это вопрос справедливости, потому что самая главная функция правосудия – восстановить нормативы равенства и справедливости. Чтобы за деяние наступало такое наказание, которое в глазах общественности является адекватным совершенному.
В мире
Минэкономразвития решило обобщить мировой опыт решения проблемы. Методы ловли взяточников во многом схожи. В Скандинавии, имеющей наименьшие показатели коррупции, нет особой разницы между декларациями доходов чиновников и обычных граждан.
В Дании и Норвегии госслужащие обязаны подавать такие же декларации, как и работники частного сектора. В Швеции обходятся и вовсе без деклараций. Но в Дании информация о других источниках дохода граждан (сбережения, пенсионные вклады, акции и облигации, недвижимость) поступает в налоговую службу. Например, приобретение недвижимости фиксируется регистрационной конторой городского (поселкового) совета, и данная информация автоматически передается налоговикам.
А в Швеции существует отработанная система финансового контроля, охватывающая всю банковскую и платежную систему страны.
В Канаде все граждане, получающие регулярный доход от своей трудовой деятельности, вне зависимости от своей профессиональной принадлежности к госслужбе представляют единый документ (декларацию о доходах). В более коррумпированной Италии, контроль за чиновниками чуть жестче. Специальное налоговое агентство предусматривает проведение «оценки покупательской способности» конкретного физического лица. Правда, по итогам такой оценки, даже если у человека находятся вещи, которые он никак не мог купить, не следует применение каких-либо санкций. Но и бесследно для граждан такая проверка не проходит. Как правило, она служит основой для углубленного изучения декларации о доходах.
В Китае, как известно, за коррупцию расстреливают. Но для начала все государственные служащие и приравненные к ним лица ежегодно представляют в налоговые органы декларацию о доходах. Там указывается информация об имеющейся у чиновника недвижимости, банковских вкладах и т.д. Сотрудник государственного органа КНР заполняет декларацию на себя, а также на ближайших родственников.
За что бы вы сняли с должности главу района?
Мы спросили об этом у вологжан.
Артур: За подхалимаж и лесть вышестоящему начальству
Маргарита: За нецелевое расходование средств, разбазаривание бюджетных средств.
Алексей: Все, что он делает в личных интересах и для личной выгоды, только из-за этого. Так и получается коррупция, когда глава извлекает из всего личную выгоду. Я не буду приводить примеры, они всем ясны. Главу выбрал народ, поэтому он должен для народа, для общества что-то делать, а не о себе думать.
Игорь: Я бы отстранил за нарушения, которые связаны с личным обогащением главы, если есть корыстные интересы.
Олег: За безынициативность. Это для меня основной критерий – человек хочет работать или не хочет. Если есть инициатива, запал, огонь, и он может что-то делать, то надо смотреть. Хотя и из-за проблем ЖКХ я проголосовал бы «за», если бы нас спрашивали.
Василий: За неправильное, несправедливое расходование бюджетных денег.