Проблема импортозамещения лекарств поднялась ещё в 2010 году. Через год, в 2011, запустилась госпрограмма «Фарма-2020», которая предусматривает, что к 2020 году доля лекарств отечественного производства в общем объёме потребления в России должна вырасти до 50 процентов в денежном выражении. Сейчас известно о 130 госпроектах по разработке этих препаратов в нашей стране.
Задумывался о замещении лекарств и президент. В майских указах 2012 года Владимир Путин поставил задачу к 2018 году объём отечественных лекарств довести до 90%.
Сейчас самое время подводить промежуточные итоги. Власти говорят, что в конце 2015 года из 608 импортируемых жизненно необходимых лекарств 413, или 68 %, производится в Россия. В целом же объём производства лекарственных препаратов в нашей стране за четыре года увеличился аж в два раза.
Но кроме увеличения объёма производства есть ещё одна мера. Это ограничение госзакупок иностранных лекарств. Но не всех, а только входящих в список жизненно важных. Даже аббревиатура есть специальная - ЖНВЛП. Импортное лекарство не сможет участвовать в госзакупке, если есть предложение хотя бы от двух отечественных производителей или поставщиков из стран Евразийского экономического союза — Белоруссия, Армения, Казахстана и Киргизии. На импорт останется небольшой по объему сегмент так называемых «революционных» препаратов, формула которых защищена фармацевтическим авторским правом. Главный мотив сформулирован так: социальная безопасность страны, её независимость от фармацевтического импорта.
Это постановление будет распространяться на 608 препаратов. Из них 282 делают два и более российских производителя. У такого постановления есть как сторонники, так и противники. Противники импортозамещения лекарств считают, что качество российских лекарств заведомо хуже импортных. В этом вопросе есть нюансы.
Основная масса фирм закупает сырье за рубежом, а в России только занимается фасовкой, а рынки закупа — те, что могут предложить самый низкий прайс (это Индия и Китай) — не контролируют дженерики (копии оригинальных лекарств).
Законы регулируют качество отечественных лекарств. К тому же сейчас вводятся поправки в законодательство, которые предусматривают дополнительные меры по усилению госконтроля качества. Но внедряются эти меры достаточно медленно. К тому же, существуют сложности с регистрацией. То есть теоретически Россия может производить больше лекарств, но сначала нужно закончить с бумажной волокитой.
Чтобы иностранному производителю поучаствовать в российских госзакупках, нужно создать в России локализованное фармацевтическое производство. Российские фармпроизводства расположены в Санкт-Петербург, где разрабатывают лекарство от гепатита В и С, в Новоуральске, где синтезируют отечественный инсулин и антибиотики, а также в Ярославской, Калужской областях и в Подмосковье.
Мы решили спросить наших, вологодских деятелей, что же они думают о новом законе.
«С одной стороны, можно утверждать, что такая норма в данных политических реалиях весьма разумна. Мы должны поставить преграду перед теми лекарствами, которые идут на наш рынок. И далеко не всегда импортные препараты соответствуют заявленной классификации. Контролирующие органы уже не раз выявляли подделки. Бывало, что изготавливали в странах третьего мира, а расфасовывали в другом месте. Я считаю, что проблему нужно рассматривать и решать глобально. Во-первых, это развитие той инфраструктуры, которая обеспечивала бы производство настоящих медицинских препаратов на нашей территории. У нас и сейчас уже производятся некоторые лекарства хорошего качества и по разумной стоимости. Но не всегда есть сырьё для нужных лекарств. И как раз это сырьё завозится из-за рубежа. Все эти моменты надо сводить и выстраивать гибкую систему производственных отношений медицинской промышленности. Без настоящего производства, настоящего контроля не будет и программы импортозамещения. Поэтому надо очень осторожно подходить сейчас к ограждению ввоза на территорию Российской Федерации тех или иных медицинских средств», - прокомментировала нам Марина Денисова, депутат Законодательного собрания Вологодской области.
«У отечественных и импортных препаратов одна и та же химическая формула и действующее начало одинаковое. Поэтому лечебный эффект они оказывают равноценный. Хотя, на самом деле, он может несколько отличаться по качеству. Хотя другого не дано, федеральный закон не позволяет. И аукцион проводится именно таким образом. И если пациенту требуется определённое лекарство, то он его получит. Это определяет врачебная комиссия. На населении такие меры никак не отразятся. Наша первая задача – обеспечить людей качественными лекарствами. Так что ни на людях, ни на качестве лечения такой закон никак не отразится», - считает депутат Заксобрания, заместитель председателя постоянного комитета по образованию, культуре и здравоохранению Сергей Пахарев.
А Александр Морозов, тоже областной депутат, видит в импортозамещении только хорошее: «До начала перестройки наша страна снабжала граждан собственными лекарствами, причём хорошего качества, на 90%. И лекарства были хорошие. Сейчас наша фармпромышленность практически не работает. И если страна хочет, чтобы у неё была перспектива, она должна себя по максимуму обеспечивать не только танками и ракетами, но и тракторами, комбайнами. И продуктами питания. И лекарствами. Это в обязательном порядке. На это должно выделяться финансирование, причём не только производствам, но и научным разработкам. И этот путь на перспективу абсолютно оправдан. На населении это отразится однозначно положительно. Ведь в конечном итоге лекарства, произведённые в своей стране дешевле, чем то же самое, привезённое из-за рубежа. Но это постоянная, кропотливая и долгая работа. Штурмом тут не взять. Государство должно контролировать эту отрасль в постоянном режиме».