Ситуации, в которые попадают наши соотечественники за рубежом, заставляют задумываться не только о том, что родина начинается со странички в твоем букваре, но и о том, что заканчивается она за пределами родного государства. И там, где внезапно и вопреки законам родного государства эта самая родина заканчивается, ты можешь рассчитывать только на себя.
Не так давно в нашем городе произошел случай, который вскрыл еще раз вопрос, поднимавшийся не раз, и который все-таки требует какого-либо грамотного разрешения. Наш вологодский педагог, руководитель одного из учебных учреждений города компенсирующего типа, отправилась с семьей в долгожданный отпуск в Доминикану. Поездка по экзотическим направлениям не была первой, поэтому традиционный набор правил поведения за рубежом был знаком. Но так случилось, что буквально через несколько дней после прибытия на золотые пляжи, на нее совершает наезд автотранспортное средство, в результате чего женщина получает серьезные травмы в виде переломов со смещением, попадает в местную клинику, где ей делают экстренно операцию. Естественно, как и бывает чаще всего, страховая компания в оплате лечения отказала, сославшись на то, что план операции не был с ней согласован, а счет в несколько раз завышен больницей.
Но, здоровье -то не может быть с кем-либо согласовано, оно просто необходимо. Поэтому заставлять врачей все ломать обратно, конечно, никто не стал. И вологжане вступили в переговоры с клиникой о сумме оплаты услуг. Если кто хоть раз болел в путешествиях и сталкивался с персоналом медклиник, то знает, что прайсы для местных и для туристов сильно отличаются. И как вы понимаете, клиники Доминиканы - это вам не официальная оплата по прайсам в той же Германии.
Но дело не только в прайсах, основная проблема, если не сказать – беда, была в том, что при поступлении в клинику у вологжанки отобрали паспорт. Соответственно, далее начались качели, когда сумма за оказанные услуги менялась от 6 тысяч евро до 15 тысяч, затем переводилась в доллары, уменьшалась, снова увеличивалась, и так далее. Понятно, что при таком раскладе найти требуемую сумму было непросто. Все это сопровождалось угрозами, что, если срочно не вернут деньги за операцию, то они не вернут паспорт и не выпустят из республики обратно в Россию. Сын пострадавшей вологжанки по профессии юрист с достаточным опытом работы и, соответственно, именно он занимался разрешением ситуации из России. Самым логичным шагом было обращение в консульство России в Доминикане. Надо пояснить, что в Доминикане, или как правильно Доминиканкой Республике, нет Посольства РФ. Но есть советник Посольства Российской Федерации в Венесуэле в городе Пунта-Кана (Доминиканская Республика) Перадзе Зураб Гивович. Но, по словам сына потерпевшей Александра, последний пояснил, буквально, что «паспорт забрали правильно, помогать он ни в чем не будет, мол сами попали, то сами и выкручивайтесь».
Затем ситуация получила дальнейшее негативное развитие: муж потерпевшей Николай и дочь Светлана приехали в больницу, чтобы урегулировать вопрос погашения задолженности за операцию. Как рассказал редакции сын потерпевшей Александр, «работники больницы сразу потребовали пять тысяч долларов США, сказали, что иначе они вызовут полицию. С собой у них было только полторы тысячи долларов. Тогда в клинике вызвали полицию, приехали два наряда и увезли сестру и отца в отдел полиции (г. Пунта-Кана). Отец и сестра испанского хорошо не знают, но судя из отдельных обрывков речи, полицейские с представителями больницы продолжили требовать пять тысяч долларов США и еще расписку на пять тысяч долларов США, сопровождая все это различного рода угрозами. Отец сказал, что никаких документов он без консула или переводчика подписывать не будет. Ему дали возможность созвониться с советником Перадзе Зурабом Гивовичем. Последний сказал, что он в городе Санто-Доминго и к отцу не приедет, и в разрешении инцидента тоже никакой помощи оказать не может».
И тогда вологжане решили обратиться к журналистам за помощью в возвращении вологжанки на малую родину. Если честно, то прочитав письмо Александра, я даже растерялась, поскольку разрешить ситуацию могли только силами МИДа, но где МИД, а где мы…
И мы написали письмо с криком о помощи в адрес Губернатора области Олега Кувшинникова. Это было днем в воскресенье, а в понедельник надо было передать деньги, собранные по всем сусекам и друзьям, в клинику. Для меня это был исторический максимум по скорости принятия властных решений. Уже утром в понедельник Олег Александрович заручился поддержкой и помощью в МИДе, и к вечеру понедельника вологжане получили присутствие сотрудника консульства и на переговорах в клинике, и сопровождение в аэропорт. Слава Богу, вологжане прибыли на родную землю.
«Да, пришлось подключиться и сделать звонок в Министерство иностранных дел, подключить наш консульский отдел в Доминиканской республике, и вчера эта ситуация благополучно разрешилась. Вообще, вы знаете о том, что с момента кризиса в Египте, Турции мы контролируем всех вологжан, которые находятся за пределами Российской Федерации, странах повышенного риска», - отметил губернатор Вологодской области Олег Кувшинников.
Надо сказать, что ситуация с россиянами в Доминикане, когда господин Перадзе занимал отстраненную от проблемы позицию, была далеко не первая. Как писали многочисленные СМИ, позицию невмешательства он занял и в истории российских туристов, ставших заложниками по вине разорившейся турфирмы «Южный крест». Кстати, маленькая деталь: до разорения именно в офисе данной фирмы господин Перадзе по определенному графику вел прием граждан. И вновь звучали такие же фразы - «жалуйтесь, куда хотите, мне все равно».
При достаточно поверхностном изучении данного вопроса, почитав форумы, ознакомившись с официальными интервью сотрудников МИДа, я поняла, что жаловаться на нерадивых консульских и посольских сотрудников, т.е. представителей нашей страны в дальних и не очень странах, мы можем только в МИД. Прокуратура и иные контролирующие органы здесь только разведут руками. Собственно, и это еще может порождать отстраненную позицию посольских сотрудников. Но тогда возникает вопрос: а зачем нам, налогоплательщикам, такие вот отстраненные чиновники-дипломаты? Давайте лучше эти средства направим на страховой фонд для адвокатов-международников, которые приедут по первому требованию и будут представлять наши интересы?!
Дурак обвиняет других; умный обвиняет себя; мудрый же не обвиняет никого…
Самое интересное, что спустя уже месяц история доминиканских приключений наших вологжан не завершилась. И продолжается она только потому, что с адреса, заявленного как адрес господина Перадзе, приходят письма совершенно дикого содержания. Забыв о правилах хорошего тона или, наоборот, уверовав в неприкосновенность дипломатического паспорта, просто забрасывает письмами далеко не дипломатичного толка сына пострадавшей вологжанки. Вот только несколько фраз из этой дип-переписки:
«И чо молчим, спрашивается, подонки? Не тяните с покаянием, «узник капитала» (папаша) и юрист-недоучка (сынуля)! … Ау, малыш, ты чё замолчал и головой поник? Нечем ответить, даун? А ведь тятя твой, как я узнал из «матчасти», был, оказывается, задержан, арестован, посажен в тюрьму, бит батогами нещадно, пытаем и распят (а может даже и разшест), а пособник палачей, выдающий себя за консула РФ, подлец, не предпринял ничего, чтобы отбить его у супостатов, под предлогом того, что танк он, видите ли, заправить позабыл, а гранаты у него, вообще, не той системы! Али фантазии у тебя хватило только на пару выпадов, животное? Думаешь, проквакал, в тину нырнул и под корягу забился?! Фигушки, полицаев и стрелявших порядочным людям из нагана в затылок, как это делали твои предки, подонок, рок достанет! Ответите, ждите! Привет из ДР, где вас все не только помнят и любят, но и с нетерпением снова ждут в гости!»
Вот такая вот своеобразная дипломатия….
Редакция еженедельника обязательно выяснит, кто же автор этих писем, и где-то очень глубоко в душе мы надеемся, что это мошенники, а не сотрудники дипмиссии.
Очень правильно подметила в одном из своих выступлений Елена Лукьянова: «И государство, которое пренебрежительно относится к своим гражданам, оно, естественно, получает ровно то же самое взамен». (Елена Анатольевна Лукьянова, адвокат, директора Института мониторинга эффективности правоприменения). Если те, кто является нашей страной на чужбине такого высокого мнения о своих соотечественниках, то зачем нам ждать достойного отношения к себе от представителей других держав и стран?!..