С 2024 года при поддержке губернатора области Георгия Филимонова реализуется «Дорожная карта» по вопросам повышения качества жизни людей с инвалидностью. Она разработана советником губернатора, экспертом по инклюзии и доступной среде Анной Хрястуновой и включает в себя, в том числе, комплекс мер по развитию инклюзивного образования.
«В 2024 году региональным правительством выделено более 47 млн рублей на создание в школах и детских садах безбарьерной среды. Впервые на средства областного бюджета приобретен автобус для перевозки обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата, в том числе передвигающихся на кресле-коляске. До конца года мероприятия по обеспечению доступности входных групп, учебных кабинетов, санитарно-гигиенических помещений для детей с инвалидностью будут проведены в более чем 200 детских садах и школах, – рассказал заместитель губернатора области Александр Ершов. – Это позволит получать качественное и доступное образование на всех возрастных этапах и, что очень важно, – по месту проживания семьи ребенка».
Во всех вновь построенных школах, детских садах, организациях дополнительного образования в обязательном порядке создается безбарьерная среда для детей с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью по зрению, слуху и с нарушением опорно-двигательного аппарата. Она включает в себя лифты, специальные разметки, индукционные системы, оборудование для обучающихся с инвалидностью в бассейнах. Безбарьерная среда создается также при проведении капитальных ремонтов.
Кроме того, образовательные организации оснащаются специальным оборудованием, в том числе учебным, компьютерным, реабилитационным, открываются сенсорные и тренажерные комнаты, кабинеты лечебной физкультуры.
С детьми работают учителя-логопеды, учителя-дефектологи, педагоги-психологи, тьюторы, ассистенты. Обучение студентов и слушателей с ОВЗ и инвалидностью в колледжах и техникумах организуется в инклюзивных группах – по программам среднего профессионального образования и в отдельных группах – по программам профессионального обучения для выпускников школ с различными формами умственной отсталости.
Обучение студентов с инвалидностью и ОВЗ ведется по 13 адаптированным программам среднего профессионального образования в 4 профессиональных образовательных организациях и 19 программам профессионального обучения в 15 колледжах и техникумах.
Координируют обучение, профориентацию и содействие в последующем трудоустройстве инвалидов и лиц с ОВЗ три базовые профессиональные образовательные организации: Череповецкий лесомеханический техникум им. В. П. Чкалова, Вологодский колледж технологии и дизайна, Великоустюгский многопрофильный колледж.
В 2025 году планируется выделить дополнительные средства областного бюджета на создание универсальной безбарьерной среды, чтобы обеспечить архитектурную доступность детских садов и школ, приобрести еще один автобус для подвоза детей-инвалидов от места проживания к месту обучения и обратно, провести работы по расширению архитектурной доступности и оснащению специальным оборудованием для занятий специалистов с детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха, расстройством аутистического спектра и другими особенностями развития, их социализации и развития. Сообщает пресс-служба правительства Вологодской области.