О том, что происходит в этой сфере, наше издание побеседовало с руководителем Вологодского регионального отраслевого объединения работодателей в сфере охраны и безопасности Федерального координационного центра руководителей охранных структур (РООР ФКЦ «Вологда») Константином Закутаевым. Эта общественная организация в течение прошлого года провела большое количество мероприятий общественного контроля по исполнению государственных контрактов в области безопасности объектов социальной инфраструктуры.
– Что представляет из себя ваша организация? Ее цели и задачи?
– Это отраслевое объединение работодателей, представляющее интересы руководителей частных охранных организаций. Кстати, с недавнего времени мы отстаиваем и позиции простых охранников – работников этой сферы.
С учетом того, что в области зарегистрировано более 120 ЧОПов, числится более 4500 лицензированных охранников, появление подобного рода общественной организации очень актуально. Основной структурой, создавшей свои региональные отделения во всех субъектах РФ, является ФКЦ РОС (Общероссийское отраслевое объединение работодателей в сфере охраны и безопасности «Федеральный координационный центр руководителей охранных структур»).
Одним из важнейших направлений своей деятельности объединение считает совершенствование социально-трудовых отношений в частной охранной отрасли, подъем уровня жизни частных охранников и их социальной защищенности, улучшение имиджа профессии «частный охранник» и частной охранной деятельности в целом. Также одним из приоритетных направлений объединения является работа по повышению качества охранных услуг. Для решения этих вопросов ФКЦ РОС проводит активную работу по дальнейшему совершенствованию отраслевых институтов, в том числе развитию системы профессиональных и национальных стандартов. Простыми словами, мы, как представители общественности, принимаем активное участие в развитии охранной отрасли всеми доступными и законными способами.
– В чем необходимость столь масштабного подхода к деятельности частных охранных предприятий? Существуют же государственные контролирующие структуры: Росгвардия, прокуратура…
– Именно в плотном взаимодействии с этими и иными надзирающими органами и состоит принцип работы нашей общественной организации.
Во-первых, лицензионно-разрешительное и антитеррористическое законодательство очень специфично и волатильно. Во-вторых, специалистов в этой сфере очень мало, чем активно пользуются недобросовестные руководители охранных предприятий. В-третьих, личный состав подразделения лицензионно-разрешительной системы немногочисленный, и наша посильная помощь всегда кстати.
– Какие основные нарушения допускают участники этого рынка?
– Основная ошибка – в оценке этой деятельности. Как со стороны заказчика услуг, так и со стороны исполнителя. Речь сейчас пойдет, в первую очередь, о государственных учреждениях, имеющих ту или иную категорию антитеррористической защищенности. Наплевательское отношение руководства этих объектов порождает эффект «кормушки» для патентованных мошенников от частной охраны.
Например, охранное предприятие отчитывается о среднесписочной численности по концу года – шесть сотрудников. А путем банального изучения исполненных государственных контрактов в системе ЕИС, по количеству постов охраны в штате должно находиться не менее 100 человек. В их числе директор, бухгалтер, юрист и другие сотрудники управленческого аппарата. Требование официального трудоустройства сотрудника охраны прямо регламентировано федеральным законодательством (ст.11.1 ФЗ-2487 от 11.03.1992 года «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»). В первую очередь, в связи с персональной ответственностью лица, обеспечивающего безопасность на объекте. Во-вторых, за каждым сотрудником возможно закрепление специальных средств и оружия. А как передать пистолет или электрошокер лицу, не имеющему никакого отношения к предприятию?
Ну и по классике: из полученного дохода в среднем 20-30 миллионов рублей по рынку охранных услуг в год, половина уйдет на зарплату «в конверте», а налоги, отчисления в страховые фонды и остальные выплаты в бюджет «технично» забываются руководством недобросовестного ЧОПа.
При таком подходе на выполнение обязательных требований антитеррористической защищенности, естественно, вообще никакого внимания не обращается. Самое неприятное в складывающейся ситуации то, что заказчики-руководители бюджетных учреждений чаще всего занимают позицию страуса. Засовывая голову в условный песок, полностью отстраняются от контроля за исполнением условий технического задания и соответствия требованиям законодательства. По каким мотивам – это уже история для других кропотливых исследователей.
– То есть никакой поддержки со стороны заказчиков вы не встречаете?
– Это не совсем так. Очень конструктивно складываются отношения с департаментом образования области. Это первый орган власти, который перешел от шаблонной системы закупочных процедур – аукционов (где основное условие выбора подрядчика – низкая цена) – к проведению конкурсов (где применяется система подсчета баллов с учетом опыта, ресурсов и объявленной цены).
Конечно, этого мало, но в любом случае это шаг к наведению порядка в сфере охраны образовательных учреждений. Плюсом к этому, департаменты образования и культуры выступают инициаторами привлечения представителей общественности к проведению мероприятий общественного контроля за качеством оказания охранных услуг. На 2023 году уже составлен рабочий график.
– Не окажется ли так, что некоторые предприятия, которые не смогут побеждать в этих конкурсах, в силу отсутствия ресурсов и опыта окажутся за бортом бизнес-процесса?
– Начнем с того, что если ты, как подрядчик, планирующий обеспечивать защиту детей в школах, не понимаешь всей ответственности и рассчитываешь на неофициально трудоустроенной женщине пенсионного возраста заработать легких денег, то с нами сразу не по пути. Для подобного рода ЧОПов существует широкий рынок по охране стройплощадок, гаражных комплексов и мусорных полигонов. Для охранных организаций существует только два пути: вкладывайся в предприятие, в персонал, в ресурсы и опыт либо уходи с рынка охраны объектов критической и социальной инфраструктуры. Именно в такой парадигме государственно-частных взаимоотношений удалось навести порядок на рынке строительства и пассажирских перевозок.
Охранник, по своей сути, является последним рубежом на защите объекта с массовым нахождением людей. Он замыкает выстраиваемую последние годы государством систему безопасности, и наша задача – сделать этот пункт максимально эффективным. Для сравнения: системы турникетного пропуска во многих учреждениях на сегодняшний день самые современные. С контролем удаленного доступа, с видеофиксацией и автоматической блокировкой. Никто уже не устанавливает допотопные вертушки или шлагбаумы на веревочках. Поэтому и носители человеческого фактора – охранники обязаны соответствовать нынешним охранным стандартам. А руководители ЧОПов и бюджетных учреждений должны осознавать всю степень своей ответственности за безопасность вверенных объектов. В том числе ответственность уголовную.
Наша организация на безвозмездной основе оказывает юридическую помощь частным охранникам в трудовых спорах с работодателями. По вопросам личного приема можно обратиться по адресам отделений общественной организации: г. Вологда, ул. Горького, 51; г. Череповец, ул. Ленина 54г, оф. 13; г. Великий Устюг, ул. Красная, 128. Предварительная запись по телефону:+7(921)069-38-64.