Как прошла первая четверть в вологодских школах

Обучение в школах проходило с соблюдением установленных санитарных требований

На календаре – конец октября. Самый разгар школьных каникул. В этом году учащиеся Вологодской области закончили первую четверть раньше обычного – 19 октября. Связано это с распространением коронавирусной инфекции. Но как прошла учеба в школах региона в новых непривычных условиях?

Обучение в школах проходило с соблюдением установленных санитарных требований
Фото: МК в Вологде

Готовность на пятерку

То, что образовательный процесс будет проходить с некоторыми изменениями, продиктованными эпидемиологической обстановкой, стало понятно еще до начала учебного года. Чтобы не допустить распространение инфекции среди педагогов и детей, был разработан целый свод правил и санитарных требований. Образовательные учреждения их приняли и соблюдали в течение всей первой четверти.

В школе №5 города Вологды учеба шла рука об руку с профилактическими мерами. Так, для учащихся было составлено специальное расписание: дети приходили в разное время. Например, занятия у пятиклассников и одиннадцатиклассников начинались с 8.00. У каждого класса свой персональный звонок на урок и перемену, который подавали учителя с помощью колокольчика.

Педагоги с детьми работали без масок, а вот перемещаться по школе им можно было только с использованием средств индивидуальной защиты. Детей такая участь миновала.

За каждым классом закреплен специально отведенный кабинет, на переменах ребята находились рядом с ним. Делалось это, чтобы не допустить пересечения учеников с остальными детьми. Классный руководитель во время перемен находился со своими подопечными. Он же встречал ребят по утрам и измерял им температуру, а по окончании занятий провожал до выхода, которых, к слову, в здании школы два. Центральный вход предназначался для младших и средних классов, а со двора заходили самые старшие.

«Функции классного руководителя стали немного иными. Он работал почти как воспитатель детского сада: все время находился с детьми, везде сопровождал их», – рассказала «МК в Вологде» директор школы №5 Светлана Юрьевна Разина.

Специальное расписание было разработано и для посещения столовой. Детей и в этом случае сопровождал учитель. В зале в одно и то же время находилась только одна параллель: первоклассники, пятиклассники и т.д. Пересечение учащихся сводилось к минимуму.

Родителей в здание школы не пускали. Детей встречали и провожали на крыльце. Внутрь посторонние могли пройти только в случае необходимости, к примеру, если ребенок заболел, и его нужно было забрать. При этом взрослых просили соблюдать масочный режим.

В течение четверти в школе №5 не было перевода классов на дистанционное обучение. COVID-19 обошел учреждение стороной: заболевших инфекцией тут не обнаружено. Иногда дети входили в контактный круг лиц, если, например, заболел кто-то из семьи. В таком случае ребенок учился удаленно.

Похожая история и в школе №11 города Вологды. Здесь были в основном контактные случаи. Детей также в индивидуальном порядке переводили на дистанционное обучение. В последнюю неделю два класса были отправлены на карантин, но сделалось это в качестве предосторожности, еще до получения результатов теста.

«Контактные дети были, потому что болеют родители. Два класса ушли на дистанционное обучение в последнюю неделю. Результатов анализа ждали двое детей, но мы перестраховались и отправили на карантин весь класс. Все обошлось. В целом на каникулы ушли спокойно», – сказала директор школы №11 Асеева Наталия Алексеевна.

На постоянном контроле

Соблюдение санитарных требований в школах находилось под бдительным контролем. Так, в Вологде школу №5 проверяли в начале учебного года. Представитель департамента образования оценил готовность учреждения к работе в условиях пандемии. Администрация города проверяла соблюдение масочного режима, смотрела, чтобы на территории не было посторонних. Не остался в стороне и Роспотребнадзор, который осматривал школу еще до начала учебного года.

«Очень помогла поддержка управления образования города. Мы впервые оказались в таких условиях. Но всегда можно было получить необходимую консультацию у специалистов, в частности у начальника управления образования Гуляевой Ирины Леонидовны. У нас в Вологде, я считаю, без проблем можно получить грамотную методическую помощь или консультацию по оргмоментам», – объяснила директор школы №5 Светлана Юрьевна Разина.

Сложно, но можно

По большей части школы работали в привычном режиме. Конечно, новые условия не могли не сказаться на процессе обучения. Дети, к примеру, должны были находиться в пределах одного класса, а это означает, что специализированные кабинеты – музыки, химии, биологии, технологии – стали труднодоступными.

«Дети не в системе могут посещать специализированные кабинеты, без которых не обойтись. Чтобы освободить их, нам пришлось вывести на вторую смену восьмые классы, чего раньше не было. Дети оказались в сложной ситуации. Родителям это не нравилось, но отнеслись с пониманием. После снятия ограничений вернем восьмиклассников на первую смену», – объяснила Светлана Юрьевна.

С такой же проблемой столкнулась и школа №11.

«Сейчас, когда каждый класс находится в своем кабинете, мы не проводим лабораторные работы по химии, физике, биологии, потому что не можем привести детей в специализированные кабинеты. Но программы скорректированы. Все практические работы будут выданы, когда ситуация стабилизируется», – рассказала директор школы №11 Наталия Алексеевна.

Общение детей также оказалось ограниченным, ведь контакты с другими классами практически сведены к нулю. Поэтому учителям предстояла непростая работа: донести до школьников важность и необходимость соблюдения установленных требований.

«Пришлось провести большую разъяснительную работу. В первую половину сентября мы успели провести все родительские собрания, пока это было разрешено, поэтому родительская общественность также была осведомлена», – добавила Светлана Юрьевна Разина.

Делая выбор

Первая четверть в этом году длилась всего полтора месяца. Детей отправили на досрочный отдых, так как случаев заражения COVID-19 в школах становилось все больше с каждым днем, как и классов, переведенных на дистанционное обучение. По данным департамента образования, на 16 октября на карантин были отправлены 62 класса в 42 школах области. В учреждениях зарегистрировали случаи заражения коронавирусом, но полностью ни одна школа закрыта не была, только отдельные классы. В Вологде таких учреждений на последний учебный день зафиксировано 25, в Бабаевском районе – 8, в Череповце – 2, в Кадуйском, Кирилловском, Грязовецком, Белозерском, Череповецком, Харовском, Шекснинском районах – по 1.

Еще одна причина переноса каникул – разобщение коллективов, чтобы снизить скорость распространения болезней, причем не только коронавируса, но и гриппа с ОРВИ.

Позже в сети появилась новая информация: каникулы могут перенести на неделю позже – на 26 октября. При этом и родители, и школы уже были готовы и настроены на 19 октября. С инициативой о переносе дат выступил департамент образования области. Как объяснили специалисты, на горячую линию стали поступать звонки с подобными просьбами.

«Были проведены консультации с педагогической и родительской общественностью о переносе каникул. Как показала ситуация, у такого предложения появились как сторонники, так и противники. Идею не поддержали в первую очередь те родители, которые заранее спланировали свои отпуска и отдых вместе с детьми», – объяснила начальник департамента образования Елена Рябова.

Губернатор области Олег Кувшинников такую инициативу не поддержал, подчеркнув, что была проведена немалая работа по подготовке к выходу на каникулы именно 19 октября.

«Учебные планы скорректированы с учетом сокращения времени обучения. Проведена аттестация, выставлены оценки за четверть. Сейчас считаю главным прислушаться к рекомендациям врачей и экспертного сообщества и сократить риски, связанные со здоровьем не только детей, но и старшего поколения. Ребята могут не заболеть сами, но стать переносчиками инфекции для пожилых вологжан, – высказал по этому поводу свое мнение губернатор Олег Кувшинников. – Давайте не будем менять принятых решений в ситуации, когда кривая заболеваемости ползет вверх значительными темпами».

Сообща преодолели

Каникулы, как и планировалось, начались с 19 октября. Перед учителями стояла непростая задача: в сжатые сроки детям нужно было преподнести весь необходимый материал, оценить уровень знаний после длительного перерыва, скорректировать учебные планы. Работы было много, а вот времени – мало.

«Когда объявили, что каникулы начнутся раньше, для нас это была грустная новость. Дети после пятимесячного перерыва только-только начали входить в процесс. Надо отдать должное, что они приступили к занятиям с большим желанием. Опозданий на уроки практически не было, серьезного отклонения в поведении – тоже. Ребята поняли ситуацию, но только они включились в учебу, только мы провели оценку уровня знаний, как снова пришлось расходиться. Но здоровье, конечно, дороже. А со всеми трудностями мы справимся», – рассказала директор школы №5 города Вологды.

Сами школьники отметили, что четверть прошла очень быстро, а заданий стали давать больше. Кому-то было трудно включиться в учебу после долгого перерыва, у кого-то трудностей не возникло вовсе.

Изначально планировалось, что каникулы продлятся до 1 ноября, но позже было решено сместить дату на несколько дней – до 4 ноября. В этот период отдыхать будут не только школьники, но и учителя, которые проделали колоссальную работу и точно заслужили небольшой перерыв.

Педагоги обеспокоены сложившейся ситуацией, ждут, когда образовательный процесс придет в норму, чтобы качественно выполнить свою задачу. При этом они не унывают и не теряют оптимизма. Сказывается и всесторонняя поддержка со стороны властей.

«Мы скорректируем учебный план и рабочие программы. То, что не успели, сделаем в следующей четверти. Это не проблема. Прошлая четверть, когда было дистанционное обучение, научила нас, как можно адаптироваться к ситуации. Не выдать материал мы не можем. Все будет хорошо», – подвела итог директор одиннадцатой школы.

Вторая четверть начнется 5 ноября. Планируется, что учеба пройдет в офлайн-режиме, но ситуацию предугадать практически невозможно. Здесь нужно брать пример с учителей: не унывать и видеть плюсы во всем.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №43 от 28 октября 2020

Заголовок в газете: Учеба во время COVID-19

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру