Роботы, дроны и виртуальная реальность: чему учат в «Кванториуме»

Второй в регионе детский технопарк «Кванториум» появился в Вологде

18.09.2019 в 17:12, просмотров: 1480

Второй в регионе детский технопарк «Кванториум» открылся в начале учебного года в областной столице. Здесь юные вологжане будут конструировать роботов, собирать летающие аппараты и создавать симуляторы виртуальной реальности.

Роботы, дроны и виртуальная реальность: чему учат в «Кванториуме»
Фото: вологда.рф

Детские технопарки «Кванториумы» открываются по всей России. В прошлом году современный инженерный центр появился в Череповце, в этом году – в Вологде. Разберемся, что такое «Кванториум», чем он уникален.

«Кванториумы» - это технопарки для детей в возрасте от десяти до восемнадцати лет. Большие структурированные территории, в которых дети бесплатно получают практические навыки. Учреждения дополнительного образования создают по всей стране в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование». Главная цель – вовлечь как можно больше ребят в инженерно-конструкторскую и научно-исследовательскую деятельность в самых разных областях.

Впервые о создании технопарка в Вологде заговорили в феврале 2018 года. Летом того же года началась активная проработка проекта. Долго решался вопрос с помещением. Пространство должно было быть вместительным, в хорошем состоянии. Рассматривалось несколько вариантов: корпус Вологодского государственного университета на ул. Предтеченской, 20, второй этаж здания на Советском проспекте, 133. В итоге власти остановились на здании на проспекте Победы, 72. Помещения обновили с учетом всех требований, завезли мебель и технику. И в конце августа состоялось торжественное открытие технопарка, в котором приняли участие заместитель министра просвещения РФ Марина Ракова, губернатор области Олег Кувшинников и мэр города Сергей Воропанов.

На мероприятии глава региона отметил, что дополнительное образование детей - это стратегический приоритет для всей Вологодской области. Главная задача, поставленная перед властью и педагогами, - создать для юных вологжан условия для самореализации.

Благодаря технопарку дети смогут попробовать себя в разных направлениях и определиться с будущей профессией.

«Кванториум» - это новая форма дополнительного образования с высокотехнологичным оборудованием. Технопарки создают возможность для ранней профориентации детей, помогают им самоопределиться. К тому же ребята будут разрабатывать здесь проекты, которые в дальнейшем могут помочь в развитии экономики города и области», - рассказала «МК в Вологде» директор детского технопарка «Кванториум» Ольга Вертугина.

В вологодском «Кванториуме» открылись Hi-Tech-цех и 6 квантумов: «Промробоквантум», «Промдизайнквантум», «Биоквантум», «Энерджиквантум», «Аэроквантум» и «VR/AR Квантум». Получать знания и развивать способности здесь будут более тысячи детей.

***

На площадке «Биоквантум» дети изучают экологию и микробиологию.

«Биоквантум» работает с детьми от 9 до 18 лет. Ребята разделены по возрастному критерию. У нас два педагога: я провожу занятия для детей от 9 до 11 лет и старше 16 лет, Андрей Валентинович Попов - для детей от 12 до 16 лет, - пояснила педагог-наставник «Биоквантума» Александра Попова. - Младшие дети будут познавать синтез двух наук - химии и биологии, изучать флору и фауну Вологодской области, сами высадят растения и будут наблюдать, как они растут, при каких условиях. Ребята будут делать исследовательские работы, изучать продукты питания, их состав. Старшие дети займутся основной химией (аналитической химией, биохимией), а также микробиологией».

Учащиеся уже посетили первые занятия. На них ребята ознакомились с техникой безопасности при проведении опытов: узнали, как вести себя в лаборатории, как пользоваться оборудованием и химической посудой.

«Детки все умные, мысли у всех разные, но думают в нужном направлении. Скоро уже приступим к практикам и лабораторным работам, чтобы теоретическая основа закреплялась практическими навыками», - отметила Александра Попова.

***

В «Промроботоквантуме» ребята будут заниматься робототехникой. Ученики не только узнают все об устройстве роботов, но и научатся их создавать.

«Промышленная робототехника погружает «кванторианцев» в такие научные и инженерные дисциплины, как механика, электроника, электротехника, физика, информатика (машинное обучение, техническое зрение, операционные системы), математическое моделирование и др. Проектная деятельность, направленная на создание интеллектуальных систем для различных сфер человеческой деятельности, в частности производства, позволяет формировать системное мышление как в инженерном, так и в мировоззренческом смысле», - отметила преподаватель «Промроботоквантума» Дарья Ермакова.

***

Третий квантум – «Энерджиквантум». Здесь ребята от 12 до 18 лет будут заниматься разработкой аппаратов, работающих на альтернативной энергии. Группы сформированы также с учетом возраста детей. Педагог «Энерджиквантума» Евгений Миндияров рассказал «МК в Вологде» о занятиях, которые проходят для ребят от 9 до 11 лет.

«Сейчас у меня обучаются 9 групп. Максимальное количество учащихся в группе – 10 человек, при таком раскладе процесс обучения наиболее эффективен. На первых занятиях мы с детьми изучаем, что такое общая физика. Занятия прошли в формате обсуждений. Как только рассмотрим первые теоретические материалы, начнем проводить опыты. Согласно учебной программе к концу года дети должны понимать, что такое вещество, электричество и другие базовые темы», - добавил Евгений Миндияров.

Педагог Елена Рычкова отметила, что в «Энерджиквантуме» ребята получат возможность реализовать свои инновационные проекты в сфере альтернативной энергетики и стать ведущими специалистами в этой сфере.

***

В «Аэроквантуме» ученики изучат работу летательных аппаратов: от маленьких самолетиков до дронов и квадрокоптеров. Дети узнают, что такое аэродинамика, и как с помощью нее управлять тем или иным самолетов, создавать новые модели летательных аппаратов.

***

Еще одно направление - «Промдизайнквантум». Здесь ребята учатся проектировать окружающий мир. Они работают на стыке технологии и искусства, соединяя в одном изделии технологичность и эстетичность. Директор технопарка Ольга Вертугина подчеркнула, что ребята научатся: определять взаимозависимость формы объекта, его функции, материалов и технологии изготовления; проектировать жизненный цикл продукта; проводить дизайн-анализ; разбираться в эргономике, эстетике, колористике, композиции и применять эти знания в проектировании.

***

И последний квантум - «VR/AR Квантум» - направлен на работу с визуальным воображением. Здесь ребята будут создавать симуляторы виртуальной реальности и веб-экскурсии.

«Наше направление интересно всем, кто увлекается разработкой программ, направленных на помощь человеку. В виртуальной реальности можно смоделировать симуляцию любой ситуации с эффектом полного присутствия. VR технология используется в обучении при отработке действий. С ее помощью можно моделировать любую ситуацию и проводить терапию фобий или восстановить место преступления, - отметил педагог «VR/AR Квантума» Алексей Трошичев. -Область применения огромна, я не говорю про индустрию развлечений. С ростом доступных и удобных VR и AR гарнитур будет увеличиваться рост потребителей AR/VR программ, следовательно, возрастет и востребованность специалистов в этой сфере. Наши ребята будут иметь прочную платформу для того, чтобы работать в этом направлении. У нас они получат знания об устройстве AR/VR технологий, фото и видео 360, основам 3D-моделирования, языка программирования C# и работы на игровых движках. Ребята создадут свои VR гарнитуры, интерактивный web-тур, VR и Fприложения. Тему придумают сами. Мы уже начали изучать устройство и технологию VR/AR гарнитуры, скоро будем приступать к прототипированию и изготовлению собственной гарнитуры с помощью 3D-сканера и 3D-принтера».

***

В «Кванториуме» ребята получат практические навыки.

«Занятия для ребят проходят не в классическом формате лекций и практик. Можно сказать, что здесь детей «учат учиться», педагоги не дают готовых знаний, а предлагают задавать вопросы, самостоятельно работать с информацией, осмыслять большие объемы данных и верифицировать их. Работа строится на основе развития четырех важных компетенций, или 4К: креативность, коммуникативность, критическое мышление, командная работа, - пояснила директор «Кванториума» Ольга Вертугина. - Педагог работает как наставник.

Технопарк дает детям большие возможности для развития. Например, ребенок может прийти на первый квантум в 9 лет и до совершеннолетия попробовать себя во всех направлениях. Благодаря этому он сможет сформировать круг своих интересов и выбрать будущую профессию. А если ребенку изначально интересно одно направление, то на протяжении обучения он будет углублять свои знания в нем. В итоге учащийся сможет разработать свой проект, с чем ему помогут опытные наставники.

«У нас уже сейчас есть дети, которые приходят со своими проектами, идеями. Естественно, мы ведем ребенка, чтобы в дальнейшем он мог воплощать эту идею в жизнь уже на производствах», - рассказала Ольга Александровна.

Занятия в «Кванториуме» проходят бесплатно. Дети занимаются в технопарке по сертификатам ПФДО. Кроме того, еще часть подростков будет обучаться по муниципальному заданию в Hi-Tech-цехе. Ребята старше 14 лет научатся работать на различных станках.

«Сейчас мы объявляем набор на занятия в Hi-Tech-цехе, мы его называем «руки «Кванториума». Здесь будут обучаться мальчики, которым интересно работать руками. Например, у ребят есть в голове представление, как должен работать тот или иной станок. Попробовать его в действии им негде, только если на производстве. В нашем Hi-Tech-цехе они смогут поработать на фрезерном станке, граверно-лазерном и многих других», - отметила директор технопарка Ольга Вертугина.

Обучать ребят инженерным специальностям будут профессионалы своего дела.

«Кванториум» - учреждение, которое дает детям основы инженерии и технического мышления. Поэтому и педагоги должны быть соответствующего уровня. Все они прошли обучение в различных профильных вузах Москвы и в Сколково», - отметила начальник Управления образования Вологда Ирина Гуляева.

Добавим, что технопарк в Вологде удалось открыть благодаря победе области при отборе субъектов РФ на предоставление в 2019 году субсидии из федерального бюджета. На создание технопарка и закупку оборудования областной столице выделили порядка 73 млн рублей. Региональное правительство намерено развивать сферу дополнительного образования. Третий технопарк планируется открыть в Великом Устюге.