Вологодское масло - бренд, который нуждается в защите

УОМЗ им. Н.В. Верещагина активно борется с контрафактом

Борьба с фальсификацией известного вологодского бренда обсуждалась в Москве. Об этом рассказал генеральный директор АО «Учебно-опытный молочный завод» ВГМХА им. Н.В. Верещагина Сергей Молотов:

УОМЗ им. Н.В. Верещагина активно борется с контрафактом
Фото: МК в Вологде

«История создания АО «Учебно-опытный молочный завод» ВГМХА им. Н.В. Верещагина уходит в далекий 1871 год и неразрывно связана с именем Николая Васильевича Верещагина, создателем ныне знаменитого Вологодского масла. Завод стал первым на Руси, где было произведено «Парижское масло», позднее в 1939 году переименованное в «Вологодское».

Долгое время Вологодское масло производилось по государственным стандартам. Наиболее известный и последний из них, по которому производился знаменитый продукт, – ГОСТ 37-91 «Масло коровье. Технические условия». Производить Вологодское масло по ГОСТ 37-91 при желании и возможности могло любое молокоперерабатывающее предприятие. С 1 января 2010 г. ГОСТ 37-91 прекратил свое действие, в т.ч. и в отношении производства Вологодского масла.

В 1992 году в России был принят Закон «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров». Данный закон впервые в истории современной России ввел понятие «Наименование места происхождения товара» (НМПТ), позволяющее производителям уникальных в своем роде товаров, ставших известными людям в неразрывной связи с каким-то конкретным географическим объектом или территорией, получить государственную защиту на использование наименования этих продуктов. Такие государственные меры, в первую очередь, были направлены на сохранение особых свойств уникальных российских товаров.

В то же время в 90-е годы на рынке стали появляться продукты, в целом не являющиеся по жирно-кислотному составу маслом сливочным, именуемые, в том числе, и «Вологодским маслом».

АО «Учебно-опытный молочный завод» ВГМХА им. Н.В. Верещагина в 1994-1996 годах начало подготовительные работы для государственной регистрации НМПТ «Вологодское масло». На базе ВГМХА имени Н.В. Верещагина были проведены масштабные научные исследования уникальных свойств Вологодского масла. В конце 1996 года, подтвердив уникальность свойств Вологодского масла, производимого только на Вологодчине, наше предприятие направило в Роспатент заявку на регистрацию НМПТ «Вологодское масло» и получение свидетельства на право пользования этим наименованием. Вологодское масло как НМПТ было зарегистрировано в 1998 году и наше предприятие стало первым владельцем свидетельства на право пользования этим наименованием (Свидетельство № 27/1).

В 2001 году от ОАО «Лианозовский молочный комбинат» было подано возражение в Аппеляционную палату Роспатента против регистрации НМПТ и выдачи свидетельства на право пользования НМПТ «Вологодское масло». ОАО «Лианозовский молочный комбинат», ссылаясь на ГОСТ 37-91, настаивало на том, что понятие «Вологодское масло» давно вошло во всеобщее употребление и никак не связано с Вологодской областью. В качестве аргумента была представлена справка Госкомстата о производстве Вологодского масла по ГОСТ 37-91 в различных регионах России.

«Учебно-опытный молочный завод» ВГМХА имени Н.В. Верещагина направил в Аппеляционную палату отзыв на возражение ОАО «Лианозовский молочный комбинат». В качестве доказательства были предоставлены данные опроса проведенного в рамках акции «Традиции качества», которые подтвердили, что современные потребители связывают происхождение качественного «Вологодского масла» исключительно с Вологодской областью, а также результаты исследований ученых ВГМХА им. Н.В. Верещагина, Всероссийского научно-исследовательского института маслоделия и сыроделия (г. Углич), подтверждающие, что товар «Вологодское масло», изготовленный на предприятиях Вологодской области за счет особых свойств существенно отличается от аналогичного товара, вырабатываемого за пределами Вологодской области. На основании данной доказательной базы Роспатентом было принято решение восстановить в силе действие правовой охраны НМПТ «Вологодское масло».

Так получилось, что НМПТ «Вологодское масло» стало первым зарегистрированным Наименованием места происхождения товара в отношении пищевого продукта.

Согласно статье 1518 Гражданского кодекса Российской Федерации исключительным правом на обозначения своей продукции зарегистрированным НМПТ обладают только лица, имеющие свидетельство на право использования наименования места происхождения товара.

В настоящее время владельцами свидетельств на право использования НМПТ «Вологодское масло» являются 8 молокоперерабатывающих предприятий Вологодской области. Иные лица не имеют права на использование НМПТ «Вологодское масло», в том числе обозначений, сходных до степени смешения с НМПТ «Вологодское масло».

Сегодня Российское законодательство предоставляет правообладателю множество способов для защиты права пользования НМПТ и борьбы с контрафактом. В своей практике чаще мы прибегаем к защите прав и законных интересов правообладателя в рамках Гражданского законодательства, посредством арбитражного судопроизводства. Данный способ защиты позволяет запретить незаконное использование НМПТ или схожего с ним наименования, а также взыскать с правонарушителей убытки или компенсацию в установленном размере.

На первых порах борьба с контрафактом была осложнена тем, что до 1 января 2010 года в России действовал ГОСТ 37-91. Недобросовестные производители сливочного масла пытались использовать данный стандарт в обоснование своих прав на выпуск продукта под названием «Вологодское масло», хотя ГОСТ не может предоставлять права использовать зарегистрированное НМПТ. Только соответствующее свидетельство предоставляет производителю такое право.

Благодаря совместным действиям Роспатента, Ростехрегулирования и Правительства Вологодской области с 1 января 2010 года Вологодское масло было выведено в отдельные технические условия, которые на сегодня принадлежат Правительству Вологодской области. Молокоперерабатывающие предприятия, имеющие свидетельство на право пользования НМПТ «Вологодское масло», владеют техническими условиями исключительно на правах пользования.

С момента выведения Вологодского масла из общего государственного стандарта выпуск контрафакта под названием «Вологодское масло» уменьшился в разы.

С целью сохранения особых свойств Вологодского масла в нашем регионе Губернатором Вологодской области подписано соглашение «О мерах по сохранению особых свойств Вологодского масла».

В регионе создано НП «Гильдия вологодских маслоделов», одним из основных видов деятельности которого является борьба с контрафактом.

Активную борьбу с незаконным использованием НМПТ «Вологодское масло» наше предприятие ведет с 2001 года.

В настоящее время нарушители (производители контрафакта) применяют следующие способы незаконного использования НМПТ «Вологодское масло»:

- прямое копирование этикетки вологодского производителя масла;

- нанесение названия «Вологодское масло» на продукт, произведенный за пределами Вологодской области;

- использование наименований, схожих до степени смешения с наименованием места происхождения товара «Вологодское масло»: «Вологодское подворье», «Вологда», «Вологодское деревенское», «Вологодское золото», «Вологодская красавица», «Вологодское раздолье», «Вологодский стандарт», «Вологда-краса»,  «Вологодские узоры», Масло сливочное по заказу ООО «Вологодское», «Волгородские традиции», «Бологодское масло» и т.п. наименования.

Итогом наших судебных разбирательств стало прекращение выпуска контрафактной продукции нескольких производителей под названием «Вологодское масло» и с наименованиями сходными до степени смешения. Несмотря на всю нашу деятельность, направленную на пресечение контрафакта на рынке, такая продукция все же остается. Так, например, в мае 2015 года в результате претензионных мер нами было удалено с рынка сливочное масло с наименованием «Вологодка» производства Производственного комбината «Ильинское-95» (Московская область), а сегодня на официальном сайте данного производителя масло сливочное «Вологодка» предлагается покупателю вновь.

Такие факты говорят о том, что в РФ государственные меры по сохранению уникальных товаров приняты, а контроль за оборотом контрафактных товаров недостаточен. Мы надеемся, что введение электронной ветеринарной сертификации в данном вопросе будет нам в помощь по той причине, что по нашему опыту большая часть контрафактных товаров является еще и фальсификатом. Кроме того, в рамках пилотного проекта мы уже имели возможность использования данных «Меркурия» в вопросе отслеживания контрафакта. Хотя это был другой наш продукт, но результативность работы по выявлению контрафакта была достаточно высокая.

Вологодское масло сегодня - один из самых «любимых» продуктов для высказывания неких «экспертных мнений» о его качестве на сайтах различных некоммерческие организации, позиционирующих себя, как организации защищающие права потребителей. Ни одно из обвинений в несоответствии по качеству и безопасности Вологодского масла не было выявлено или подтверждено государственными контролирующими органами РФ, уполномоченными на осуществление такого рода контроля. Стабильно высокое качество продукта ежегодно подтверждается высокими наградами на профессиональных российских, международных выставках и конкурсах. Кроме того, о стабильно высоком качестве продукта говорит и тот факт, что несмотря на различные якобы несоответствия по качеству, на одном из сайтов организации, позиционирующей себя как независимый защитник прав потребителей, 89% отзывов покупателей в защиту масла Вологодского, которые говорят о высочайшем его качестве на протяжении многих лет.

Одновременно с Вологодским маслом на тех же сайтах можно встретить и контрафактный товар. Так, на одном из них, имеется информация об упоминаемом ранее масле сливочном «Вологодка» и без указания информации о том, что это контрафакт. Вероятно, по некомпетентности такое наименование считается «фантазийным».

Вологодское масло нуждается в защите государства путем пресечения производства контрафактных товаров. Потому что, это олицетворение вековых традиций, своеобразная визитная карточка Вологодской области и первый охраняемый бренд Российской Федерации. Это продукт, узнаваемый не только в России, но и в других странах мира. И, может быть, в перспективе рассмотреть возможность использования для достижения таких целей Федеральной государственной информационной системы «Меркурий», путем внесения в систему информации о законных производителях Вологодского масла и обеспечения невозможностью оформления электронных ветеринарных сопроводительных документов иными лицами, в том числе на сливочное масло с наименованиями схожим до степени смешения с наименованием «Вологодское масло». И мы готовы оказать этому содействие».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №17 от 17 апреля 2019

Заголовок в газете: Борьба с контрафактом

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру