По предварительным данным, несчастный случай произошел из-за утечки бытового газа. Этим и пользуются лжегазовщики, которые пытаются нажиться на людях, готовых пойти на все, чтобы оградить себя и своих близких от беды.
По данным УМВД России по Вологодской области, в регионе участились случаи мошенничества третьих лиц. В основном жертвами злоумышленников становятся люди пожилого возраста. Аферисты выбирают подходящее время для совершения липовой сделки: для них важно, чтобы жертва осталась дома одна – так она становится более уязвимой. Стоит отметить, что если раньше настоящих специалистов газовой службы легко было отличить от лжегазовщиков по форме и удостоверению личности, то сейчас они приноровились подделывать и это.
Известны случаи активизации мошенников в Вологде сразу после взрыва бытового газа. Так, в декабре сотрудниками вневедомственной охраны были задержаны граждане по подозрению в совершении мошеннических действий. Во время патрулирования на улице Воркутинская города Вологды к росгвардейцам обратилась местная жительница и рассказала о двух мужчинах, которые ходят по квартирам под видом сотрудников газовой компании и предлагают свои услуги, заключающиеся в замене газового оборудования на новое (оно как раз имеется у них в наличии). За фиксированную плату у «газовщиков» якобы можно купить более надежный кран и счетчик.
Стражей правопорядка это насторожило. Приметив подходящих под описание мужчин, росгвардейцы обратили внимание на то, что мошенники одеты не по форме. Подозреваемых попросили предъявить документы, однако у злоумышленников их не оказалось. Установив личность мужчин, сотрудники вневедомственной охраны выяснили, что вологжане 1961 г.р. и 1964 г.р. не являются представителями компании газового обслуживания. Лжегазовщиков передали в полицию для выяснения подробных обстоятельств.
Доверительный обман
«Мне однажды удалось столкнуться лицом к лицу с аферистом. Несмотря на давность происшедшего, я детально помню все подробности. Моя мама живет в Вологде. Так получилось, что ввиду моей профессии я вынуждена была уехать в другой город. Мама осталась проживать в квартире одна на протяжении нескольких лет. Однажды я приехала ее навестить. В один прекрасный день раздался звонок в дверь. Мама побежала открывать. В квартиру вошла женщина зрелого возраста. Похоже, что они с моей мамой уже знакомы. Решила прислушаться к разговору, так как он у них затянулся. Слышу, мама объясняет таинственной для меня незнакомке, что совсем недавно в квартире делался ремонт, все работает исправно, бояться ей нечего. Женщина настаивалана том, чтотехника современная, и скоро всех в принудительном порядке заставят ее менять, а сейчас все можно приобрести по доступной цене, пока спрос на оборудование умеренный. К тому же «по знакомству» маме предлагалась скидка. Мне стало безумно интересно узнать все подробности того, что же они там обсуждают. Выхожу в прихожую. Вижу женщину, одетую в синюю униформу, в которой обычно нас навещают сотрудники газовой службы. «Гостья» посмотрела на меня с удивленными и, как мне показалось, испуганными глазами, быстро перевела свой ошарашенный взор на маму. Спрашиваю, что здесь происходит. Последовал неуверенный ответ, звучащий примерно так: «Я сотрудник газовой компании. У нас поручение от руководства – обойти все квартиры в этом доме, предупредить жителей о том, что скоро надо будет менять газовые плиты на новые». Я поинтересовалась, какое название носит организация, в которой работает женщина и как ее зовут. Имя она мне, конечно, назвала, а с организацией замешкалась. Мне это показалось довольно странным. Объяснила, что сейчас попробует дозвониться до газовой компании, обслуживающей наш дом. Однако их «сотрудник» внезапно засуетилась, сказала, что у нее нет на это времени. Мы, естественно, отказались. На следующий день я решила сходить в газовую компанию, где мне и сообщили о том, что никаких подобных мероприятий они не проводят, постановлений о принудительной замене оборудования тоже нет. Стало ясно, попытка обвести вокруг пальца пенсионера налицо, – поделилась своей историей с «МК в Вологде» Наталья Кузнецова. - Мама рассказала мне, что эта женщина уже три месяца приходит к ней, чтобы просто проведать. Пару раз проверяла рабочее состояние плиты на кухне, что-то там крутила».
Правда о проверках
Мы связались с советником генерального директора по связям с общественностью ООО «Газпром межрегионгаз Вологда» Анной Одинцовой, чтобы узнать, как не попасться на уловки лже-газовиков.
«В компанию поступают жалобы вологжан на действия сторонних организаций, которые ходят по квартирам вологжан и предлагают осмотреть газовое оборудование, заменить его, приобрести газоанализаторы. Потому обращаем внимание граждан – не допускать посторонних лиц до газового оборудования! Сначала проверьте, с какой организацией у вас заключен договор на техническое обслуживание. И нуждаетесь ли вы в услугах мастеров сторонних организаций», - рассказывает Анна Одинцова.
Отметим, замена газового оборудования сторонними лицами часто влечет за собой возникновение аварийных ситуаций.
В квартиру или дом специалисты компании «Газпром газораспределение Вологда» приходят только для проведения планового технического обслуживания внутридомового газового оборудования, а также по аварийной или ремонтной заявке абонента. Не для рекламирования газового оборудования и его продажи.
«Если остаются сомнения относительно пришедшего сотрудника газовой службы, можно позвонить в управляющую организацию или в службу 04 (с мобильного - 104), в службу «Единое окно» по телефону в Вологде: 23-99-93 и уточнить, проводится ли проверка оборудования по указанному адресу, числится ли в штате организации данный работник», – подчеркнула Анна Константиновна.
Если все-таки вы пострадали от действия лжегазовщиков, рекомендуется незамедлительно обратиться в полицию.
Код безопасности
«Ежедневно по всей области специалистами компании «Газпром газораспределение Вологда» проводятся сотни осмотров технического состояния газового оборудования. Но, в первую очередь внутриквартирное газовое оборудование, согласно закону, – это зона ответственности самих собственников жилья. Один из главных советов для всех вологжан, у кого установлено газовое оборудование – быть предельно внимательными и тщательно соблюдать правила использования газа в быту», – добавила Анна Одинцова.
Вот несколько рекомендаций, которыми стоит воспользоваться всем потребителям газа:
1. Проверьте, заключен ли у вас договор со специализированной организацией на техническое обслуживание газового оборудования.
2. Выясните, когда в последний раз газовое оборудование осматривали специалисты. В сентябре 2017 года вступили в силу изменения, внесенные в постановление правительства России N 410, согласно которому техническое обслуживание должно проводиться ежегодно.
3. Если газовое оборудование осматривалось специалистами более года назад – вызовите мастера на дом в удобное для вас время.
4. Ознакомьтесь с графиком технического обслуживания.
5. Проверьте срок службы вашего газового оборудования. Может быть его пора заменить. Но сделать заключение должен только специалист.
6. Если в ближайшее время, согласно графику в вашем доме, будет проходить техническое обслуживание газового оборудования, обеспечьте мастерам доступ, то есть попросту находитесь для этого дома. Либо, как уже говорилось выше, договоритесь о визите специалиста в удобное для вас время.
7. Уточните у руководства вашей управляющей компании, ТСЖ, когда будет проходить осмотр внутридомового газового оборудования и систем вентиляции, дымоходов. Внутридомовое газовое оборудование многоквартирных домов – ответственность управляющих компаний, которые заключают договор со специализированными газовыми организациями.
Зимой, согласно общероссийской статистике, увеличивается количество несчастных случаев, связанных с отравлением угарным газом. Причины - нарушение правил эксплуатации газового оборудования, отсутствие контроля за состоянием дымоходов и вентиляционных каналов, а также невнимательность самих потребителей при обращении с газовыми приборами.
Потому не забывайте проверять наличие тяги до розжига и во время работы газоиспользующего оборудования, не загромождайте проходы к газовым приборам, не оставляйте зажженные конфорки без присмотра и не используйте их для обогрева помещения или сушки одежды. Не проводите самостоятельно ремонт и переустановку газовых приборов.Следите за тем, чтобы к газу не приближались дети. Не спите в помещениях, оборудованных газовыми приборами. При отъезде из квартиры или дома в обязательном порядке перекройте кран на газоиспользующем оборудовании.
Если вы почувствовали запах газа дома или в подъезде, срочно проветрите помещение, перекройте вентили на газовых трубах, не включая при этом свет и электроприборы, и позвоните в аварийно-диспетчерскую службу.
Берегите денежки
Как правило, на «удочку» мошенников попадаются беззащитные, слишком доверчивые люди. Аферисты сначала изучают потенциальную жертву, составляют план своих действий, ждут подходящего момента, когда человек станет наиболее уязвимым, и действуют. Эти люди зачастую оказываются хорошими психологами, которые знают, как создать доверительную и спокойную обстановку. Почувствовав, жертва «готова», наносят свой «удар» так, что со стороны все выглядит вполне непринужденно. Злоумышленники умеют заговаривать зубы.
Не стоит доверять всем, кто пытается попасть в квартиру. Если же вышло так, что избежать встречи с незнакомцем не удалось, рекомендуется придерживаться единственного правила: отстаивать свою точку зрения, задавать наводящие вопросы оппоненту, которые, скорее всего, застанут врасплох мошенника, ведь он надеялся на то, что вы – идеальная жертва.
Обычно аферисты - люди, которые просчитывают каждый свой шаг. Жертвами становятся в основном люди малоосведомленные в определенных сферах. Вместо того, чтобы все перепроверить, переспросить, они ведутся на красноречивость афериста, на то, как уверенно он может нахваливать свой товар или услугу, подвергаясь гипнозу, а после хватаются за голову, осознав, что произошло на самом деле. В случае с газовым мошенничеством можно сказать только одно – нужно быть бдительными и проводить беседы с близкими.