В принципе можно обозначить два основных варианта решения: оставить для прогулок вологжан зеленеющие берега главной водной артерии областной столицы или же очертить правильными линиями набережную Вологды, одев её в камень и бетон. В социальных сетях и многих информационных изданиях подогревается аргументами только первое решение проблемы. При этом среди аргументов участники дискуссии руководствуются часто только историческими фактами и мнениями заинтересованных лиц, наотрез отказываясь принимать доводы в пользу второго решения проблемы. В этой статье мы ни в коем случае не призываем читателя придерживаться какой-то конкретной линии, мы просто перевернём медаль вопроса обустройства набережной и посмотрим на её реверс. Для равновесия будем использовать аргументы в тех же областях знания, а именно вспомним историю, поинтересуемся мнением биологов и экологов, а завершим наш разговор аргументами в рамках урбанологии (урбанология – наука о городах – прим. авт.).
Первой в ряде областей знания, из которых мы будем черпать аргументы, названа история. В Вологде за всё время существования города трудилось немало краеведов, и практически каждый из них оставил после себя труды по истории края. Авторитетным источником исторических фактов, связанных с областной, а ранее губернской столицей, является факсимильное издание «Вологда в её старине». Автор труда – известный русский историк, искусствовед и художник Георгий Крескентьевич Лукомский. В главе, посвящённой художественному облику Вологды, автор удивляется «покрытым травой и бурьяном, откосам реки», а в главе об истории города краевед отмечает, что Вологда на протяжении долгого времени была торговым центром, при этом, как правило, товары доставлялись по воде.
Факт активного судоходного движения на реке Вологде подтвержден и в «Справочной книжке для Вологодской губернии» в главе «Судоходство и пристани»: «На этих водных путях находятся главнейшие торговые пристани губернии: Вологодская на р. Вологде, при губернском городе; Устюгская на Сухоне, при г. Устюге и др. <…> Кроме Сухоны, деятельное судоходство производится и по р. Вологде. Отпуск товаров с Вологодской пристани в Архангельск и С.-Петербург бывает различен, смотря по мере требования товаров».
Исторические факты, связанные с отсутствием кустарников и деревьев на берегах Вологды, подтверждают и фотографии русла реки конца XIX – начала XX века. Зачастую на фотокарточках видно, что берега водной артерии становились складскими площадями и были изрыты колёсами транспорта, на котором купцы увозили товар.
Безусловно, в истории вологодской реки можно найти и «зелёные» страницы. Поросшие берега Вологды – это традиционная картина последней трети XX века. Неокошенные склоны и разросшиеся кустарники в период застоя и перестройки нередко становились «рюмочной» для разочаровавшихся во власти вологжан и отпугивали прохожих, которые хотели прогуляться. Конечно, стоит отдать дань многолетним деревьям на отрезке набережной от Красного моста до Октябрьского – именно их корни крепко сковывали берег, не давая ему совсем осыпаться вместе с небольшой пешеходной дорожкой, как, например, случилось в начале XXI века в районе Советского проспекта. В 2006 году зыбкая, неукрепленная почва набережной на Советском стала причиной обрушения пешеходной дорожки между магазином «Петровский» (современный ТЦ «Макси») и баром «Поплавок». Около недели жители районов Речной порт и Водники оставались без связи.
В анналах истории, как оказалось, нет весомых аргументов в пользу якобы всегда существовавшей на берегах Вологды зелёной зоны. Более того, летопись Вологды всё чаще сталкивает нас с тем, что если озеленение и существовало, то хаотичное, не предусмотренное генеральным городским планом благоустройства.
О важности «зелёной» зоны на берегах реки Вологды далее поговорим в разрезе биологии. По мнению сотрудников естественно-географического факультета ВоГУ, в биоценозе городской части реки Вологды нет эндемиков – редких или исчезающих видов животных или растений. Безусловно, русло городской реки – это определённый природный ландшафт, который, однако, не облюбовали уникальные представители флоры и фауны. Более того, зачастую заболоченная местность в русле реки (здесь уже к аргументам биологии подключается ещё одна «природная» наука – экология), становится рассадником болезнетворных микроорганизмов. При этом представители научного сообщества, занимающиеся вопросами экологии, отмечают, что желательно хотя бы точечно сохранить природный ландшафт Вологды, но только в безопасном для здоровья горожан состоянии.
С точки зрения урбанологии отличными примерами рек, заключенных в «береговой гранит», являются Дунай, Днепр, Нева, Москва. Особенно в этом ряду водных городских артерий выделяется Нева-река: её берега были одеты в камень уже в конце XVIII – начале XIX века. Первая набережная появилась у Зимнего дворца, затем строители двинулись вверх по течению реки. Сейчас Санкт-Петербург невозможно представить без высоких и красивых каменных набережных. Они стали своеобразным пьедесталом для зданий, которые как бы вырастают из гранитных берегов реки.
И немного лирики и пафоса в конце статьи: раз уж мы при любом удобном случае гордимся тем, что нашу столицу (пусть зачастую проездом, но аж целых пять раз), посещал основатель Санкт-Петербурга Петр I, то что ж мы не следуем заветам императора, оставляя без должного ухода реку Вологду?