Зачем России нужен закон об изоляции интернета: мнение вологодских депутатов

Суть законопроекта заключается в минимизации объема данных, которые передаются за рубеж

На исполнение закона об изоляции российского интернета планируется направить 30 млрд рублей. Сумма включена в проект «Информационная безопасность» национальной программы «Цифровая экономика». Инициаторами закона выступили глава комитета Совета Федерации Андрей Клишас, его заместитель Людмила Бокова и депутат Государственной Думы Андрей Луговой. Редакция «МК в Вологде» выяснила, чего хочет добиться власть.

Суть законопроекта заключается в минимизации объема данных, которые передаются за рубеж
Фото: МК в Вологде.

Законопроект позволит российским властям контролировать точки соединения российского сегмента интернета с внешним миром. Так, авторы документа предлагают создание инфраструктуры, которая позволит российскому сегменту работать в изоляции. Его поддержали в первом чтении 334 депутата из 450, скоро они будут снова голосовать за изоляцию интернета.

Суть законопроекта заключается в минимизации объема данных, которые передаются за рубеж. То есть в случае необходимости власти смогут отключить «внешний интернет» и фильтровать как внутренний, так и внешний трафик. Под «внешним» подразумеваются сайты и сервисы, которые физически находятся за пределами страны. Получается, что в случае угрозы власти смогут оставить работать только те ресурсы, которые размещаются внутри страны.

В пояснительной записке к законопроекту называется главная угроза — США, которые обвиняют Россию в совершении хакерских атак. «В этих условиях необходимы защитные меры для обеспечения долгосрочной и устойчивой работы сети интернет в России, повышения надежности работы российских интернет-ресурсов», — пишут авторы законопроекта.

По словам составителей документа, цель законопроекта в том, чтобы российский сегмент интернета смог продолжить работу даже в случае, если его отключат от общемировой сети.

Один из авторов закона об изоляции Рунета сенатор Андрей Клишас предложил прописать в законе «О связи», что все провайдеры должны установить у себя специальное оборудование, которое позволит блокировать запрещенные сайты.

Законопроект обяжет интернет-провайдеров установить в своих сетях технические средства противодействия угрозам. При этом подробностей, какие же «технические средства» должны установить операторы в случае принятия законопроекта, нет. По предварительной версии, это будут программы, которые позволят операторам определять «противозаконный» трафик и его блокировать. В случае возникновения опасности, по замыслу авторов, управлять рунетом будет Роскомнадзор.

Весь обмен данными на территории России будет проходить только через специальные точки обмена трафиком. Власти смогут отказывать операторам, соцсетям и мессенджерам в подключении к точкам обмена трафиком, если они будут нарушать требования Роскомнадзора или правоохранительных органов.

По оценкам экспертов, не исключено, что новую инициативу не удастся реализовать в полной мере. Например, как это произошло с «блокировкой» одного из популярных мессенджеров. Другой пример – закон Яровой. Правда, если законопроект об автономном интернете отредактируют, то все же власти смогут отключать «внешний интернет» и зачищать «внутренний», если в этом возникнет необходимость. И все же существующий текст законопроекта четко не разъясняет, какие принципы и механизмы будут использоваться для полной реализации инициативы.

***

Законопроект вызвал резкую критику в СМИ, социальных сетях, среди некоторых представителей власти. Так, в официальном отзыве правительство хоть и поддержало законопроект, но все же высказало ряд замечаний. Во-первых, непонятно, о каких угрозах безопасности рунета идет речь, конкретно в каких случаях вводится централизованное управление интернетом, кто именно, кроме операторов связи, должен выполнять указания в случае введения централизованного управления, говорится в отзыве. Каковы гарантии, что при этом скорость интернета и технологические возможности операторов связи не ухудшатся?

И, конечно, основное замечание – расходы на исполнение законопроекта. Счетная палата России отказалась поддерживать законопроект. На его реализацию потребуются не только дополнительные средства, но и из-за принятия законопроекта, возможно, вырастет стоимость товаров и услуг на российском рынке.

Бизнесу законопроект тоже не понравился. В отзыве говорится, что в России уже существуют 11 корневых серверов, поэтому смысла обеспечивать автономную работу рунета нет.

Депутат Государственной Думы от фракции ЛДПР, уроженец города Вологды Сергей Каргинов проголосовал «против» выдвинутой инициативы. О своем отношении к законопроекту Сергей Генрихович Каргинов рассказал редакции «МК в Вологде».

«Данный вопрос, с одной стороны, - вопрос безопасности, с другой стороны, мы понимаем, что сегодня живем в глобальном мире и вынуждены взаимодействовать не только внутри своей страны, но и со всем миром, - рассказывает депутат ГД РФ Сергей Каргинов. - К сожалению, сейчас интернет стал не только информационной платформой, но и площадкой, фактически угрожающей безопасности России, то есть кибератаки, причем кибератаки на энергетические системы, на базы данных в период обострения взаимоотношений, которые могут произойти в мире в любой момент. Мы видим, что очаги опасности военных столкновений перманентно происходят вблизи наших границ. Мы должны иметь некую связь, чтобы мобилизовать пространство России и все-таки дать возможность людям нашей страны общаться друг с другом. Опасность отключения нас от Всемирной паутины в какой-то степени существует, потому что все сервера (поисковые, с базами данных и другие) в основном находятся за пределами Российской Федерации. Очевидно, это необходимо, но я бы с большим удовольствием воспринял эту ситуацию, когда бы данный закон не работал. Я считаю, что взаимодействие между людьми и странами должно расти. Но социальные сети отнимают у людей много времени, поэтому часть уходит из них, чтобы почувствовать настоящую жизнь, реальный контакт друг с другом».

У граждан возникают опасения, что со вступлением закона в силу многие не смогут работать в интернете и останутся без заработка. Однако Сергей Каргинов отмечает, что это не так.

«Нужно понимать, что изменений никаких не произойдет, - отмечает Сергей Генрихович. - Закон предусмотрен на случай возникновения каких-либо жестких обострений между странами. Никто и никого не собирается отключать от интернета на сегодняшний день. Ни у кого не возникнет проблем, связанных с пользованием интернетом в текущей ситуации, если она сохранится в мирном русле. Во время обострения военных действий, возможно, против России будут приняты какие-то действия. А так все спокойно могут работать. Ничего страшного не произойдет. Например, Китай живет с жестким ограничением интернет-пространства. Не надо ничего бояться».

Действительно, идеи российских властей ближе к китайской модели. Поясним, что в Китае действует глобальная национальная система фильтрации и блокировок неугодных правительству КНР ресурсов и сервисов. Правда, эксперты считают, что в России вряд ли можно в точности повторить китайскую модель, поскольку между странами существует много различий (в политической культуре, технологиях, экономических возможностях). В КНДР работает замкнутый интранет (интернет в миниатюре), который не связан с глобальной сетью. Там нет тех сервисов, к которым россияне уже привыкли.

По словам одного из авторов законопроекта Людмилы Боковой, инициатива «не имеет никакого отношения к китайскому пути развития интернета».

А депутат ГД РФ от Вологодской области Алексей Канаев во время первого чтения проголосовал "за" принятие законопроекта. Он рассказал нашему изданию, почему считает необходимым вступление в силу инициативы.

«Приняли в 1-м чтении законопроект о Рунете – российском сегменте всемирной сети, - отмечает Алексей Канаев. - Сразу оговорюсь – он не о тотальном контроле интернета и не об ограничении прав. Речь об информационной безопасности страны. Интернет сегодня – это не просто возможность пообщаться, посмотреть фильмы и т.п. Цифровизация прошивает крупнейшие технологические процессы – инфраструктуру, авиа- и ж/д перевозки, банки и многое другое. И мы не можем поставить их под удар. А примеры отключений со стороны «партнёров», контролирующих сейчас Сеть, ресурсов и даже целых стран уже имеются. В войнах инфраструктура всегда - цель удара. Информационные войны - не исключение. Не верите? Тогда вспомните отключение банковских карт в 2014-м году. Этот вопрос обсуждали живо, дискуссии развернулись нешуточные. Ко второму чтению проработаем ряд деталей законопроекта с экспертами, в диалоге со всеми заинтересованными сторонами - поправки должны снять все опасения и недопонимания. Интернет в нашей стране должен работать стабильно и безопасно, без рисков внешних санкций и отключений.

В законопроекте о Рунете речи об изоляции вологжан, как и всех граждан нашей страны, - не идёт. Мы говорим о безопасности россиян и их защите от вмешательства извне так называемых «партнеров», которые могут в любой момент нажать кнопку и выключить Россию, ее крупные предприятия от Всемирной сети. Механизмы, предусмотренные законопроектом, должны обеспечить независимую инфраструктуру для устойчивого функционирования Сети в РФ. Это позволит поддерживать работоспособность наших сайтов в случае невозможности подключения российских операторов связи к зарубежным интернет-серверам. Повторюсь, никаких ограничений свободы слова или распространения информации ни для простых пользователей, ни для предпринимателей, работающих в интернете, законопроект не несет. Он обеспечит стабильную и безопасную работу российского сегмента интернета без рисков внешних санкций и отключений, которые могут произойти в любой момент».

За принятие законопроекта об автономности Рунета проголосовал и депутат ГД РФ, представляющий Вологодскую область, Евгений Шулепов. Правда, нашему изданию через своего представителя депутат заявил, что «не является ни автором, ни соавтором законопроекта, в связи с чем некорректно ему давать комментарии на эту тему». Почему Евгений Шулепов положительно проголосовал за принятие инициативы – остается загадкой.

***

Депутат Вологодской городской Думы Елена Земчихина: «Теоретически сейчас изолировать интернет невозможно. Я не уверена, что мы к этому технически и морально готовы. Если эксперты считают, что мы можем пойти на данные шаги, значит нужно идти. Конечно, стоит понимать, что это и цена вопроса».

По последним данным, на реализацию законопроекта потребуется порядка 30 млрд рублей.

Около 20,8 млрд выделят на закупку оборудования, еще 4,5 миллиарда — на сбор информации об интернет-адресах, 5,5 миллиарда — на разработку программно-аппаратных средств.

Напомним, что один из авторов закона об изоляции Рунета сенатор Андрей Клишас говорил в начале февраля, что на защиту российского сегмента интернета от внешних угроз предусмотрено более 20 миллиардов рублей.

Депутат ЗСО Марина Денисова: «Жизнь без интернета практически немыслима. С одной стороны, Всемирная паутина мешает. Мы много говорим о вреде гаджетов, сетей, которыми пользуется наше население. С другой стороны, это, конечно, весомая поддержка поисковой системы. Россияне - мирные люди, но наш бронепоезд стоит на запасном пути. Мы всегда должны быть во всеоружии умственном и житейском».

Добавим, что реализация проекта может вызвать ряд технических проблем. Среди них – перебои в работе российских сетей связи. Так или иначе, второе чтение законопроекта, скорее всего, состоится в апреле 2019 года. Законопроект, очевидно, будет серьезно доработан к этому времени.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №15 от 3 апреля 2019

Заголовок в газете: РУ и точка

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру