Данные о создании воздушного моста с блокадным Ленинградом обнародованы в Вологодской области

Вологодчина благодаря своему расположению была определена как один из важнейших пунктов приема и размещения эвакуированных граждан

История содержит много темных страниц, мрачных, а иногда поистине трагичных. Наглядный пример тому – Великая Отечественная война, унесшая миллионы жизней. Одно из знаковых событий тех лет – блокада Ленинграда. Значительную роль в поддержке оказавшихся в заточении ленинградцев сыграла Вологодская область.

Вологодчина благодаря своему расположению была определена как один из важнейших пунктов приема и размещения эвакуированных граждан
фото: пресс-служба администрации Вологды

18 января – памятная дата. В этот день в 1943 году блокаду удалось прорвать. В результате появилась возможность восстановить сухопутную связь с городом.

Датой начала блокады города на Неве считается 8 сентября. С этого дня, когда был захвачен вражескими войсками город Шлиссельбург, вся сухопутная связь Ленинграда с остальной страной прервалась. В заточении оказались более 2,5 миллионов человек гражданского населения, 400 тысяч из них – дети. Запасов продовольствия было катастрофически мало: различных видов продуктов хватало на период от половины до одного месяца. Город оказался не готов к настолько радикальным действиям противника. Для жителей наступили непростые времена. Самые черные дни пришлись на первую блокадную зиму. Число жертв за несколько лет превысило сотни тысяч, а по некоторым данным – миллион. Подавляющее большинство умерло именно от голода, а не от вражеских обстрелов.

Наиболее острым вопросом с самого начала блокады было обеспечение связи Ленинграда с «большой землей». Наверное, нет в России человека, который хотя бы в общих чертах не знал, что такое Дорога жизни. Путь через Ладожское озеро был основным способом подобраться к городу. В период навигации сообщение осуществлялось по воде, зимой – по льду. По Дороге жизни в блокадный Ленинград доставлялось продовольствие, а из города вывозились местные жители. Большую роль также сыграло авиасообщение.

Вологодская область благодаря своему удачному и выгодному расположению была определена как один из важнейших пунктов приема и размещения эвакуированных граждан. Работа в этом направлении стартовала еще летом 1941 года.

Уже 16 июля местными властями было принято постановление, согласно которому в регионе планировалось разместить 100 тысяч эвакуированных, а также обеспечить обслуживание проходящих эшелонов. В разных населенных пунктах области стали появляться эвакопункты. Здесь пострадавшие могли получить питание, медицинскую помощь и отдых. За июль и август были подготовлены свыше 25 тысяч домов и квартир для размещения блокадников и эвакуированных из других прифронтовых мест.

Уже к 20-м числам июля на Вологодчине была расселена почти 31 тысяча жителей Ленинграда, Карелии и других регионов Северо-Запада. Еще больше людей прошло эшелонами через Вологодский железнодорожный узел.

Поток эвакуированных из блокадного Ленинграда резко возрос в начале 1942 года. Многим требовалась медицинская помощь, многие дорогу не пережили. На Вологодчине помощь была организована четко и эффективно. Для обессилевших от голода людей разработали специальный режим питания, они постоянно находились под наблюдением медиков.

На железнодорожных станциях региона эвакуированным предоставлялся горячий обед. К примеру, буфет станции Вологда-1 с января по апрель 1942 года обслужил почти 202 тысячи взрослых и 18 тысяч детей. Для увеличения пропускной способности было увеличено число раздаточных окон, количество официанток, установлено дополнительное оборудование. В итоге за полтора часа здесь могли позаботиться о полутора тысячи эвакуированных.

Размещенных в регионе ленинградцев тоже не оставляли без внимания. Им помогали с трудоустройством, детей принимали на учебу в местные школы.

С начала 1942 года появлялось все больше беспризорников. Сироты приезжали практически в каждом эшелоне. У многих детей родные погибли в пути, некоторые подростки самостоятельно пробирались в вагоны и уезжали из блокадного Ленинграда. Беспризорников собирали на платформах сотрудники железнодорожной милиции. Ребят мыли, отогревали и отправляли в детские дома или в детские приемники-распределители. Нуждающихся обеспечивали одеждой и обувью. К сентябрю 1943 года в регионе было открыто 50 бюджетных детских домов.

Помощь эвакуированным оказывали и простые вологжане. В первую очередь, это был сбор денежных средств и гуманитарной помощи. В области действовал специальный инициативный фонд, который собрал тонны хлеба и овощей, тысячи экземпляров различной одежды.

В начале 1942 года жители Череповецкого и Устюженского районов предложили подготовить для ленинградцев продовольственные подарки. Инициатива была поддержана всем регионом. В городах и районах собрали самые разные продукты: муку, крупы, зерно, сухари, молочные продукты, мясо, колбасы, кондитерские изделия и многое другое. Кроме того, было собрано более 345 тысяч рублей.

К блокадному Ленинграду грузы шли поездами. Железнодорожники били все рекорды по скорости. Маршрут Вологда – Тихвин они могли преодолеть за 19-22 часа. И это при условии, что пути регулярно обстреливала вражеская авиация. К примеру, только за период с августа по ноябрь 1941 года Северная железная дорога перенесла более 300 налетов. Но благодаря профессионализму железнодорожников большая часть груза достигала пункта назначения.

Во время боевых действий сильно пострадала сельскохозяйственная отрасль Ленинградской области, в частности урон получили 374 колхоза. Здесь на помощь пришли совхозы и колхозы Вологодчины, которые приняли на содержание ленинградских лошадей и крупный рогатый скот. Животных после освобождения территорий вернули на родину. А некоторые колхозы Вологодчины взяли шефство над ленинградскими колхозами. Пока шло их восстановление, вологжане сдавали мясо в госпоставки вместо ленинградцев, а также выделяли коллегам стройматериалы и семена зерновых культур и картофеля.

С прорывом блокады в 1943 году и обустройством дороги по суше положение Ленинграда значительно улучшилось. В честь 80-летия этого важного события областное управление ФСБ и региональный Государственный архив обнародовали документы, рассказывающие о создании воздушного моста между Вологдой и Ленинградом. Ранее данные были засекречены, по словам сотрудников архива, из-за особой важности воздушного пути для Ленинграда того времени.

Документы содержат информацию о создании аэродромной сети, переписки о поставках строительных материалов, отчеты о ходе работ. По ожиданиям сотрудников архива, данные будут особенно востребованы среди исследователей военного времени.

«Вологодчина являлась ближайшим к Северной столице тыловым регионом и была важным транспортным узлом, куда можно было подвезти продовольствие и вооружение. Полномочия по контролю за строительством аэродромной структуры и обеспечением на стройке всем необходимым возложили на областное НКВД», – рассказала профессор кафедры отечественной истории ВоГУ Татьяна Димони.

Аэродромную сеть начали создавать на Вологодчине еще в первой половине 1941 года. Работы проходили в два этапа. Сначала велось непосредственно само строительство аэродромов. А затем шло расширение взлетно-посадочных полос уже имеющихся аэродромов.

Строители работали вблизи железнодорожных узлов и подъездных путей. Всего в регионе было обустроено как минимум 18 военных аэродромов на территории Вологодского, Бабаевского, Череповецкого, Сокольского, Чагодощенского, Вытегорского и Устюженского районов. Первый аэродром, подготовленный к перебазированию новых авиасоединений, находился в Прилуках. Воздушный мост был готов уже к концу лета 1941 года.

В первый же день работы в блокадный Ленинград отправились 30 самолетов, которые доставили порядка 70 тонн груза, в основном продовольствия. На передышку летчикам давалось всего полчаса – пока загружался самолет. После этого они вновь отправлялись в путь.

Позже произошло перебазирование вологодского авиаузла: часть была переброшена под Череповец, часть – на восток Ленинградской области. Делалось это для того, чтобы обеспечить более быструю доставку необходимого груза в блокадный город.

***

27 января 1944 года, спустя 872 дня, блокада Ленинграда была полностью снята. А в 1946 году произошел прорыв морской минной блокады.

Всего за годы войны через Вологодскую область прошли более полутора тысяч эшелонов и порядка 280 судов. В общей сложности число эвакуированных составило около трех миллионов. Все они получили горячее питание на питательных пунктах региона, а те, кто двигался дальше, – еще и сухой паек в дорогу.

Через Вологду прошли более 200 эшелонов с 186 тысячами эвакуированных. Многие остались жить в регионе, многих спасти не удалось. Всего в областной столице похоронено порядка шести тысяч ленинградцев.

Ежегодно 27 января, в день снятия блокады, у городских мемориалов проходят вахты памяти. События тех лет стали трагическими страницами истории, но память об ужасах войны навсегда останется в сердцах вологжан.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №5 от 25 января 2023

Заголовок в газете: Страницы истории

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру