Стоит ли искать библиотеку Ивана Грозного в Вологде?

Предания, сказания и легенды нашего города

Важную часть культурного и исторического наследия любого города составляют различные предания и легенды, записываемые или сочиняемые живущими на его территории народами. Часто сказания имеют историческую основу, но иногда, путешествуя из «уст в уста», обрастают невероятными подробностями, мистическими событиями и невиданными чудесами.

Предания, сказания и легенды нашего города
Фото: МК в Вологде

В конце июня областная столица отметила свое 872-летие и, естественно, «рождение» нашего города имеет свою историю. Согласно преданию Вологду основал странствующий монах Герасим. Известно про него не очень много. В «Повести о чудесах Герасима Вологодского», написанной около 1666 года, рассказывается о том, что монах родился в Киеве, а в 1147 году пришел на реку Вологду и основал на Кайсаровом ручье Троицкий монастырь.

«Преподобный Герасим - монах, который пришел из Киева в северные пределы, здесь остановился и основал небольшой монастырь в честь Святой Троицы. В годы Смуты он был разрушен, сейчас на его месте стоит построенная шесть лет назад часовня Преподобного Герасима, ее адрес - ул. Бурмагиных, 40, - рассказал «МК в Вологде» настоятель храма Святого праведного Лазаря отец Алексий Сорокин. - Сведений о Герасиме очень мало. Всю информацию мы знаем из «Повести о чудесах Герасима Вологодского», в которой описываются его чудеса, например, есть история, связанная с этим местом, когда там прозрел слепой человек. В том же источнике упоминается и конкретная дата прихода Герасима - 1147 год, которая теперь считается датой основания Вологды».

Все вологжане хорошо знают место, куда пришел странствующий монах Герасим 872 года назад, - это так называемая Ленивая площадка, на которой сейчас стоит памятник 800-летию Вологды.

Необходимо отметить, историки не согласны с датировкой основания монастыря. По мнению Александра Башенькина и Игоря Кукушкина, первые монастыри появились на северо-востоке Руси значительно позже, чем об этом сообщается в предании, а именно во второй половине XII века.

«Несмотря на то, что археология и история оспаривают эту дату, склоняясь к более поздним датам основания Вологды, для нас очень важно и правильно, что город основан святым, который прибыл издалека, чтобы просвещать людей на севере. Потом по его следам стали приходить и другие подвижники, например, Дмитрий Прилуцкий», - отметил отец Алексий Сорокин. - Для меня Герасим Вологодский - реальная историческая личность, существует много косвенных источников о том, что люди из Киева приходили в наши северные края, а его земляки проповедовали в Ростове и других городах примерно в это же время».

Пришествие Герасима на Вологодскую землю сопровождается и легендой мистического характера. В XII веке территория Ленивой площадки принадлежала старинному посадскому роду Пятышевых. Когда монах пришел на Кайсаров ручей и захотел построить там монастырь, Пятышевы не пожелали делиться землей. В ответ Герасим предсказал главе семейства, что «он и весь его род будет жить небогато и голо не порато», а через 700 лет и вовсе исчезнет.

Легенда гласит, что страшные слова преподобного сбылись: поколение за поколением Пятышевы жили «ни богато, ни бедно», а последний их представитель умер холостым в 1846 году.

«Земли, на которые пришел Преподобный Герасим, действительно принадлежали Пятышевым. Дом, в котором они жили до середины XIX века, а потом долгое время стоял заброшенный, граничил с построенным монастырем», - добавил отец Алексий Сорокин.

Вологда и Иван Грозный

Пожалуй, самая известная вологодская легенда связана со строительством Софийского собора. В 1565 году царь Иван IV Грозный, очень любивший наш город, решил сделать Вологду столицей Опричнины - своего личного удела. В 1568 году он отдал приказ строить присущие этому высокому званию объекты - Софийский собор и Кремль. Все складывалось благополучно, пока в 1571 году государь не прервал строительство и не покинул город навсегда.

Предание гласит, что причиной такого решения Ивана Грозного стал кусочек плинфы (тонкого обожженного кирпича). Когда храм был готов, царь решил его осмотреть, что-то упало на его голову сверху. Вспыльчивый государь рассердился и повелел разорить собор. Благо на такие крайние меры никто не пошел: царь остыл и просто перестал его замечать.

Красивая легенда неплохо вписывается в исторический фон: Вологда не стала столицей, а Софийский собор до самой смерти царя не был ни достроен (не закончили внутреннее убранство), ни освящен. Факты же объясняют странное поведение царя просто. Необходимость создания новой столицы отпала (Опричнину упразднили), а Ивану IV стало не до модернизаций: на царство напал крымский хан Девлет Гирей, и началась эпидемия «моровой язвы».

Большое распространение, причем во всей России, имеет легенда о библиотеке Ивана Грозного, которая изначально принадлежала византийским императорам, но в XV веке в качестве приданого царевны Софьи Палеолог, выданной замуж за Ивана III, переместилась в Москву. Исторические свидетельства существования этого ценного собрания книг имеются. Например, она упоминается в «Сказаниях о Максиме Греке» или в «Ливонской хронике» Франца Ниенштедта.

Исчезновение коллекции произошло после 1571 года, когда царь «удалился от мира» в Александровскую слободу. Поиски затерянных книг начались практически сразу же и не прекращаются до сих пор. Уже выдвинуто порядка 60 гипотез об их местонахождении. Одним из распространенных вариантов считается Соборная Горка рядом с Софийским собором в Вологде, под которой якобы существуют разветвленные подземные ходы.

Первое упоминание о подземных ходах принадлежит перу лекаря Флерова, появившееся в 1804 году. В «Рассказе лекаря Флерова о древностях вологодских» сообщается, что внутри Соборной горки скрываются «сводные пещеры, отделенные запертыми железными дверями», за которыми «слышали глухой шум», доказывающий «обширность запертой части сего подземелья и движенье воздуха в оной».

Библиотеку в Вологде искали много раз и всегда безрезультатно. На Соборной горке проводили раскопки, но никаких подземелий археологами обнаружено не было.

Защитники города

Значительный интерес представляет «Легенда о белоризцах», существующая в нескольких версиях и временах. Наибольшую известность имеет вариант, записанный лекарем Флеровым, который связал подвиг белоризцев с разорением города и Спасо-Прилуцкого монастыря в Смутное время. Когда вологжане сражались с польско-литовскими отрядами, значительно превосходившими их числом и силой, им на помощь пришли два витязя в белых «ризах» (доспехах) и помогли победить противника ценой своей жизни. В благодарность вологжане с почестями похоронили героев и воздвигли над их общей могилой каменный памятник, где ежегодно проводили гуляния.

Вторая версия легенды содержится в «Житии преподобного Дмитрия Прилуцкого» и переносит подвиг белоризцев в XV век, когда случилось разорение Вологды галицким князем Дмитрием Шемякой. В ночь перед штурмом города белоризцы приходят во сне вместе с Дмитрием Прилуцким к трем вологжанам. Они молятся о спасении Вологды от гибели, после чего становятся незримыми.

Мистическое Ковырино

Есть в Вологде и легенды, целиком состоящие из тайн и загадок, никакой исторической основы под собой не имеющие, но тем не менее живущие в памяти народа. Большая часть из них связана, как ни странно, с Ковыринским парком.

Одна из легенд рассказывает о жизни людей, некогда живших в этом живописном месте, украшенном листьями лип и цветами сирени. Как-то раз в Ковырино прибыл художник, говорят, достаточно знаменитый, и его так очаровало одно из поместий, что он вознамерился запечатлеть его на картине. Получив разрешение от хозяев дома, мастер изобразил молодую ковыринскую барыню, стоящую в окружении пышных сиреневых кустов. После художник уехал, но картину оставил в качестве подарка. Хозяйка повесила ее в доме. Говорят, что те, кто на нее смотрели, чувствовали аромат цветущей сирени. Барыня тоже любила полюбоваться на произведение искусство, часто подходила к нему и долго на него смотрела.

По прошествии лет хозяйка умерла, но перед смертью наказала не снимать портрет со стены. Завет барыни не выполнили. Началась революция, усадьбу разграбили, а картина пропала. С тех пор люди, проживающие в тех краях, замечают, что по ночам в окнах дома мелькает свет, словно кто-то со свечкой ходит. Возможно, это ковыринская барыня свой портрет ищет?

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №31 от 24 июля 2019

Заголовок в газете: Сказания Старой Вологды

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру