Традиционную народную культуру бережно хранят на Вологодчине

Архитектурно-этнографический музей в Семенково практикует различные формы работы с посетителями

Традиционная народная культура Вологодской области своеобразна.

Архитектурно-этнографический музей в Семенково практикует различные формы работы с посетителями
Фото: www. semenkovo.ru

В местных деревнях и селах до сих пор можно услышать протяжные звоны молодых девиц и увидеть, как женщины пляшут по кругу старинные пляски. Здесь и по сей день разносятся напевы обрядовых песен, во время звучания которых, кажется, оживает вся природа. И именно в этих краях городской житель получает уникальную возможность погрузиться в народную культуру, посетив архитектурно-этнографический музей «Семёнково».

Зарождение истории

Комплекс располагается в живописном месте в деревне Семёнково на берегу реки Вологды. Ансамбль музея хранит объекты деревянного зодчества середины XIX – начала XX века и является памятником федерального значения.

История зарождения удивительного комплекса берет начало в конце прошлого столетия. Тогда, в 1979 году, было утверждено решение Вологодского областного Совета народных депутатов «О создании музея деревянного зодчества в Вологодской области». На возведение нового архитектурного ансамбля отвели участок земли площадью более 96 га. Изначально эскизный проект предусматривал секторное построение планировочной структуры музея. В соответствии с ним выделяли 7 секторов: Сухонский, Верховажский, Западный, Центральный, Никольский, Великоустюгский и Городской. Отдельные аспекты крестьянского быта планировалось разместить на тематических секторах: сельскохозяйственном, рыбацком и промышленном.

Во время разработки проекта специалисты ездили по Вологодской области и искали объекты, которые в перспективе могут войти в ансамбль музея. Именно в этот период и был накоплен фактологический материал, в дальнейшем использованный для планировки модели поселения и структур усадеб. В 1983 году разработчики представили проект Сухонского сектора музея. Спустя несколько лет начались реставрационные работы, постепенно на территории музея стали появляться первые объекты. Однако в связи с прекращением финансирования в 1995 году работы приостановили. Возобновить их удалось спустя четыре года. С того времени Сухонский сектор музейного комплекса стремительно развивается.

Сокровищница музея

Все объекты ансамбля в Семёнково перевезены из Нюксенского, Тарногского и Тотемского районов, которые входят в Среднесухонский сектор Вологодской области. Сейчас на территории музея представлены 2 культовые постройки, 1 усадьба, 12 домов, 17 хозяйственных построек (амбары, ледники, бани).

Одним из выдающихся памятников исторического комплекса является Георгиевская церковь, построенная в конце XVII – начале XVIII веков. Она представляет собой традиционную для культовых деревянных построек XVIII века трехчастную композицию плана с развитием вдоль продольной оси. Церковь одноэтажная на высоком подклете, с имеющимися пристройками: с восточной стороны – двухчастной апсидой, с западной – двухвсходном крыльцом. Решение о переносе памятника предприняли еще в 1982, однако сама процедура затянулась. И лишь летом 1993 года после обрушения шатра постройку начали разбирать и оставшиеся части направлять в музей. Специалисты реставрировали памятник методом макетирования в натуральную величину, то есть с использованием сохранившихся первоначальных элементов. К ним относятся ограждающие конструкции и детали окон паперти, а также косяки портала храма. В результате кропотливой работы автору проекта реставрации и рабочим удалось восстановить памятник в изначальном виде.

Не менее выдающимся объектом является культовая постройка – Часовня Ильи Пророка. Изначально она имела вид четырехстенного сруба под двускатной кровлей с галереей у западной стены. В конце XIX века специалисты выполнили обшивку сруба, а также пристроили звонницу. Однако реставраторы, занимающиеся восстановлением памятника для музея, воссоздали часовню согласно первоначальному виду: небольшой четырехстенный сруб с вязкой узлов в «обло» с единственным окном на южном фасаде. Вдоль западной стены на выпусках четырех нижних бревен устроена открытая галерея-паперть, на которую ведет невысокое крытое крыльцо. Кровля часовни двускатная и венчается небольшой главкой, покрытой лемехом, с крестом. Объект относится к наиболее распространенному типу клетских часовен.

Дополненная реальность

Архитектурно-этнографический музей практикует различные формы работы с посетителями. Помимо чисто экскурсионного показа, музей предлагает целый ряд интерактивных программ, которые вовлекают посетителей в атмосферу быта русской деревни.

Заведующая архитектурно-этнографическим музеем «Семёнково» Наталья Киршина рассказала читателям «МК в Вологде» о некоторых из них:

«Музейные экспозиции с разных сторон отражают жизнь крестьянской деревни конца XIX – начала XX века. Посетители комплекса смогут увидеть жизнь как зажиточных крестьян, так и бедняков, познакомиться с народными промыслами и традициями. Любопытной является экспозиция «Общественная квартира» в доме В.В. Храпова. Это странное и необычное место для деревни. По сути дела, это помещение нанимало сельское общество для своих административных целей. В народе его еще называли «шумовая изба». В ней проходили сельские сходы, здесь работал сельский писарь, принимались жизненно-важные решения для всей деревни. Сейчас в этом доме живут интерактивные программы, участникам которых предлагается представить интересы домохозяев на сельском сходе. Например, гости музея решают: быть в деревне школе или нет. Этому предшествует погружение, обход крестьянских дворов и знакомство с мнениями крестьян. Программа учит анализировать и дискутировать, ведь в ходе отстаивания позиций нашим гостям важно договориться, а не перессорить крестьян между собой.

Еще одна атмосферная экспозиция – «Сельская школа» – представляет собой сельский класс с партами, доской и учебными принадлежностями. Парты, конечно же, не те, что можно сейчас увидеть в общеобразовательных учреждениях, а с откидными крышками, разной высоты. В этом помещении проходят «уроки». Программа интересна не только детям, но и взрослым. Они внимательно слушают строгую учительницу, поднимают руку, тренируются в навыках устного счета и учатся правильно писать на доске.

Интерактивная экспозиция в Доме мастеров адресована, прежде всего, детям и их родителям, а также ценителям народного искусства. Созданная в ней предметно-игровая среда мотивирует посетителей на самостоятельный поиск ответов. Посетители, открывая для себя мир росписей, задействуют все свои органы чувств и привлекают знания из разных областей. Так, они имеют возможность на ощупь определить, кто подарил кисточке хвостик, из фрагментов сложить единую композицию – райское древо, увидеть в ветвях фантастических сказочных существ, встречающихся в росписях севера. Игровая магнитная карта, представленная в экспозиции, предлагает отправиться в путешествие по Русскому Северу вместе с художниками-передвижниками. Выигрывает тот, кому удалось быстрей всех пройти маршрут, при этом открыть больше всего плакеток с росписями. Гости взаимодействуют с различным реквизитом. Например, при помощи волшебного фонаря переводят силуэт сказочного существа или пытаются собрать изображение росписи в игре «Пятнашки». Все игры являются исключительно авторскими разработками.

Наш музей наполнен голосами людей, которые жили в то время. Это невыдуманные истории, их основой послужили архивные документы. В частности, в пяти точках музейного пространства, в крестьянских домах, посетители вдруг становятся свидетелями той или иной истории. Например, в доме И.И. Кочкина они слышат разговор двух взволнованных женщин о том, что по деревне ходит урядник и штрафует за топку печей без дымника. Оказавшись рядом с «Артельной лавкой» в Музее масла, они становятся свидетелями разбирательства факта продажи недоброкачественного товара, повлекшего за собой отравления в деревне. В доме зажиточного крестьянина гости музея узнают о разбогатевшем крестьянине, который помогает селянам в трудной ситуации и не жалеет пожертвований на поддержку родной деревни.

Музей приглашает посетителей через экспозиции к размышлениям и сотворчеству – в замкнутых пространствах. Мы их называем «зоны рефлексии». Там люди остаются один на один с крестьянской историей. Надев наушники, они могут прослушать её не один раз. Как правило, предложенные истории воспринимаются современным человеком неоднозначно. Чтобы понять их суть, надо знать исторический контекст. Техническая система «зоны рефлексии» предоставляет такую возможность: в определённый момент включается световое табло с информацией. Но прежде чем посетители покинут замкнутое пространство, им предлагается ответить на вопрос, который выявляет дистанцию между прошлым и настоящим. Мы стремимся вызвать наших гостей на серьёзный разговор и радуемся, когда они оставляют своё мнение и аргументы в экспозиции.

Гордостью нашего музея является выставка «Мы, собравшись, постановили». На уровне 2014 года она была признана одной из лучших в России. Выставка посвящена вопросами традиционной политической культуры, сельской власти. Она наполнена мультимедийным контентом с элементами дополненной реальности. Выставка раскрывает местную историю, повествует об отношении крестьян к сельской власти, к службе в деревне и имеет крайне необычное художественное решение. Кульминацией экспозиции является гиперболизированный «стул власти», садясь на который человек ощущает неудобство положения. Под ногами образуется пропасть – глубокий «колодец», демонстрирующий бездну проблем, с которыми приходилось сталкиваться сельскому старосте. А низко над головой нависает потолок с изображением двуглавого орла – символа власти державной. Находясь в этой зоне экспозиции, посетитель слышит с одной стороны – голоса крестьян о службе старосты, а с другой – недовольства вышестоящего начальства. Это лишь маленький фрагмент этой удивительной выставки. Я уверена, что думающие люди, располагающие временем, в нашем музее извлекут много полезной для себя информации. Для нас важно вызвать у человека живые эмоции, зародить интерес к истории и народной культуре, пробудить в нём гражданскую позицию».

Это лишь малая часть интерактивных программ, реализуемых в архитектурно-этнографическом музее «Семёнково». Ежегодно в нем проводятся мероприятия по народному календарю из цикла «Солнцеворот», такие как «Масленица», «Троицкое гуляние», «Святочные игрища» и многие другие. В музее проходят и эколого-образовательные программы, направленные на знакомство с традициями народного природопользования. Они учат юных посетителей гуманизму, бережному отношению к окружающему миру. На территории комплекса проводятся и мастер-классы, направленные на пропаганду традиционной народной культуре. Гости могут освоить северные росписи, создать народную куклу, заняться гончарным ремеслом или берестоплетением.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №42 от 10 октября 2018

Заголовок в газете: Живой музей

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру