«Покровские встречи» прошли в усадьбе Брянчаниновых в Вологодской области.

В чем феномен усадьбы Брянчаниновых?

Насыщенный на события май наступил для вологжан. IX открытый фестиваль православной культуры «Покровские встречи» памяти Святителя Игнатия Брянчанинова начался 13 мая в усадьбе Брянчаниновых в Вологодской области. Его торжественно открыли заместитель Губернатора, начальник Департамента внутренней политики Правительства области Евгений Богомазов и Митрополит Вологодский и Кирилловский Игнатий.

В чем феномен усадьбы Брянчаниновых?
Фото: vk.com/usadba_bryanchaninovyh

«Именно в усадьбе Брянчаниновых проходит открытие фестиваля, потому что он посвящен памяти великого богослова Игнатия Брянчанинова, который является одним из самых почитаемых святых у наших жителей области. Этот фестиваль является открытием масштабного для нашего региона проекта «Фестивальное лето». Все остальные мероприятия пойдут чередой, они запланированы до сентября этого года. И очень отрадно, что именно этот фестиваль дает начало нашей летней культурной программе Вологодчины 2018 года», - отметил заместитель Губернатора Вологодской области Евгений Богомазов.

Фестиваль проходит на территории региона с 13 по 24 мая. Он начался с совершения Божественной Литургии в храме Покрова Пресвятой Богородицы на родине святителя Игнатия. Уже 16 мая в рамках фестиваля пройдут VI Брянчаниновские чтения, которые носят нравственно-просветительский и образовательный характер. И завершится фестиваль православной культуры 24 мая концертной программой.

Целитель душевных недугов

Поклонники различного рода усадеб и крепостей любят приезжать в село Покровское, которое примечательно тем, что там находится усадьба Брянчаниновых. История села связана с именем святителя Игнатия Брянчанинова (в миру Дмитрий Александрович Брянчанинов). Он родился 5 февраля 1807 года в селе Покровском Грязовецкого уезда Вологодской губернии, а принадлежал к старинной дворянской фамилии Брянчаниновых. Истории он известен как строгий ревнитель аскетической традиции, выдающийся ученый, подвижник, архипастырь, миротворец, человек высочайшей духовности и культуры.

Немаловажно, что его отцом был Александр Семенович Брянчанинов, в семье которого всегда сохранялись добрые старинные обычаи. Мать епископа Игнатия была образованная интеллигентная женщина, которая свою жизнь посвятила семье. Дети получили хорошее домашнее образование. Детство будущего святителя прошло в родовом имении Брянчаниновых. Именно в нем и происходило духовное формирование Дмитрия Александровича. Этому способствовала, прежде всего, безмолвная сельская жизнь, стремление к уединению, к чему часто прибегают вологжане и сейчас, приезжая на территорию усадьбы. Дмитрий часто оставался под тенью больших деревьев, где погружался в глубокие думы, поскольку они ему были важнее житейского шума. Желание служения Богу появилось у юного Брянчанинова рано: в детстве он с любовью вычитывал молитвы.

С 15 лет Дмитрий Брянчанинов жил в Петербурге и учился в Военном инженерном училище. Прекрасная подготовка позволила ему поступить сразу во второй класс. О талантливом юноше узнали в царском дворце. Столь редкие качества Брянчанинова привлекали внимание профессоров и преподавателей учебного заведения. Имя Дмитрия стало известно всему городу на Неве. Стоит отметить, что к юноше с особым трепетом относился Государь Император Николай I, который принимал активное участие в жизни Брянчанинова.

В результате будущий святитель лучше всех окончил курс наук в 1826 году в чине поручика. Правда, свое будущее он видел совсем другим, заявив отцу, что хочет «поступить в монахи». Отец отнесся к словам сына как неуместной шутке, поскольку род Брянчаниновых служил Отечеству. Естественно, что родители хотели видеть в сыне достойного государственного служителя. Однако юноша был тверд в своем решении.

Происхождение, родственные связи и воспитание открыли перед ним двери самых аристократических домов столицы. Дмитрий Брянчанинов всегда был желанным гостем во многих великосветских домах. Будущий святитель был одним из лучших чтецов-декламаторов в доме президента Академии художеств А. Н. Оленина, куда на литературные вечера приезжали А. С. Пушкин, И. А. Крылов, К. Н. Батюшков, Н. И. Гнедич. Не было сомнения, что у молодого человека большое будущее. В частности, многие говорили о незаурядных поэтических дарованиях святителя Игнатия. Именно они потом нашли свое выражение в его аскетических произведениях и сообщили многим из них особый лирический колорит. Литературная форма его произведений говорит о том, что автор учился русской словесности в эпоху Николая Михайловича Карамзина и Василия Андреевича Жуковского.

Как и многие выдающиеся люди, Дмитрий заметно отличался от окружающего мира. Он не преклонялся слепо перед Западом и не увлекался тлетворным влиянием времени и приманками светских удовольствий.

Будущим святителем восхищались. Окружение обращало внимание на его величественную внешность, благородство, одухотворенность и рассудительность. При помощи Брянчанинова люди, искавшие Бога, нравственно совершенствовались. Правда, к глубокому сожалению он замечал, что объектом изображения светского искусства является зло. Он осуждал воспевание «лишних людей» в литературных произведениях, что были подобны Печорину или Онегину. По его мнению, подобная литература очень вредна для неискушенных душ читающей молодежи. В связи с этим он написал священную повесть о библейском герое Иосифе и в предисловии к ней добавил: «Желаем, чтоб многие из последователей Печорина обратились в последователей Иосифа».

Духовный переворот молодого молитвенника произошел весной 1826 года, когда он заболел тяжкой грудной болезнью, предположительно, чахоткой. Святитель полагал, что находится на грани между жизнью и смертью. Он постоянно молился, и когда ему стало лучше, то поехал в Александро-Невскую лавру, где и совершилась по-настоящему судьбоносная встреча. Брянчанинов познакомился с преподобным Леонидом Оптинским. Благодаря нему Дмитрий посвятил свою жизнь богоугодному деланию души. Правда, чтобы достичь этой цели, будущему святителю пришлось преодолеть немало препятствий: он поссорился с отцом и с высокопоставленными лицами. В 1827 году Брянчанинов физически не мог продолжить службу, поэтому ушел в отставку.

В апреле 1829 года отец Леонид отправился с учениками в Оптину пустынь. Дмитрий с другом Михаилом Чихачевым отправились через Свенский монастырь в Оптину пустынь, где пробыли совсем недолго. И уже в конце 1829 года Брянчанинов с другом оказались в Покровском.

Жизненный водоворот

Вскоре 28 июня 1931 года епископом Вологодским Стефаном Брянчанинов был пострижен в монашество с именем Игнатий в честь священномученика Игнатия Богоносца. И в самом конце 1831 года был определён настоятелем Пельшемского Лопотова монастыря (на Вологодчине). 28 мая 1833 года его возвели в сан игумена. 1 января 1834 года в Казанском соборе игумен Игнатий был возведён в сан архимандрита, а 1838 году он получил звание благочинного всех монастырей Петербургской епархии. Епископская хиротония архимандрита Игнатия состоялась в Северной столице, в Казанском соборе, 27 октября 1857 года.

Отметим, что святитель совершал объезды епархии. Он освятил источники Пятигорска, Ессентуков, Кисловодска, Горячеводска, Железноводска. По сей день они приносят верующим духовное и телесное исцеление.

Новый переворот в жизни Игнатия Брянчанинова произошел в 1861 году, когда незадолго до этого на Кавказе начали происходить военные действия. Несмотря на опасность быть убитым, святитель посетил многие приходы от Тамани до Кизляра, привел в порядок органы епархиального управления, добился повышения окладов духовенству епархии, ввел торжественное богослужение, устроил уникальный архиерейский хор, построил архиерейский дом. И в 1861 году епископ Игнатий заболевает. В связи с этим ему пришлось подать прошение об увольнении на покой.

Николо-Бабаевский монастырь встретил епископа с некоторыми преданными учениками в октябре. Там святитель не только вел уединенную молитвенную жизнь, но и писал известные на всю страну сочинения, например, «Приношение современному монашеству». В день Пасхи 1867 года он отслужил свою последнюю Литургию, а 30 апреля 1867 года скончался. Интерес людей к личности епископа Игнатия не угасает и в наши дни. Именно поэтому о судьбе выдающегося богослова, духовного писателя XIX века, святителя Игнатия говорят по сей день в усадьбе Брянчаниновых.

Усадьба Брянчаниновых

Село Покровское в последние годы стало одним из популярных туристических мест региона. И неудивительно, ведь в 2009 году завершилась реставрация памятника истории и культуры федерального значения – усадьбы Брянчаниновых. На родину Дмитрия Александровича Брянчанинова съезжаются не только православные паломники со всей России, но и гости из зарубежных стран.

Село Покровское в 1803 году перешло по наследству Александру Семеновичу Брянчанинову, будущему отцу святителя Игнатия. По одной из версий, село Покровское было пожаловано за участие в народном ополчении 1611–1612 годов, «за Смоленское сидение и изгнание ляхов». Последними владельцами усадьбы считаются Владимир и София Брянчаниновы, которые в 1918 году эмигрировали в Чехословакию.

Архитектором дома считается самоучка Александр Сапожников. Правда, некоторые специалисты удивляются уникальному творению и предполагают, что дом в Покровском спроектировал один из столичных архитекторов.

Усадьба включает в себя главный дом с флигелями и галереями (1809—1810), церковь Покрова Пресвятой Богородицы (1811), некрополь Брянчаниновых (XIX век), парк с прудом (начало XIX века), конюшня (2-я половина XIX века) и погреб (2-я половина XIX века).

Само здание родового гнезда Брянчаниновых напоминает французский загородный дом начала XIX века. Двухэтажный дом выполнен в стиле классицизма. Казалось бы, снаружи он небольшой, но это ощущение обманчиво. В здании два этажа и мансарда. Уникальность зданию придают лепные украшения фасадов. Жители и гости города могут увидеть такие атрибуты воинской славы, как шлемы, знамена, пики, конские головы. Все элементы специалисты восстановили в ходе реставрации.

Однажды Игнатий Брянчанинов в письме родным отмечал: «Хочу вернуться в розовую мечту». Специалисты долго гадали, что подразумевается под «розовой мечтой», и во время научной реставрации получили ответ. Оказалось, что в начале XIX века интерьеры дома были не бледными, а с разными оттенками: от розовых до зеленых.

Излюбленным местом вологжан по праву стал усадебный парк в Покровском, который является образцом ландшафтного искусства XVIII–XIX веков. Главная аллея тянется через весь парк к пруду. Примечательно, что границу первой и второй террас парка образует линия фруктовых деревьев. Нижняя терраса – широкий и просторный луг, где особенно приятно проводить время летом.

Ежегодно на территории усадьбы распускаются цветы, в частности, садовые колокольчики. За данный сорт колокольчика мы должны быть благодарны Петру I, который завез его в Россию из Голландии.

Приехать в усадьбу Брянчаниновых можно в любое время года. Вологжане отмечают, что особенно красиво здесь осенью, когда парк переливается яркими желто-красными цветами. Если вы хотите уехать за пределы города и насладиться тишиной, то усадьба Брянчаниновых – идеальный вариант.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №21 от 16 мая 2018

Заголовок в газете: «Розовая мечта»

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру