Как сочинение вологодской школьницы покорило Москву

Семья ученицы многопрофильного лицея рассказала о талантах домочадцев

Откуда у человека берется талант? Почему кто-то фантастически рисует, кто-то играет на музыкальных инструментах, а кто-то удивительно тонко чувствует слово? Что такое талант, дар божий или результат верного семейного воспитания?

Семья ученицы многопрофильного лицея рассказала о талантах домочадцев

Такими вопросами мы задались, посетив одну вологодскую семью. А повод был самый приятный: очень хотелось посмотреть на девочку, школьницу из Вологды, чья творческая работа победила на Всероссийском конкурсе сочинений.

Конкурс для юных мастеров слова

В Конкурсе принимали участие ученики 4-11 классов общеобразовательных организаций и обучающиеся организаций среднего профессионального образования. Мероприятие проходило в два этапа: 1 этап – региональный, 2 этап – федеральный. Всего по итогам регионального этапа было представлено 292 работы из 84 субъектов России.

Церемония награждения победителей Всероссийского конкурса сочинений прошла 3 ноября 2016 года в Зале заседаний Министерства образования и науки Российской Федерации.

В числе 50 обучающихся, ставших победителями федерального этапа, оказались три школьницы, жительницы Вологодской области. В пятерку абсолютных победителей вошла Анастасия Тицкая с сочинением «Сквозь века с датским принцем в сердце». Анастасия получила приз из рук Министра образования и науки Российской Федерации Ольги Васильевой.

Свою награду в специальной номинации «Национальное достояние России» Всемирной федерации ассоциаций, центров и клубов ЮНЭСКО получила Дарья Калапышина, которая представила на конкурс сочинение «Заочная экскурсия в музей Н.М. Рубцова, открывшийся в 2036 году».

Одним из 50 победителей конкурса стала и Аполлинария Теленкова, за сочинение «Открывая дорогу в космос, не пытайтесь сделать ее для всех одинаковой».

Радость творчества

Всем авторам-победителям вручен сборник лучших сочинений конкурса, который для большинства из них стал первой официальной публикацией.

О том, как удалось Полине написать работу, покорившую строгое жюри, рассказала ее мама, Дина Николаевна.

«Сочинение писали в школе все. Давали определённые темы на выбор. Полина выбрала тему про космос, так как увлекается фантастикой. Тематическое направление ее сочинения было «Дорога в Космос — мечта человечества», тема: «Открывая дорогу в Космос, не пытайтесь сделать её для всех одинаковой».

В Москву на награждение их сопровождала любимая учительница литературы, Татьяна Леонидовна Шишигина. Вручил награду Заместитель руководителя центра гуманитарного образования издательства «Просвещение» Павел Колупалин».

Полине полных 14 лет. Учится в 8-м классе. И очень любит писать, творить, это делает ее счастливой.

По словам мамы, Полина в детстве очень любила читать. С раннего детства девочка посещала фольклорную студию. Любимый предмет у учащейся «Вологодского Многопрофильного лицея», конечно, литература, также нравится биология, история.

В Москве, куда она приехала на награждение, девочке очень понравилось. Со всеми участниками из разных регионов России они прогулялись по городу, прошлись по Кремлевской площади. Москва покорила ее своим величием и красотой.

Аполлинария увлекается фантастикой и фэнтази. Она даже пишет фанфики на тему её любимых книг Д. Р. Толкиена.

Восьмиклассница любит классическую музыку и современные песни на тему Властелина колец. Литературный дар – не единственный талант, школьница ходит в студию рисования «Волшебная кисточка».

Свободного времени, признается Полина, очень мало — всё время занимает учёба в многопрофильном лицее. Давно мечтает о конноспортивной секции, но пока не получается. Девушка любит гулять, причем, может гулять совершенно одна.

Полина мечтает о карьере писателя, хочет поступить в литературный институт им. Горького в Москве или в МГУ.

Семейные традиции

В этой удивительной семье каждый талантлив по- своему. Возможно, дар слова достался внучке от бабушки, Людмилы Сергеевны Теленковой, талантливого режиссёра, сценариста. Людмила Сергеевна закончила Пермское театральное училище, работала в Кадуе, ставила театральные постановки. Ее спектакли вызывали бурю эмоций у публики, выигрывали всевозможные конкурсы. «Когда ее «дети» выступали, все остальные могли не стараться, все равно они лучше всех окажутся», - горячо рассказывает Полина о любимой бабушке. Они любят беседовать, бабушка многому научила свою внучку, сейчас она живет в деревне, и Полина не может дождаться, когда же они поедут в гости.

Мама Полины, Теленкова Дина Николаевна, известная вологодская мастерица, она занимается традиционной вышивкой, преподает в Студии вологодской росписи, входит в состав фольклорного коллектива песни и пляски. В сентябре этого года Дина Николаевна представляла Вологодскую область в Индии на международной программе по обмену навыками для мастеров народных художественных промыслов из стран BRICS. Удивительные изделия, требующие усидчивости и упорного труда, покоряют с первого взгляда своей красотой.

Самое главное для всех членов семьи — общение, проведение совместного досуга. Любимый праздник — Новый год, когда все они — Полина, мама с папой и брат — собираются вместе за праздничным столом. В череду семейных традиций входит и чтение книг, и просмотр интересных фильмов, и совместные поездки.

Творчество в этой семье — неотъемлемая часть жизни. И с уверенностью можно сказать, что в каждом поколении талант приобрел свои неповторимые грани, словно грани редкого бриллианта.

Как не зарыть талант в землю

В библейской притче о талантах, рассказанной Иисусом Христом своим ученикам, один богатый человек перед отъездом в дальнюю страну раздал своим слугам «таланты» — так называлась тогда денежная единица.

Когда странник вернулся, он позвал слуг и спросил: как и на что они употребили данные им деньги.

Двое слуг приумножили свои таланты, они пускали деньги в оборот и увеличили свое состояние. Господин поблагодарил их. А третий слуга принес столько же, сколько и было ему дано: «Господин, я боялся прогневить тебя и решил вовсе ничего не делать. Вместо этого зарыл свой талант в землю, где он пролежал долгие годы, и только сейчас я достал его». Услышав такие слова, господин страшно разгневался: назвал раба ленивым и лукавым, забрал у него единственный талант и прогнал глупого слугу прочь. Затем он отдал эту монету первому рабу – тому, который больше всех увеличил состояние. Свой выбор хозяин объяснил тем, что имеющий много всегда получит ещё, а не имеющий потеряет последнее.

Библейская притча о талантах стала источником крылатого выражения «зарывать свой талант в землю», которое, хоть и появилось давно, употребляется и сейчас.

Можно по-разному объяснять эту притчу, возможно, что любой человек от природы награжден каким-то талантом, способностями. Но можно обладать огромными возможностями и никогда их не применять, и тогда они пропадут. «Зарыть свой талант в землю» - отказаться от самореализации, не развиваться, пустить все на самотек. Порой человек с себя перекладывает ответственность за то, что не смог самореализоваться в жизни на других людей: «плохих учителей», «ворующую власть» и так далее. Это же сделал «лукавый и ленивый» раб из притчи. И лишь тот, кто борется, страдает, трудится – преумножает свои возможности, развивает свой талант.

Несомненно, огромную роль в развитии таланта играет семья, стиль ее жизни, отношение к ребенку. Если человек с детства видит пример трудолюбия, развития, упорства, то он взращивает в себе те же качества. Семья – это опора, поддержка, то, без чего слабому зарождающемуся росточку таланта сложно пробиться в нашей жизни.

Отрывок из сочинения Полины Теленковой

«Открывая дорогу в Космос, не пытайтесь сделать её для всех одинаковой»

«Корабль летел не быстро. Всего каких-то десять световых лет в час. Руслан сидел над открытой книгой и размышлял. Совсем недавно, лет пятнадцать назад, земные власти запретили космические перелёты. Отпускали только исследовательские экспедиции. Ему стоило немалых трудов выпросить одиночную командировку. Дело было, по официальной версии, в том, что перелёты сопрягались с большой опасностью. Как правило, причины были смехотворны, вроде попыток детей пренебречь ремнями безопасности и полетать. Последствия же… Руслана передёрнуло. Он закрыл книгу и проверил состояние бортового компьютера обычным вопросом о времени. Компьютер исправно ответил слегка гнусавым голосом, что вопрос неуместен, так как у него, Руслана есть часы. «Понаставят искусственных интеллектов, а вежливости их не научат», — Привычно проворчал Руслан и продолжил чтение. Но какая-то мысль настойчиво стучалась в его разум, занятый «Историей освоения Космоса». Наконец фраза в книге совпала с мыслью и та предстала перед Русланом во всей красе: «Почему случалось столько аварий? Ведь дело вовсе не в детях. Их и перевозили-то редко. Почему теперь иллюминаторы закрываются гермоставнями, а корабль управляется компьютером без возможности свернуть, хотя штурвалы остались? И, наконец, почему мы живём не Земле, отправляя в космос только учёных и преступников, а простые граждане не могут улететь даже на Марс?» Снова, как в далёком двадцать первом, самым быстрым транспортом на Земле оставался реактивный самолёт…

Единственным способом разобраться будет полёт в условиях, как у космонавтов старой школы. С открытыми иллюминаторами и самостоятельным управлением. Начать Руслан решил с автопилота и бортового компьютера. Так как он был инженером-программистом, это много времени не заняло. Сложнее было с гермоставнями. …Ставни отодвинулись, открывая огромнейший иллюминатор. То, что увидел Руслан, превзошло все его ожидания. Перед ним раскинулась Вселенная. Космос не был чёрным и даже синим. Он играл, переливался и светился разными красками, оставаясь, в то же время, глубокого ультрамаринового цвета. И звёзды… Тысячи, миллионы звёзд мерцали алмазами на ткани пространства. Вдалеке чернела гравитационная воронка, напоминающая водоворот, в котором, кружась, вспыхивали и гасли звёзды. Оглянувшись, Руслан увидел Млечный путь. В этом месте звёзды собирались в длинную ленту, и пространство между ними было посыпано жемчужной пылью. Виднелось несколько туманностей, напоминающих замороженные клубы дыма. Пролетела, блистая серебром и золотом, хвостатая комета. И во всём этом не было ни секунды тишины. В сознание Руслана, минуя уши, хлынули различные мелодии. У каждой звезды, каждой кометы, каждой частички этого пространства она была своя. Но, не мешая друг другу, голоса сливались в единую песнь. Даже металлическое мурлыкание ракеты не было здесь чужеродным, гармонично вплетаясь в космическую музыку, оно звучало наравне со всеми.

Однако и сам Руслан не был здесь чужим. Напротив, только в Космосе теперь он будет чувствовать себя свободным. Отсюда не хотелось уходить, и Руслан, не отрываясь от созерцания Вселенной, повернул штурвал.

Три месяца спустя.

— Вы слышали, Руслан пропал! — с этими словами Андрей вошёл в ракето-строительный цех.

— Не может быть, — Кирилл оторвался от чертежей. — Как пропал?

— Так. Три месяца назад отпросился в командировку и концы в воду…

Так это или нет, осталось загадкой, но говорят, что если в открытом Космосе поставить радио на произвольную волну, то можно услышать странные сигналы. Легенда гласит, что это тот самый код, которым, когда-то были вскрыты гермоставни. Впрочем, как считают некоторые, это только очередная из множества легенд, каких много порождает неизвестность.

Космос дарил людям свободу, но они боялись её. Прятались на земле, как улитка в раковине. Лишь немногое отваживались посмотреть Вселенной в глаза. И больше не могли отвести взгляд. Мечта человечества сбылась, но слишком велики оказались открывшиеся горизонты.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №50 от 30 ноября 2016

Заголовок в газете: Грани таланта

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру