В Кумзеро пытаются возродить утраченную святыню

В настоящее время на собранные денежные средства проведена большая работа по реставрации храма

История Кумзерского края насчитывает уже не одно столетие. Первые письменные упоминания относятся к 16-му веку. Сохранилось много легенд и преданий о польско-литовских интервентах, делавших набеги на кумзерские деревни, о проводимых ярмарках в нашей местности.

В настоящее время на собранные денежные средства проведена большая работа по реставрации храма

В самом центре села стоит разрушенная временем и людьми церковь.

Она являлась особой гордостью нашего села, это летняя церковь. Раньше здесь были два храма: Зимняя церковь – Спасителя и летняя –  святых  Флора и Лавра. Они были  расположены на самом крутом берегу озера, где через узкую протоку будто смыкаются Кумовья озера. Видимо поэтому озеро называется Кумзерским.

Зимняя церковь была построена в 17 веке, высота колокольни была                   75 метров вместе со шпилем, его высота 30 метров с семиметровым крестом. Весь шпиль и крест были позолочены, купола сияли обмедненным железом. На колокольне размещалось 12 колоколов, вес самого большого колокола                     309 пудов, один язык весил 12 пудов. Эта цифра была выгравирована на окружности колокола. Его звон был слышен даже в Шапше.

Летний собор Флора и Лавра начали строить в середине 19 века, строился он около 40 лет. Материал для строительства брали местный (кирпич, известь, глина). Строили вручную, используя лошадей. Колокола отливались на берегу озера. До сих пор сохранилась яма от большого колокола, это место называется Фарафонтова гора.

Строили храмы на средства, добровольно пожертвованными жителями. Известен такой факт: две женщины ходили пешком два раза в Киев собирать пожертвования. Уходили ранней весной и возвращались осенью, изнашивая при этом три пары обуви.

Внутри собора штукатурка до сих пор сохранила свой цвет и прочность. Существует версия, что состав массы состоял из яичного желтка и глины. Настенная роспись делалась на мокрой штукатурке.

Закончено строительство собора Флора и Лавра в 1897 году, и в этом же году 26 ноября было его освящение. Архитектура собора довольно уникальна. Есть предание, что таких соборов было всего три в Европе, в том числе Исаакиевский – в Санкт-Петербурге.

Внутреннее убранство церкви было очень богатым. Иконы сияли позолотой риз, а многие были полностью в серебряных окладах.     

Разруха

В 1934 году обе церкви были закрыты, и в 1935 году зимнюю церковь начали   разрушать.

Иконы и церковную утварь всячески уничтожали: жгли около церкви, ломали. На больших иконах детвора катались по озеру, как на плотах. Унести иконы люди боялись, страшась доносов.

В архивном фонде Вологодской духовной консистории и объединенном архивном фонде церквей Вологодской епархии имеется следующая информация о Флоро-Лаврском Кумзерском приходе.

По сведениям из клировых ведомостей Флоро-Лаврской Кумзерской церкви Кадниковского уезда за 1850, 1856, 1881, 1916 годы, в приходе имелось две церкви: теплая (зимняя) и холодная (летняя).

Теплая каменная одноэтажная церковь была построена в 1803 г. Находилась в одной связи с колокольней, была покрыта железной крышей.

Вместо сгоревшей в 1815 г. холодной деревянной церкви в приходе был построен новый холодный каменный храм. Обе церкви и кладбище опоясывала каменная ограда.

В холодной церкви находились престолы: в центре – Воскресения Христова, освященный 5 сентября 1871 года, справа – мучеников Флора и Лавра, освященный 18 июня 1872 года, слева – Святого Пророка Божия Илии, освященный 12 сентября 1875 года

Согласно делу о построении в Кумзерском Флоро-Лаврском приходе Кадниковского уезда каменной церкви, в январе 1845-го на имя Вологодского и Устюжского уезда епископа Евлампия было отправлено прошение от священнослужителей, церковного старосты и прихожан Кумзерского прихода, в котором они просили благословения на постройку новой каменной холодной церкви вместо старой сгоревшей. Новая церковь, так же, как и прежняя, должна была состоять из трех престолов: во имя Воскресения Христова, во имя мучеников Флора и Лавра и во имя Святого Пророка Илии. В прошении указывалось, что для покупки материалов на возведение церкви уже имелась достаточная наличная сумма, а во время строительства деньгами и материалами должны были помогать прихожане.

В 1934 году храм Флора и Лавра был закрыт.

На 20 апреля 1944 г. одна церковь разрушена и ничем не занята, вторая была полуразрушенной и не использовалась.

Ярмарки в центре Кумзера

Ежегодно на кумзерской земле проводились три основные ярмарки:

Седьмого декабря - Екатери­нинская – в честь святой великомученицы Екатерины.

19 января - Крещенская. Эти две ярмарки длились 6-7 дней, а 18 марта - Кононовская ярмарка, которая длилась до двух недель.

Кроме основных трех ярмарок, были и другие, более мелкие: Флоровская –                       31 августа, Никольская – 21-22 декабря, ярмарки в праздник Троицы и Медосьев день (Медовый Спас).

Ярмарочные ряды располагались в центре Кумзера, с северной стороны от церкви Флора и Лавра и тянулись до деревни Максимовская (примерно 1, 5 км) в одну сторону и до деревушки Гришино (тоже 1,5 км) в другую. Часть рядов располагалась на Фарафонтовой горе (спускалась вниз к озеру). Скобяным товаром торговали на Назаровской горе (на другой стороне озера, напротив церкви). Целая поляна была отведена для лошадей. Приезжали купцы из Нижнего Новгорода, казанские татары, новгородские, архангельские, во­логодские купцы и киевские.

Для купечества были построены торговые ряды. Чего только не было на этих ярмарках: продовольственные товары: мука, круп­чатка, мясо всякое, рыбы озерные, океанские всех сортов, сладости, пряности, сухофрукты, лечебные травы, масло и т.д. Конечно, промтовары: мануфактура от самой дорогой до грошовой в аршинах, меха всякие, золотые и серебряные изделия, ремесленные изделия всех видов, игрушки всякие.

На ярмарке можно было купить буквально все: крендельки и пряники, конфеты, как свечки, красиво завернутые, сахар, вино, орешки кедровые, посуду, игрушки, одежду, обувь, даже упряжь для лошадей и лошадь. Купцы из Каргополя продавали самопрялки (в нашей местности их не делали). С глиняной посудой ехали купцы с Устья, из деревни Большая Сорожинской волости. Татары из Казани везли ткани, нитки и платки. Торговали и жители близлежащих деревень и волостей. Они предлагали корзины, кадушки, дров­ни, скотину и другие товары.

Каждой ярмарке была характерна какая-то особенность. Так, на Кононовской обязательно торговали и обменивались конями и крупным рогатым скотом. Кони были очень красивы и породисты, а в деревне Дор были лошади-победители в бегах, которые имели медали.

Последняя ярмарка была в 1934 году, распродажи проводились еще в                    1935 году, но после закрытия храмов их не стало.

В памяти жителей

Существует сельский краеведческий музей при Кумзерской библиотеке, материалы которого расскажут вам о людях, защищавших наш край от врага, о промыслах и ремеслах, которыми было занято население на протяжении многих лет. Здесь хранятся предметы домашнего быта, орудия крестьянского труда, сведения об исчезнувших деревнях и много других материалов.

Наше поселение известно живописной природой, множеством озер, их у нас восемь: Кумзерское, Белое, Шабзерское, Тиноватик, Лапач, Щучье, Лапшино, Мелкое.

В настоящее время на собранные денежные средства проведена большая работа по реставрации храма. За два года восстановлены и покрыты железом купола, установлены кресты, покрашены барабаны.

Ежегодно проводятся субботники по благоустройству территории у храма, в котором принимают участие жители и гости сельского поселения.

Замечена закономерность: с закрытием храма жизнь в поселке постепенно угасает, и наоборот – с возобновлением богослужений село оживает. Надеемся, что с возрождением храма будет возрождаться и наше село.

Просим всех, кто может внести посильную лепту в восстановление храма Флора и Лавра помочь в возрождении храма и села.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №0 от 30 ноября -0001

Заголовок в газете: Восстановим храм всем миром