Почему бригады скорой помощи могут опоздать на вызов

Одна из наиболее частых причин – просто-напросто отсутствие машины "скорой помощи"

Прибытие машины «скорой помощи» крайне важно для сохранения жизни и здоровья населения, особенно, если это касается пострадавших в аварии. Хотя здесь, конечно, далеко не во всяком случае можно установить, погиб ли человек моментально в ДТП или скончался, пока ждал приезда «кареты медиков».

Одна из наиболее частых причин – просто-напросто отсутствие машины "скорой помощи"

Так или иначе, согласно всероссийскому опросу, который был проведен активистами ОНФ, половина населения страны сталкивается с трудностями при обращении в скорую помощь. Напомним, что по приказу Минздрава России, бригада медиков должна приезжать на экстренные вызовы в течение 20 минут. Соблюдается ли это правило, и проверили активисты ОНФ. Экспертами было опрошено более 10 тысяч жителей из 85 регионов страны.

Только 32,9% опрошенных сказали, что скорая действительно приехала в положенный срок. Примерно столько же граждан сообщили, что медики прибыли в пределах более 20 минут. А 13% опрошенных сказали, что врачей им пришлось ждать более одного часа (представить только, что может произойти за это время!), и ещё хуже – 3,7% ждали скорую более двух часов. 1,2% россиян вообще не дождались скорых.

Всего-то 90 минут

Не так давно в Вологодской области прокуратура региона провела проверку как раз по работе скорых, только здесь направление было конкретнее – исполнение законодательства в сфере оказания медицинской помощи пострадавшим в ДТП. И прокуратура вскрыла многочисленные нарушения. Причём нарушения были выявлены как в деятельности медицинских учреждений, которые оказывают помощь пострадавшим в авариях, там и в работе органов ГИБДД, которые выезжают на место происшествия и также оказывают первую медицинскую помощь пострадавшим.

По результатам проверки, медпомощь пострадавшим оказывается несвоевременно, автомобили оборудованы ненадлежащим образом, в них не всегда есть необходимые медикаменты и медицинское оборудование. Кроме того, отсутствует должное взаимодействие медицинских учреждений с органами ГИБДД по вопросам оказания медицинской помощи.

К примеру, в Великоустюгском районе «скорую» пострадавшим в аварии пришлось ждать полтора часа. Так, 23 декабря прошлого года в 21 час 24 минуты в больницу поступил вызов, в котором сообщили об аварии. «Скорая» приехала только через 90 минут, время прибытия превысило допустимую норму в несколько раз. Пострадавший в аварии умер до прибытия врачей. По результатам этой проверки главному врачу Великоустюгской ЦРБ внесено представление об устранении нарушений закона.

Всего же по результатам проверок в Вологодской области выявили 58 нарушений закона. Было внесено 18 прокурорских представлений об устранении нарушений.

Другой случай, правда, не при ДТП, произошел в Санкт-Петербурге. Седьмого апреля этого года в одной из школ Фрунзенского района 13-летняя ученица внезапно почувствовала себя плохо и впала в кому. Девочка подошла к учителям, чтобы сообщить о своем состоянии, но только успела подойти к кабинету, как потеряла сознание. Учителя вызвали скорую помощь, однако приехала она только через 39 минут. Получается, что медики приехали в два раза позже, чем позволительно по закону.

Не долечили / не захотели

Другой проблемой в работе «скорой» стало качество оказанной помощи. По опросу ОНФ, 14,8% респондентов рассказали, что у приехавшей бригады не было необходимых медикаментов и около 8% сказали, что у медиков не хватало оборудования. Кстати, здесь отсутствие медоборудования в машине является не единственной проблемой. Нередки и такие случаи, когда необходимое оборудование в машине есть, однако фельдшер может сразу не взять его с собой. Случай из Вологды: у многодетного отца случился инфаркт, мужчина был без сознания. Мало того, что «скорая» приезжала в этот же день к этому мужчине уже два раза и не смогла установить диагноз, так на третий раз она приехала только через 40 минут, и фельдшеры, конечно, сразу не взяли с собой оборудования, с помощью которого можно было привести в чувство пострадавшего. В результате потеряли время, пока сходили до машины и обратно.

По опросу ОНФ, ещё 4,5% отметили, что «скорая» лишь выполнила функцию социального такси, доставив больного в клинику, и при этом не оказала никакой помощи.

Помимо основных проблем, связанных с обращением в «скорую», почти 5% граждан сообщили о возникших трудностях во время транспортировки больного в санмашину, поскольку приехал лишь один врач вместо положенных двух. Свыше 7% респондентов пожаловались на крайне низкое техническое состояние карет скорой помощи. 2,9% пациентов рассказали, что их отказывались госпитализировать в больницу.

Почему не вовремя

Причины задержек, вероятность нехватки препаратов и предпосылки других нареканий в адрес работы бригад «скорых» мы решили выяснить у главного врача, руководителя Вологодской станции скорой медицинской помощи Юрия Маркевича. Отметим сразу, что дорожно-транспортные происшествия – главное, ради чего существует станция. Так сказал главврач. Спасают жизни и здоровье бригады этого медучреждения жителям областной столицы и района.

На сегодняшний день, согласно данным на сайте станции, в структуре учреждения сегодня функционирует центральная станция и пять подстанций (в том числе, одна в поселке Федотово и одна в Молочном), в которых работают 32 бригады со штатом 580 человек. Среди них - четыре бригады интенсивной терапии, одна психиатрическая, три педиатрические и 24 бригады общего профиля. Экстренная медицинская помощь оказывается круглосуточно, что само по себе достаточно сложно и требует большого количества медработников. Выездные врачи помогают людям при травматических повреждениях, родах, внезапных острых заболеваниях, поражениях током, удушье, ожогах, отравлениях, кровотечениях, острых психических расстройствах.

Работа нелегкая, но раз уж взялись, нужно выполнять. Врачей на скорых вряд ли можно обвинить в том, что они «не торопятся». По словам Юрия Маркевича, причин, по которым бригада может опоздать на вызов, несколько. Одна из наиболее частых – просто-напросто отсутствие машины скорой помощи. Грубо говоря, это нехватка. «Она может быть занята, на выезде», - говорит главврач Вологодской станции. Другая причина, и здесь точно нельзя сделать упрек врачам, отсутствие бригады. Другими словам, «несуществование» её в принципе. И это накладывает дополнительную нагрузку на существующие бригады.

Нам достаточно сложно представить режим дня работника скорой. Помимо того, что это постоянный шок (несмотря на то, что порой врачи кажутся очень хладнокровными), так иногда им даже некогда пообедать. Например, только за минувшие выходные (23 и 24 апреля) бригады съездили на 398 вызовов. Большую часть заданий медики получали по рации, то есть не могли позавтракать, пообедать, уж молчим про туалет.

Ещё одна из наиболее актуальных причин задержек, по крайней мере, в Вологде – заторы на дорогах. По словам Юрия Маркевича, «город Вологда стоит у нас три раза в день, если не четыре». С этим доводом тоже спорить сложно, ведь если пробка образовалась на какой-то улице, то обогнуть её практически невозможно. Тем более, что на наших дорогах нет отдельной полосы, по которой могут ездить только экстренные службы и некоторые другие виды транспорта. Такая практика наиболее распространена в крупных городах, таких, как Москва, а в городке с населением чуть более 300 тысяч человек и плотным потоком машин отдельными полосами автомобили экстренных служб не балуют.

Другой вопрос – это, конечно, районы, где вряд ли многокилометровая пробка вообще может образоваться.

Что касается Вологды, то других причин, по мнению главврача, не существует: специальные работники не задерживают, диспетчерская служба тоже всегда работает оперативно.

Задали мы вопрос и о нехватке лекарств в машине при выезде. На это Юрий Маркевич ответил однозначно – такого быть не должно. «В нашей скорой помощи на вооружении стоит 120 наименований лекарственных препаратов. Не менее 24 наименований оборудования, особенно в бригадах интенсивной терапии», - отмечает главврач Вологодской станции скорой медицинской помощи. Единственное, что может подвести – поломка оборудования.

Последнее, что мы отметим – состояние «карет». В Вологодской станции эти машины в хорошем состоянии, каждой из них – не более трех лет. Собственностью медучреждения автомобили не являются.

Выводы просты: да, бригады скорых иногда опаздывают на вызовы, но далеко не всегда причины этого кроются в безалаберности медиков.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №18 от 27 апреля 2016

Заголовок в газете: Больное место

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру