Знаменитый музыкант ответил на вопросы вологодского журналиста

В Вологде в клубе «Харди Гарди» прошел творческий вечер знаменитого российского гитариста, композитора и публициста

В зале собрались поклонники творчества и друзья музыканта, чтобы послушать уже всем полюбившиеся хиты и композиции с нового диска. Неповторимая игра сопровождалась интересными историями из жизни, веселыми шутками и грустными воспоминаниями.

В Вологде в клубе «Харди Гарди» прошел творческий вечер знаменитого российского гитариста, композитора и публициста

Отметим, что Дмитрий Малолетов - один из немногих гитаристов России, владеющий необычной техникой игры на гитаре - «двуручным независимым теппингом». Также музыкант является автором первых русскоязычных учебных пособий по «фортепианной» технике игры на электрогитаре. Мы решили воспользоваться тем, что гитарист посетил Вологду и пообщаться с ним о творчестве.

- Дмитрий, Вы являетесь одним из немногих гитаристов в нашей стране, владеющих двуручным независимым теппингом. Расскажите, что это за техника? В чем ее особенность?

- Новая техника игры на гитаре «тэппинг» стала распространяться в «гитарной среде» еще в начале прошлого столетия. Принцип этого способа, если описать словами, сводится к следующему.

При обычной игре на гитаре левая рука зажимает струны, а правая, ударяя по струнам кистью (или медиатором), производит звукоизвлечение. В тэппинге левая и правая рука извлекает звук от ударов по струнам между ладов на грифе гитары. Все это отчасти напоминает  игру на фортепиано, где обе руки играют свои собственные партии. У слушателя создается впечатление, что на гитаре играют два гитариста.

Сначала джазовые гитаристы использовали этот прием как некий технический фокус. Потом на этом приеме стали исполнять законченные произведения.

Недавно я обнаружил интересный факт. На одном из концертов в Калуге ко мне подошел довольно пожилой балалаечник и рассказал, что на балалайках так играли еще в XVIII веке! Так что история этого приема уходит вглубь веков. Но современные инструменты и звукоусиление гитары дало возможность раскрыть огромный потенциал этой техники.

Когда я увидел первый раз этот удивительный способ игры на гитаре в исполнении моего педагога Владимира Ткаченко (преподаватель эстрадного отделения Минского института культуры), то, конечно, захотел им овладеть! Это было непросто, так как данная школа еще не имеет каких-то выработанных правил, и до многих секретов приходилось доходить самому. Но главная сложность этой техники в том, чтобы превратить «технические трюки» в музыку, в искусство.

- Почему именно гитара?

- В шесть лет родители меня привели в музыкальную школу на фортепиано. Но я не очень-то полюбил этот инструмент. И в целом занятия музыкой мне казались занятием для девочек. Я очень стеснялся ходить с нотной папочкой по улице мимо хоккейной коробки, где мои товарищи сражались в настоящей мужской битве!  

Но лет в 13, услышав рок-музыку с ее ревом гитарных риффов и искрометных соло, у меня перевернулся мир! Я просто влюбился в гитару, проводя с ней дни и ночи, забыв об учебе. Но уже через полгода занятий меня взяли в школьный ансамбль. Общаясь впоследствии со многими гитаристами, а также анализируя своих студентов, будучи на преподавательской деятельности, я пришел к убеждению, что любовь к гитаре у мальчиков не случайна. В биографии многих музыкантов можно прочитать, что на гитаре они начали заниматься именно в 14 лет. Гитара - это такая красивая, удивительная  девушка! Даже ее формы напоминают женскую фигуру. Средневековые мастера гитары, видимо, при изготовлении инструментов знали толк в истинной красоте. Может быть, поэтому гитаристы - самые преданные своему инструменту музыканты.

- С чего началась именно профессиональная деятельность?

- После поступления на эстрадное отделение Минского института культуры я по вечерам начал играть в ресторане. Это была первая профессиональная работа с записью в трудовой книжке «Артист 2-й категории». Потом меня пригласили в Белорусскую филармонию в ансамбль «Ассорти», с которым мы уже ездили на гастроли по Беларуси.

В 1988-м году в институте мой товарищ, который работал в Москве, предложил поехать на прослушивание к композитору Игорю Николаеву. Посреди сессии я рискнул и поехал, хотя не очень-то верил, что среди многих претендентов выберут именно меня. Не скажу, что я был лучше других, скорее, просто судьба сложилась так, что Игорь Николаев пригласил меня, и я стал членом замечательного коллектива, где работали суперпрофессионалы.

Работа у Игоря Николаева мне дала не только концертный опыт, а играли мы порой по четыре концерта в день, но и студийный. Все песни, которые композитор писал для Ирины Аллегровой, Аллы Пугачевой и других исполнителей, я записывал в студии и изучал тонкости работы звукорежиссеров, аранжировщиков, продюсеров. Это был бесценный опыт, который давал профессиональный рост.

- Поработав со звездами российской эстрады, Вы все же решили стать самостоятельным музыкантом и уже более 20 лет выступаете сольно. Почему?

- Со временем наступил момент, когда я почувствовал, что должен реализовать свои идеи. Стоит добавить, что в начале 90-х годов на российской эстраде начался полнейший ад - концерты под фонограмму, что я не мог переносить! И студийная работа в рамках песенного формата стала мне уже не очень интересна. Хотелось чего-то более сложного и интересного в музыкальном плане. Зачастую в песенном эстрадном жанре производители (композиторы, поэты, музыканты) специально занижают планку, чтобы песня сразу попала в цель для самого неискушенного человека. А для этого она должна быть предельно простой, даже примитивной. Иногда я был свидетелем верности поговорки, которая ходила в нашем цеху «чем хуже - тем лучше». То есть делаешь хорошую песню, она никому не нужна. А запишешь на трех аккордах «блатняк», и песня становится хитом! Словом, в этом цеху мне стало очень тяжело, так как не было каких-то возможностей для собственной реализации творчества. А держать его внутри, для тех, у кого это творчество накапливается, очень непросто! Так я в середине 90-х и пошел своим путем, в область узкого профессионального сегмента.

- Помимо музыкальной деятельности, Вы ведете мастер-классы, пишите статьи и даже являетесь автором книг-пособий по фортепианной игре на электрогитаре. Откуда это? Желание передать знания, поделиться опытом или нечто иное?

- После ухода из большого шоу-бизнеса мне надо было как-то переварить полученный опыт, и у меня начался такой философский период жизни. В это время я начал публиковать свои статьи в музыкальных журналах.

Чуть позже я выпустил книгу, в которой поделился своим опытом освоения «тэппинга». Это первое русскоязычное издание по этой необычной технике игры на гитаре. Потом написал еще книгу по теории музыки. Недавно, в апреле прошлого года, у меня вышла еще одна книга «Лад и гармония», в которой проведен анализ модальных принципов ладообразования и гармонии. Отличительной особенностью этой книги является то, что она сделана в электронном виде, в котором помимо текста, графики и нот, есть еще мультимедийный контент (видео и аудио). Все изучаемые элементы можно послушать. Ведь если не слушать примера, то понять, о чем идет речь в тексте, очень трудно.  На моем сайте есть вся информация по этому поводу, если кому будет интересно.

Конечно, главным мотивом в выпуске этих учебных пособий является желание поделиться опытом с молодыми музыкантами, которые начинают свой путь.

- А как вообще создается композиция, с чего все начинается, с образа в голове? Что Вас вдохновляет?

- Это очень сложные вопросы… Я пытался зафиксировать творческие этапы создания произведения, но думаю, что у каждого они свои. Лично у меня все начинается с какого-то первоначального посыла, с идеи. Идея может появиться просто ниоткуда (вдруг пришла интересная мысль), но чаще она возникает от какого-то яркого впечатления. Вот, например, мысль, о том, что мальчики влюбляются в свою гитару, видя в ней прекрасную «девушку», привела к созданию песни «Девушка-гитара».

Когда идея найдена, начинается процесс работы над формой - то есть каким образом, какими выразительными средствами отразить эту мысль. На этом этапе происходит обдумывание вариантов. Иногда идея так захватывает, что думаешь о ней постоянно - днем и ночью. Для окружающих все эти «творческие муки» становятся невыносимыми, так как все остальное, например, бытовые дела или еще что-то, уходит на второй план. Может быть, поэтому всех творческих людей изображают рассеянными, которые «летают в облаках» или излишне раздражительными, так как они остро реагируют на все, что им мешает обдумывать идеи и представлять их воплощение. Поэтому творческим людям лучше жить одним. Близкие будут страдать от их «эгоизма», если они не понимают специфики их работы.

- Я знаю, что с Вологдой Вас связывает немало. Почему именно этот город?

- Действительно, с Вологдой у меня связано много. Во время своего первого приезда, лет 15 назад, я познакомился с замечательными людьми. Мне понравились эти молодые, образованные ребята, прежде всего, своим пониманием моего творчества, что в то время случалось не так часто. Впоследствии, когда в Вологде появился замечательный клуб «Харди Гарди», я выступал в нем два-три раза в год! В 2009 году в этом клубе был записан видео концерт, который вышел на DVD.

Я часто езжу по стране с концертами, но клуб «Харди Гарди» считаю самым теплым и душевным.

Кстати, одну из моих поездок в США организовал именно мой вологодский друг. Я выступал там на концертах вместе с замечательным музыкантом из Вологды Женей Колыхановым.

Я очень рад, что в Вологде у меня есть своя целевая аудитория. И пусть она небольшая по количеству, но она замечательная по качеству.

- Ну и о планах на будущее. Есть какие-то идеи дальнейшего творческого развития, может быть, проекты?

- Конечно! Планы есть и, более того, уже идет над ними работа. В моем новом диске будут принимать участие лучшие музыканты страны. Хочется сделать интересную работу именно в песенном жанре, к которому я возвращаюсь после многолетнего освоения инструментальной музыки.

Презентацию диска я обязательно сделаю и в Вологде, в своем любимом клубе «Харди Гарди».  

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №11 от 9 марта 2016

Заголовок в газете: Дмитрий Малолетов: гитара - это такая красивая, удивительная девушка!

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру