Как учатся дети, находясь за сотни километров от школы

Побеседовали с родителями и детьми, которые получают образование дистанционно

Основным принципом и целью самообразования является освободить ребенка от ежедневных многочасовых занятий в школе и при этом дать полноценное образование.

Побеседовали с родителями и детьми, которые получают образование дистанционно

Кто бы мог подумать, но сегодня на самом деле вовсе не обязательно ходить в школу, чтобы получить образование и поступить в высшее учебное заведение. Время меняется, а вместе с ним меняются и сами дети, и взгляды родителей. И если во времена тех, кто учился в школе в 70-х, 80-х или даже 90-х, и помыслить было невозможно, чтобы родители их оставили дома, то сейчас такая тенденция набирает обороты. Советское отношение к жизни, когда все должны ходить в детский сад и в школу, уходит. И сегодня возможностей и способов обучения стало гораздо больше, чем можно подумать.

Корреспондентское обучение

Система образования пересматривает не только учебный материал, который преподается детям, но и форму его подачи. В законе РФ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" перечисляется 2 формы образования - «в» и «вне» образовательной организации, и 5 форм обучения. Так что позволить себе оставить своего ребенка учиться дома так же законно, как и отправить его в школу.

Но вот в чем дело - зачастую экстернат позволяет получить более качественное образование, чем школа.

Начнем, пожалуй, с того, что домашнее обучение — это поистине самая древняя форма получения образования, которая появилась еще задолго до первых школ. Многие века оно было единственным способом получить образование,  хоть и было доступно в те далекие времена лишь обеспеченным семьям, у которых было время обучать собственных детей или средства нанять преподавателя. А с появлением регулярной и доступной почтовой связи в Европе в конце XVIII века возникло так называемое «корреспондентское обучение». Учащиеся получали учебные материалы по почте, переписывались с педагогами и сдавали экзамены доверенному лицу или в виде научной работы. И к концу XIX века такой метод обучения появился и в России.

Гении в школу не ходят

В современной Россия после того, как самообучение было вновь узаконено, были проведены исследования. Так вот выяснилось, что ребята-экстерны во многом превосходят своих сверстников. И даже, несмотря на то, что распоряжаются временем на свое усмотрение, в то время, как обычные школьники каждодневно по шесть-семь часов просиживают за партами.

Хотя это неудивительно: зачастую именно домашнее обучение позволяет раскрыться талантам ребенка, а в школе его просто-напросто могут «забить», не разглядев способностей в каком-то определенном направлении.

Так было в случае Томаса Эдисона, учитель которого считал его неспособным. Писательница Агата Кристи, композитор Вольфганг Амадей Моцарт, изобретатель и художник Леонардо да Винчи – все они не ходили в школу, благодаря чему смогли свободно развиваться и открыть в себе «гений».

Такая форма образования крайне удобна и для так называемых одаренных детей, которым просто неинтересно заниматься по программе, рассчитанной на сверстников, но которую они давно «обогнали». Или спортсменам – занимаясь спортом профессионально, очень сложно разрываться между тренировками и очным посещением уроков.

А есть семьи, где такая форма обучения – вынужденная необходимость, когда родителям приходится часто переезжать из города в город, скажем, из-за командировок.

Основным принципом и целью самообразования является освободить ребенка от ежедневных многочасовых занятий в школе и при этом дать полноценное образование. Исследования, проводимые в этой области, показали, что получаемые самостоятельно знания не поверхностны, как могут подумать многие. Ведь программу ребенок осваивает сам, но насколько он в этом преуспел, решает все-таки учитель во время зачетов и экзаменов, от которых даже экстернов никто не освобождал.

Школа № 277

В Вологда нам не известны школы, где широко распространена заочная форма обучения, однако среди вологжан есть те, кто учится по такому принципу.

В Санкт-Петербург есть учебное заведение, занимающееся экстернатом еще с 2000 года – это школа № 277. Именно туда вологжанка Светлана Кошутина устроила на обучение своего сына, как только узнала о её существовании. Нам она рассказала, почему решила не водить ребенка в школу, и чем же все-таки удобнее такая форма получения образования. «Я давно хотела, но в Вологде не было такой возможности. Я узнала об этой школе от нашего друга. Они семьей сейчас живут во Флориде в Штатах, а дети его учатся в Санкт-Петербурге. Это очень распространено среди семей, которые живут за границей или в других городах, а учатся в России. Перешли туда мы в 5 классе, сейчас он учится в 8 классе обычной российской, государственной школы, но по системе экстернат. Меня все это очень устраивает, потому что знания даются ничем не хуже, чем в обычной школе, но мы имеем полную свободу. Мы часто уезжаем: то два месяца в Европе живем, то три месяца в Австралии. Но независимо от того, куда мы уезжаем и когда, мы имеем возможность писать контрольные и заниматься».

И действительно, образование в такой школе дает возможность учить своего ребенка так, как Вы считаете нужным, сдавать экзамены по каждому предмету и за каждый год.

Образование нового поколения

«Я взяла ту модель, которая была удобнее для меня, - рассказывает Светлана. – Вообще образование бесплатное в этой школе, как и везде, независимо от формы. Но мне больше подошел вариант, когда школа предоставляет материалы. А если я хочу получать эти уроки, я должна их купить. Это 500 рублей за предмет. Я себе могу такое позволить, поэтому мы всегда закупаем блок этих уроков. Сюда входит практически все, что нужно, чтобы ребенок учился. Там и фильмы у них есть, и учебники, и задания – вполне хороший и удобный курс».

Стоит заметить, что такая система удобна: дети заходят в электронную школу и там есть раздел, например, математика, урок № такой-то. Где расписано все до подробностей, буквально: «здравствуйте, возьмите ручку», и поехали. Сказано, что сделать и как сделать. Лекции, графический материал и после каждого урока тесты, которые ребенок выполняет, а затем  получает за них оценку. Но платить никто не вынуждает, ничто не мешает учить ребенка по обычным учебникам, материалам из интернета или даже своими силами, главное, чтобы знания его соответствовали федеральным стандартам. А за этим уже как раз следят педагоги. «До 30 мая вы должны сдать все годовые экзамены, получить оценки и перевестись или не перевестись в следующий класс».

«Дети учатся учиться»

«Такое образование дает возможность человеку не просто заучивать что-то, как мы это делаем в школе, или учить, потому что педагог спросит и двойку поставит. Тут дети учатся учиться – то есть находить необходимые знания самостоятельно. Ребенок сам может зайти в интернет, что-то поискать, найти ответы на свои вопросы, - делится Светлана. - На сегодняшний день я довольна. У сына уровень намного выше, чем у детей в школе».

Недавно вологжанка хотела устроить мальчика на занятия по английскому. Но ей это не удалось, ведь репетитор сказала, что с таким высоким уровнем у них детей нет. «Сейчас он уже второй язык учит сам. По идее в этом нет необходимости по школьной программе, но почему бы нет, ребенок учит, и пожалуйста».

Стоит отметить и тот факт, что дети, не посещающие школьные занятия, также участвуют в олимпиадах и конкурсах. Светлана рассказала, что им присылают информацию и, если есть желание, дети могут принять в них участие.

В России не так уж много школ, готовых предоставлять на добровольной основе разные формы образования. Хотя, по словам юристов, в этом не может отказать ни одно образовательное учреждение. Ведь решение о выборе формы образования – это право родителя, а отказ в переводе ребенка на другую форму обучения законодательством РФ не предусмотрен.

ПсихоЛОГИЧЕСКИЙ подход

Несмотря на убедительные плюсы, многие психологи убеждены, что посещение школы для ребенка – это социализация и так называемая подготовка к взрослой жизни, с которой ему придется столкнуться рано или поздно. По их мнению, именно школа дисциплинирует и учит организовывать свой день. И к тому же, ребенок нуждается в общении со сверстниками для собственного развития.

Но есть и те, кто убежден, что именно в школе детям закладывают «неправильные жизненные установки». Именно там зарождается страх выбора. Ребенка загоняют в рамки, где есть «правильно» и «неправильно», и в случае неверного ответа его ждет наказание. В будущем это сказывается на всей жизни. Люди боятся экспериментировать, пробовать что-то новое – то есть боятся совершить ошибку, ожидая получить выговор, «двойку» или даже позор перед обществом – «классом».

К тому же, на наш взгляд, тот багаж знаний, с которым мы оканчиваем школу, можно получить гораздо быстрее, чем за 10 лет. Если, конечно, изучать в удовольствие, а не по принуждению.

Серьезный выбор

Но надо брать во внимание и самих детей, которые не хотят учиться за школьной партой и родителей, которые стоят перед подобным выбором. Конечно же, это вариант лишь для детей, имеющих врожденную тягу к знаниям, трудолюбивых, способных и ответственных. Которые, встав с кровати утром, осознают, что прежде чем посвятить себя увлечениям, нужно выполнить задания. В противном случае это превратится не в самообразование, а в необразованность.

И родители должны отдавать себе отчет, что им нужно иметь много свободного времени. Для начала для того, чтобы проследить, чтобы у ребенка выработалась привычка учиться ежедневно. Те, кто имеет плотный и ежедневный рабочий график работы, скажем, этот вариант мало подойдет. А во-вторых, необходимо и самим быть образованными людьми, чтобы в случае проблем можно было бы помочь.

«Конечно, все зависит от того, какой ребенок. Если он очень активный и хочет общаться с народом, конечно, будет сложно так учиться. А для замкнутых, которые любят больше читать, а общения им хватает в церкви или в спортивном клубе, этого достаточно. Бывает ведь, что ребенку не нравится в школе, сейчас и обижают, и какие-то поборы проводят. Учителя часто чем-то недовольны. А мы таких проблем не испытываем, ведь не засим ни от учителей, ни от кого. Я считаю, что это большой плюс», - говорит Светлана.

В общем, отдавать своего ребенка в школу на десятилетие, где за него будут решать, каким образом и когда он должен получать знания, или иметь в себе достаточно мужества и уверенности, что ваш мальчик или девочка вполне справятся и без учительской помощи – выбор очень серьезный. Но, возможно, уже пора пересмотреть свои взгляды на то, как все должно быть устроено, и начать воспитывать гениев.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №48 от 25 ноября 2015

Заголовок в газете: Расстояние образованию не помеха

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру