Детская память хранит и самые горькие, и самые радостные воспоминания

В Вологде состоялся праздничный концерт для самых юных свидетелей Великой Отечественной – «детей войны»

«Очень страшно было, когда немецкие самолёты летали. Они летели так низко, что я лично сама видела лётчиков, которые летели и улыбались. А крылом, думала, так и снесут печные трубы»

В Вологде состоялся праздничный концерт для самых юных свидетелей Великой Отечественной – «детей войны»
фото: МК

Концерт состоялся в рамках акции «Маленькие подвиги на большой войне», инициированной редакцией «Московского комсомольца в Вологде. В Череповце». Также акцию поддержали департамент культуры и туризма Вологодской области, областная общественная организация «Дети войны», телеканал «Русский Север», Благотворительный фонд «Во имя добра», УОМЗ ВГМХА им. Верещагина, ветеранские организации, а также Вологодский институт права и экономики, в стенах которого и прошёл праздничный концерт. В рамках проекта журналисты рассказывают о том, как дети помогали приближать Победу.

Может быть, сегодня о поколении «детей войны» говорят не так много, однако это ничуть не уменьшает их подвиг, ведь на хрупкие детские плечи в далёкие 40-е легла тяжёлая обязанность – помогать фронту в тылу. Этим маленьким подвигам на большой войне и была посвящена праздничная программа. На мероприятии присутствовали порядка 180 «детей войны» из разных уголков Вологодской области. И у каждого из них своя история встречи с войной.

«С детством нас разлучила война»

Ия Сергеевна Таканова, как и многие собравшиеся, пережила войну в детском возрасте. Она рассказала несколько эпизодов о том времени. Кстати, надо сказать, что глава нашего города - один из учеников Ии Сергеевны.

«С детством нас разлучила война. И детства у нас как такового не было. Вот мы сейчас иногда ходим в детские сады, в школы, и там дети такие радостные все, они танцуют, поют, а я сижу и плачу…», - говорит женщина.

Она родилась в Соколе в большой семье. Отец работал на бумажной фабрике, мама была домохозяйкой. В семье были 8 детей. Двое старших умерли ещё в детстве, так Ия стала старшим ребёнком. Ия Сергеевна вспоминает самый первый день войны: «Папа только что пришёл с финской войны, и его сразу забрали на вторую войну. И когда мама пошла провожать его, она нас всех заперла в комнате. А дом-то одноэтажный был, и я, как старшая, открыла окно, вылезла на улицу, помогла вылезти сёстрам, и мы все побежали встречать маму. Она идёт плачет, ей и так тошно, а ещё мы заревели, закричали. Так для нашей семьи началась война».

Летом, как только папа уехал, ребятишек мама отправила в деревню к бабушке. Каждому ребёнку она сшила маленькие котомочки, в них положила по куску сахара, несколько сухариков и ещё кое-что. Люсю, самую маленькую, мама несла на руках, сзади шли остальные дети, а позади них – корова. «Летом в деревне было немножко легче прожить. Там росли травы, некоторые овощи и была корова, которая нас и спасала», - говорит Ия Сергеевна.

Учились они в бараках. Там было очень холодно, печки топили технички, но дрова кололи сами ученики. Как вспоминает женщина, было холодно настолько, что даже чернила замерзали…

«Немцы летели и улыбались»

Другим ярким воспоминанием Ии Сергеевны стали немецкие самолёты, кружившие над городом, и лётчики. В Соколе был железнодорожный мост, который имел очень большое значение, потому что через него была связь с Архангельском, Мурманском и другими точками. И немцы старались его разбомбить. А недалеко от Сокола шла железнодорожная ветка, по которой возили солдат в госпиталь. Это была ещё одна причина уничтожить мост. Но ни одна бомба не попала в цель.

«Очень страшно было, когда немецкие самолёты летали. Они летели так низко, что я лично сама видела лётчиков, которые летели и улыбались. А крылом, думала, так и снесут печные трубы», - вспоминает женщина.

Завод стал домом

Архивная справка гласит, что накануне войны в области было 44 детских дома, в них насчитывались 4570 воспитанников. За годы войны количество детских домов увеличилось в 2,5 раза. В 1945 году в области их стало 111, число воспитанников равнялось 10 тысячам 364 ребёнку. Всего за годы войны было принято в детские дома 12 тысяч 713 детей. Это детство помнит и Капитолина Кенсориновна Голубева, её отец погиб на фронте в 41-м, мама умерла в 43-м. Капитолина Кенсориновна жила в детском доме с 1947 года.

«В 1941 году отец ушёл на войну, в 1943 году умерла мама. И нас в колхозе остались 4 сестры. Старшей 16 лет, мне 9, а младшим ещё меньше. Год-два мы жили ещё ничего, кое-что продавали, кое-что ещё давал колхоз. А потом, в 1946-47 годах, всё стало пропадать. Очень трудно было жить. Работать было некому, кроме старшей сестры. Тогда нас с младшей сестрой отправляют в детский дом. После этого я приехала сюда, в Молочное, потому что в детском доме дольше нельзя было находиться. Что делать? Учиться не знаешь, как, ведь никого нет. Старшая сестра уже вышла замуж, мне у неё делать нечего...», - рассказывает Капитолина Голубева.

Потом она поступила на учебно-опытный молочный завод и училась в школе мастеров Вологодского молочного института. «Тогда жизнь и стала налаживаться. Я вышла замуж, родились дети. Завод, конечно, для меня как родной дом был. Там друзья, подруги…», - вспоминает Капитолина Кенсориновна. Так завод стал домом для юной Капитолины. На УОМЗ она проработала более 40 лет.

Только бы не было войны

«Дрожь берёт, когда вспоминаешь войну, которую мы пережили. Какой был голод! Знаете, весной мы собирали картошку гнилую и пекли олашки, чёрные-чёрные, но такие вкусные! В школе выдавали по кусочку хлеба, на парту мы клали салфеточки и на них – четвертиночку хлеба», - вспоминает Лилия Николаевна Чуфанова.

Мать с тремя детьми старались всеми силами выжить. Зачастую мама ходила на рынок менять кое-какие вещи на продукты. Но и в то тяжёлое для страны время, как и сейчас, были люди, которые наживались на горе. «В Вологде был такой минирыночек. Я маленькая была, с мамой пошла на этот рынок. Вдруг крик такой! Оказалось, одна женщина купила буханку хлеба, разломила её, а там кирпич. Как она плакала, ведь все деньги отдала! Говорит, у меня дети умирают с голоду. Как она сразу не заметила? Может, думала, сыроват хлеб», - рассказывает Лилия Николаевна.

По улицам города, как и везде, ходила милиция и стучала в окна, где горел свет, чтобы жильцы или завешали окна, или погасили свет. Это было делать необходимо, потому что над Вологдой летали немецкие самолёты. «При тревоге мы, конечно, все бежали в подвалы, а один раз соседка и кричит: «Ой, кошку забыла! Кошку-то забыла!», а мы говорим: «Какую кошку? Самим бы спастись!» - рассказывает женщина.

Вот так они пережили войну. Лилия Николаевна часто повторяет: «Не дай Бог, только бы не было войны, больше ничего не хочется».

Вернулись не все

«Когда папу забрали в конце 1942 года, мама даже не знала об этом. Она приехала из деревни, а папы нет дома. Я помню, как она кричала, когда узнала…», - плача, вспоминает Лилия Николаевна Чуфанова. Ей на начало войны было три года.

Напуганная женщина мигом помчалась в Красные казармы, где был сбор, в надежде увидеть любимого. Но эта маленькая надежда не оправдалась: новобранцев моментально отправили на передовую. Так, не зная, что с мужем и где он, да и жив ли он, семья прожила до осени 1945-ого.

Не каждой семье повезло, не все увидели живыми своих родных. Но Чуфановы почувствовали радость Победы до конца: отец вернулся домой в конце 1945 года. «Папа вернулся и сидит в комнате, - вспоминает Лилия Николаевна, - котомку-то свою вывалил на стол, а там целая горка хлебных крошек. А мы-то радостные были, что хлеб есть у нас!».

Вдруг раздался стук в дверь, пришёл почтальон. Мать открывала, а почтальон и говорит, мол, на вашего мужа пришло извещение, что он без вести пропавший. А мама, плача и улыбаясь одновременно, говорит: «Да вот он! Только-только приехал с госпиталя!». Так радостная новость опередила печальную. Почтальона семья посадила за стол, как говорит Лилия Николаевна, и его угостили крошками.

Но радостное возвращение домой любимого увидели не все. После дома Чуфановых почтальон пошла в соседний. И туда она принесла извещение о гибели отца семейства. «И вы знаете, соседка так кричала на весь дом, что не передать! У неё было двое детей, они тоже сидели и весь день кричали…», - рассказывает женщина.

Не теряя надежды

Ещё одним гостем торжественного мероприятия стал Сергей Николаевич Цветков. Их семья жила в деревне Панькино Чёбсарского района. Отец Сергея уже 23 июня 1941 года ушёл на фронт. В одном из первых боёв под Псковом он был ранен и попал в госпиталь в Казань. Оттуда мать получила от него два письма, в которых он просил её беречь детей. Затем отец снова отправился на фронт и погиб, защищая Москву. Как вспоминает Сергей Николаевич, мама плакала постоянно. Она не теряла надежды, что её любимый жив и вот-вот вернётся. С этой неугасимой надеждой она и уходила из жизни.

В годы войны сам Сергей Николаевич по ночам пас колхозных лошадей. Взрослые ночью отдыхали, а лошадей нужно было накормить – это было дело детей. Также дети постоянно собирали колоски и сушили на овинах снопы с зерном. Сергей Николаевич вспоминает, что всегда было очень голодно. Летом они собирали и ели всякие травы, ягоды и грибы. На трудодни всю войну хлеба не давали, всё уходило в фонд обороны. В лучшем случае раз в неделю получали два-три килограмма отходов от зерна или льна. В школу ходили до первого снега, обуви не было. Летом мальчик ходил босиком, а зимой и вовсе не ходил. В войну детям так и не удалось нормально поучиться. Сразу же после окончания войны Сергей Николаевич пошёл в первый класс, ему на тот момент уже исполнилось десять. В 5 классе он уже вступил в комсомол.

Сергей Николаевич очень много знает о подвиге детей в годы войны, этому он посвятил свою жизнь. Он главный архивист Вологодского областного архива новейшей политической истории.

«Война действительно изменила отношение людей, образ жизни и детей. В войну они очень рано повзрослели. В этой Победе есть немалая заслуга и детей войны. Как и взрослые, дети трудились под лозунгом «Всё для фронта, всё для победы!» - рассказывает Сергей Николаевич.

Память в косах

Короткую, но очень трогательную историю рассказала гостья из Шекснинского района Ада Михайловна Кузнецова. Женщина на протяжении всей жизни растит волосы в память об отце.

«Когда отец пошёл нам войну, он не сказал нам, куда идёт. Когда отец выходил из дома, я помню, как он высоко подкидывал меня на своих сильных, мощных руках. Он был 1 метр 90 ростом, единственный у родителей. Когда он ушёл, нас осталось четверо, я самая младшая. И он очень просил маму, чтобы у меня были косы. «Вырасти этой дочке косы, пока меня не будет дома. Я приду – чтобы дочка моя была с косами», - так наказывал отец матери. И у меня вечная память об отце всегда, всю жизнь на моей голове. Да, тяжело нам было, детям войны, мы пережили всё», - вспоминает Ада Михайловна.

Как говорит женщина, она, выполняя завет отца «Учись, доченька. Ученье – свет, а неученье – тьма» и помня его сильные руки, каждый день, когда расчёсывает свои волосы, вспоминает о нём. «Каждый раз у меня перед глазами встаёт его образ», - говорит Ада Кузнецова.

Сейчас Ада Михайловна является председателем совета ветеранов Шекснинского района, уже 60-й год она работает с людьми. Женщина встречается со школьниками, дошкольниками, простыми людьми, ветеранами и, как она говорит, несёт правду о жизни, о войне.

«Они обеспечили нам 70 лет мирной жизни»

Вот такими историями поделились «дети войны». Как видите, детская память хранит много интересных, но в то же время и страшных моментов. Кстати, на мероприятии всем пожилым людям были выданы тетради и ручки для того, чтобы они, придя домой, записали свои воспоминания о войне. После этого тетради будут сшиты и переданы в архив на хранение, чтобы на долгие годы сохранилась память о войне. Сейчас эти уже пожилые люди обращаются к молодёжи с просьбой помнить и ценить подвиг тех, кто своей жизнью завоевал дл нас мирное небо над головой.

«Они недаром ели горький хлеб войны. Да, это поколение было долгое время забыто. Не в силах мы что-то изменить, но мы можем и должны окружить «детей войны» заботой и вниманием, потому что нашим непривередливым старушкам и старикам немного и надо. Они это заслужили. Вдумайтесь: они обеспечили нам 70 лет мирной жизни!» - говорит Сергей Николаевич Цветков.

«У меня просьба к молодёжи: мы, пока ещё живы, являемся живой историей нашей страны. Поэтому вы берегите нас, уважайте, старайтесь общаться с нами. Потому что мы ещё можем рассказать вам правду о том, что мы пережили, о том, что пережила страна. А вы потом всё это передадите следующему поколению, чтобы история страны была достоверной», - такова просьба Ии Сергеевны Такановой.

Сюжет:

70 лет Победы

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №21 от 20 мая 2015

Заголовок в газете: «Маленькие подвиги на большой войне»

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру