Об информационных войнах, чёрном пиаре и вражеских голосах

Сегодня, в век новых технологий, информация стала просто грозным оружием

Четыре враждебные газеты могут нанести более существенный урон, чем сто тысяч солдат в открытом поле. Эти слова произнесены Наполеоном Бонапартом в XIX веке.

Сегодня, в век новых технологий, информация стала просто грозным оружием
Карикатура А.Меринова

Четыре враждебные газеты могут нанести более существенный урон, чем сто тысяч солдат в открытом поле.

Эти слова произнесены Наполеоном Бонапартом в XIX веке. Сегодня, в век новых технологий, информация стала просто грозным оружием. Теперь свободно можно сказать и с уверенностью, что, если в саду упало яблоко, но об этом не написали, не сказали и не показали, значит – оно не упало. То есть событие происходит и становится новостью не тогда, когда оно случается в реальности, а в тот момент, когда о нём узнают миллионы людей - по телевидению или при помощи интернета, в газете или по радио. Как говорится, кто владеет информацией – тот владеет миром. Поэтому информация стала тем же самым оружием, за которое готовы биться многие.

Поэтому в последнее время вновь стало очень популярным устойчивое словосочетание «информационная война». В основном это касается наших взаимоотношений со Штатами, как, собственно, было уже и не раз. «Информационная война — это высший пилотаж», по мнению Дмитрия Орлова, генерального директора аналитического центра «Стратегия Восток-Запад». Цель информационной войны — такая же, как и войны «горячей» — отнять чужое: землю, ресурсы, собственность. Но информационная война — это высший пилотаж потому, что в случае её успеха твой враг сам отдаёт тебе всё, что представляет для тебя ценность. И не надо посылать бомбардировщики или солдат и обстреливать ракетами. То есть информационная война — это способ добиться максимального результата при минимуме затрат. А для этого надо максимально распространить какую-либо идею, которая в конечном счёте станет для вас разрушительной.

Если посмотреть историю того, как зарубежные державы вспахивали почву для своей информационной политики, на поле русского менталитета, то уже в 1941 году вышла первая передача вещательной корпорации Би-би-си на русском языке. Русская служба Би-би-си заработала в 1946 году, далее по нарастающей – в 1947 году радиостанция «Голос Америки» начала своё вещание на Советский Союз на русском языке. Позднее к ним присоединились «Радио Свобода», «Немецкая волна» и другие. Как считают эксперты, так началась эпоха информационных войн, заменивших все горячие войны в современном мире.

Тогда все передачи и сообщения были направлены на смену строя, а сейчас немногим цели отличаются, но зато стали более изощрёнными методы и формы. Тогда были популярны к продвижению в сознание наших соотечественников все разновидности слова «свобода», от свободы передвижения, вероисповедания до свободы от строя. Естественно, что слушать это хотелось не из-за того, что говорят, а в большей части из-за того, как это подаётся и как сопровождается той музыкой, которую в Союзе было не услышать. Вот и появились кухонные вечеринки со «свободным» музыкальным сопровождением. Как отмечают эксперты, здесь мы были благодарными слушателями. Так, в середине 1980-х годов только на «Голос Америки» ежедневно настраивались до 30 миллионов советских слушателей.

 

Держи ухо востро

Помните, как говорили в былые времена: утром в газете – вечером в куплете. Для советских людей слово всегда имело особую ценность. То, что написано в газете, было непреложной истиной и ему верили беспрекословно. «Это же написано в газете»!

Надо сказать, что и сейчас люди старшего поколения очень верят тому, что и как написано в газетах. Хотя и газеты стали другими, и авторы в плане подачи материала изменились, да и сама информационная политика газет стала иной.

Собственно, если необходимо задать тон в отношении чего-либо или кого-либо, то до сих пор используют печатные издания. Правда, теперь идеология, которая была ранее, и только на неё и опирались, ушла в историю. На место идеологии вышел «пиар», либо чёрный, либо белый. Всё стало зависеть от того, кто владеет газетой, кто является спонсором. Но ценности поменялись – на первый план выходят товарно-денежные отношения.

Самые яркие примеры пиара в любом его виде могли наблюдать во время проведения выборов. И теперь даже пенсионеры с опытом смогут различить, где человека «валят», а где – продвигают. На региональном уровне, как правило, даже чёрный пиар проявляется, так сказать, по-домашнему. Другое дело – федеральный уровень, на котором вдруг решили прокатить либо регион в целом, либо отдельные моменты его жизни.

Вот совсем недавно самый яркий пример этому был продемонстрирован в истории с одним из вологодских заводов. Жили себе маслоделы, продукт замечательный выпускали, награды получали и вроде бы даже гордились этим. И вдруг появился интерес у определённых лиц или круга лиц в отношении предприятия. И тогда информационная война развернулась не на региональном уровне – здесь неинтересно в своей-то каше вариться. Борьба вышла на федеральный уровень, и даже уважаемая многими газета «КоммерсантЪ», которая всегда была оплотом неподкупности, начала размещать заказные материалы, в которых досталось всем и в первую очередь губернатору. А почему ему-то попало, спрашивала моя мама, ведь он вроде за область бьётся, за экономику, за людей. Но всё просто – есть руководители, и не только регионов, которые очень спокойно отсиживали свои сроки, не вмешивались в скандалы и потом тихо уходили на хорошие места в знак благодарности. А наш вот решил в тему войти с головой, не задумываясь о том, что «если завод отжимают, значит это кому-то нужно». И вторая сторона ответила тяжёлой артиллерией – публикациями в центральной прессе, причём не в познавательно-развлекательной публицистике, а в серьёзных изданиях, материалы которых регулярно читаются сильными мира сего. Цель проста – отодвинуть с дороги, но на нашем примере подтвердилось, что в хоккей играют настоящие мужчины, и победа осталась за нами.

Может, кто-то скажет, что, мол, не только губернатор бился. И здесь я расстрою тех, кто в это верит, или делает вид что верит. Если нет поддержки властей и поддержки информационной – можно сдаться сразу без сопротивления. Примером тому могут служить многочисленные потуги спасти то или иное предприятие в разных регионах страны, когда сотрудники писали везде, потом вспомнили про депутатов, те вроде подхватили тему, но без особой расторопности, да ещё ведь различного уровня чиновники советы добрые давали – не лезьте. Вот в результате и пропадало предприятие с экономической карты.

Надо отдать должное нашим региональным журналистам – тоже в тему вошли, всё рассказали, как есть, поэтому было выстроено единое информационное пространство. Естественно, что много было тех, кто говорил о том, что всё равно не получится, силы неравные, но и без них справились, дай Бог!

Вражеские голоса

Но самое сильное воздействие на психику происходит через ухо. Используется массированное воздействие на население только такой информацией, которая выгодна той или иной группе, идёт навешивание негативных ярлыков на одну из сторон конфликта и на источники противоположной информации. Затем происходит использование непроверенной информации, замалчивание несогласного мнения, навязывание другим своих целей и ценностей, использование пропагандистских материалов через разные каналы – чем больше, тем лучше, вбрасывание в информационное поле дезинформации, при разоблачении которой – использование другой дезинформации. Иногда используются подставные эксперты и даже «свидетели», некоторые целенаправленно скрывают отдельные факты или статистические данные, завышая или, наоборот, занижая цифры, представляя единичные явления массовыми, иногда искусственно создавая постановочные свидетельства и так далее.

А сарафанное радио актуально и при царе Горохе, и в век интернета. Поэтому особую силу воздействия эти «вражеские голоса» имеют, когда есть пресловутый административный ресурс. Здесь главное - найти правильное ухо, и местами свободное от других забот. И здесь информатору в интриге не должно быть равных! И она, интрига, должна быть ещё и преподнесена грамотно, когда даётся 99 % правды и всего 1% того, что необходимо сказать для пользы тех, от кого зависит судьба решения. Сколько на одном вовремя сказанном слове погорело хороших людей! А если ещё все сказано и подтверждено правильно слепленными документами, из контекста которых вырваны самые нужные фразы, – это просто безоговорочная победа! Интригу надо уметь замесить, дать подняться и выпекать замечательные пирожки. Как рассказывал мне один заезжий политтехнолог, главное - найти источник информации рядом с интересующим объектом и начать выяснять: любовники-любовницы, траты, квартиры-машины за счёт бюджета, желательно найти уволенных и обиженных. А если ещё учесть, что хороших руководителей нет в природе, по мнению и убеждению тех, кто у них работает, то с этой информацией можно горы своротить. Имидж – штука тонкая, подорвёшь и не восстановишь. Потом необходимо начать выбивать из окружения своего противника лучших людей – этот приём ещё в русских народных сказках был описан, рассказывать не надо. Посеять смуту в сознании, а там и ссора возникнет, а дальше дело за малым. Как говорится, надо только всё это обернуть в плюсы. Российские уши особенные, звуковые, мы сами подставляем уши и ждём, когда начнётся воздействие на них словом. И слушатель готов к потреблению любой информации. Всё это сверху как розочками на торте украшалось сверкающими возможностями дальнейшего развития вопроса.

Мы пришли к обществу потребления, мы стали очень хорошими продавцами, у нас больше торговых точек, чем производств. И у нас огромное количество независимых директоров, обученных на различных бизнес-тренингах зарубежных бизнес-тренеров, и им всё равно, чем руководить - металлопрокатом, свинофермой, винодельней, тепличным хозяйством или фабрикой ёжиков. Для этих виртуальных управленцев, которые получили дипломы различных структур явно не российского пошива, все предприятия - всего лишь кейсы, которые можно продать, подготовить всю информацию, всё успеть распилить в зоне от 10 до 30%.

Итог войны

То, что происходит в результате информационных войн в последующие годы – это дезориентация и хаос в головах людей. Вот чего нам стоит это поражение в информационной войне. Сегодня словом можно быстрее убить и, наоборот, быстрее раскрыть. Сегодня работает только стопроцентная наглая ложь, доведённая до абсурда. Ложь сегодня введена в ранг войны.

Так, создав информационную войну в СМИ, начинаются поиски химического оружия, под этой личиной бомбят мирные города. По такому же сценарию возникают майданы, революции роз и т.д., и далее происходит захват власти, полный хаос и катастрофа в головах людей. Это всё в глобальном варианте.

А в региональном рисунке – это определённый передел, с участием, как правило, сил извне. Страх и неуверенность в завтрашнем дне нагнетаются через средства массовой информации. Сегодня уже информационная война идёт в просторах интернета – новой реальности. Здесь создаются события, которых не было на самом деле, уже трудно отличить правду ото лжи. В угоду интересам нескольких людей или одной группы сталкиваются лбами те, кто был друзьями и соратниками, опускаются до состояния банкротства ранее процветающие предприятия. Принцип «Разделяй и властвуй!» никто не отменял.

Сами себя изуродуем и сделаем всё, что от нас ожидают – этого ждут от нас, когда начинают информационную войну. Можно пытаться фильтровать интернет, но с сарафанным радио не поспоришь..

Но у нас есть то, что неспособно раскрыть даже американское ухо, так как оно иначе устроено. У нас есть то, что мощнее, чем информационная война, которая сегодня ведётся. И это было продемонстрировано нашим народом в ВОВ, юбилей которой мы готовимся отметить. Мы умеем объединяться, если это необходимо, несмотря на любые противоречия, которые были до этого. И с уверенностью в том, что дело правое – мы побеждаем, опережая противника на шаг. Как говорится, кто к нам с дезинформацией придёт – от неё и погибнет.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №18 от 29 апреля 2015

Заголовок в газете: Информационные войны: региональные узоры

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру