В ночь с 27 на 28 февраля 1942 года на территории Бабаевского района Вологодской области с немецких самолетов выброшены три диверсанта из числа бывших военнослужащих Красной Армии. Выпускникам разведывательной школы предписывалось достичь Вологды с целью сбора для гитлеровской Германии шпионских данных. Вскоре группа была арестована. Через одного из задержанных, радиста разведгруппы Н.В. Алексеенко (псевдоним - Орлов), вологодские чекисты провели операцию по дезинформации фашистской «Абверкоманды». Эта радиоигравошла в историю Великой отечественной войны под названием «Хозяин».
Дезинформация фашистского абвера в рамках радиоигры «Хозяин» началась в марте 1942 года и продолжалась в течение восьми месяцев. Ход операции тщательно разрабатывался в стенах Управления НКГБ. Цель ее заключалась в том, чтобы ложными сведениями ввести в заблуждение командование немецкой армии о якобы стягивании сил Красной Армии под Ленинград. Москва придавала операции серьезное значение. Тексты телеграмм, различные сведения сначала согласовывались, а затем уже шли в эфир. Немцы верили сообщениям Орлова-Алексеенко. Сотрудники же Вологодского управления госбезопасности старались придать этой связи естественный характер. И даже «щекотали нервы» противника.
Перед выброской группы в наш тыл немцы снабдили своих агентов командировочными удостоверениями военнослужащих Красной Армии. Срок действия их истекал. Садились и батареи радиостанции. Об этом ежедневно напоминалось в телеграммах. В июле немцы сбросили в указанное место два баллона с продуктами, обмундированием, оружием, деньгами и документами. Они сразу же были найдены, но противнику сообщили, что «баллоны не могли найти». Немецкий разведцентр это встревожило: «В баллонах, кроме съестного, были паспорта с вашими фотографиями. Если это все будет найдено не вами, то оставаться дальше будет опасно». В следующей телеграмме его успокоили: баллоны найдены. «Вы молодцы, здорово наладили дело. Очень рады, что вам, наконец, удалось найти помощь»,— последовало из немецкого разведцентра...
Операция по дезинформации противника, проводившаяся в 1942 году, вы¬шла за пределы Вологодской области. В нее было включено еще пять таких же немецких радиостанций, захваченных советскими чекистами в соседних областях. «Абверкоманда-104», возглавляемая кадровым гитлеровским разведчиком Гемприхом, получила от «своих» агентов «ценные» сведения о сосредоточении советских войск на Северо-Западе.
Радиограммы составлялись таким образом, чтобы сведения в одной находили хотя бы косвенное подтверждение в другой. К концу 1942 года операция выполнила свои задачи. Было принято решение постепенно свертывать ее.
Сначала информировали разведцентр «Абверкоманды-104» о том, что при проверке документов в Вологде чуть не попались. Оставаться в городе опасно. Через день Алексеенко снова передал телеграмму: «Шли к новому месту. Случайно наскочили на патруль. В перестрелке ранили Кресцова. Скрываемся в лесу». Немецкая сторона обещала прислать связника с документами и продуктами. Связник прибыл «по назначению» в следующую ночь. Вологодские чекисты взяли его на территории Порозовского сельсовета Кубено-Озерского района и сразу же этапировали на Лубянку в Москву.
18 декабря Алексеенко радировал: «Два дня видели на почте человека с указанными вами приметами. С почты он сопровождался штатскими в здание НКВД. Дальше в городе оставаться нельзя. Уедем на Урал».
Гемприх не замедлил с ответом: «Курьер ваши адреса и фамилии не знал. Но у него были чистые документы с вашими фотографиями, хотя и плохими. На восток вам уходить нельзя, оборвется связь. Возвращайтесь к нам назад. Удобное место перехода через линию фронта между городами Холм и Торопец. Назовите пароль. В левой руке поднять белый платок. Рацию уничтожьте».
Чекисты решили не волновать больше начальника «Абверкоманды-104» и прекратить столь любезный обмен телеграммами с немецкой разведкой. 24 декабря 1943 года Алексеенко последний раз радировал: «Обходными путями пришли в Буй. Рацию прячем. Движемся на Урал...».
Вологодским контрразведчикам удалось достаточно правдоподобно вывести Алексеенко из радиоигры (задача была выполнена). В июне 1944 года за измену Родине Алексеенко был приговорен к восьми годам исправительно-трудовых лагерей. Начальник НКВД—НКГБ по Вологодской области Л. Ф. Галкин смог добиться пересмотра приговора: срок наказания снизили до трех лет. По некоторым сведениям, в 1946 году Алексеенко проживал в Вологде, в одном из домов на улице Кирова.
Проводившие радиоигру начальник УНКГБ по Вологодской области Галкин Лев Федорович, начальник контрразведывательного отдела УНКГБ Соколов Александр Дмитриевич и начальник первого отделения этого отдела Ходан Дмитрий Данилович не остались незамеченными: Галкин Л. Ф. и Соколов А. Д. награждены орденами Красной Звезды, а Ходан Д. Д. повышен в звании.
Радиоигра «Хозяин» до сих пор считается одной из классических операций советской контрразведки времен Великой Отечественной войны.
Благодаря грамотной работе по дезинформации противника удалось предотвратить переброску гитлеровских войск с Ленинградского фронта на южное направление. Успех Советских войск в Сталинградской битве стал на¬чалом коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны.