Премия «бизнес-класса»

Одному вологодскому предпринимателю пришёл «факс счастья» от неизвестного доселе Фонда поддержки предпринимательских инициатив...

Свободная тема

Одному вологодскому предпринимателю пришёл «факс счастья» от неизвестного доселе Фонда поддержки предпринимательских инициатив...
Фото: vk.com

В формировании самооценки человека определяющую роль играет рейтинг признания его заслуг сторонними лицами. Тем более приятно получить высокую оценку своей деятельности неожиданно: вот именно так вдруг одному вологодскому предпринимателю пришёл «факс счастья» от неизвестного доселе Фонда поддержки предпринимательских инициатив (ФППИ). Текст послания комплиментарно вещал: «Оргкомитет Всероссийской награды в области финансово-бюджетной политики и фискальных отношений «НАЦИОНАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ ПРЕМИЯ» сердечно поздравляет Вас с достигнутыми высокими результатами в работе и сообщает, что по решению Экспертного совета премии возглавляемая Вами компания объявлена номинантом на престижное звание «Добросовестный налогоплательщик» с присуждением руководителю Почётного знака «За налоговый вклад в благополучие России».

Учреждённая по инициативе депутатов Государственной Думы Российской Федерации награда – дань уважения и благодарности российским налогоплательщикам, которые в полной мере выполняют свой государственный долг, формируя благосостояние страны и укрепляя социальную защищённость населения. Премия вручается лучшим предприятиям и организациям по критериям прозрачности, надёжности и эффективности в деле пополнения государственного бюджета. В экспертном анализе всех уровней российского бизнеса, представляющих разные регионы страны, были использованы официальные данные Федеральной службы государственной статистики, Минэкономразвития и других источников информации. Награда в области финансово-бюджетной политики и фискальных отношений «НАЦИОНАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ ПРЕМИЯ» оказывает содействие политике Президента и Правительства Российской Федерации.

Поневоле дрогнет сердце от таких признаний, тем паче, что провинциальные просторы нечасто балует своим вниманием столичное бизнес-сообщество. Но искушённый читатель обратит внимание на психологически точную расстановку характеризующих приоритетов заявленного мероприятия: «Национальная налоговая премия… Церемония общественного признания достижений… Экономическая опора России… Почётное звание «Добросовестный налогоплательщик»… Здесь и беспроигрышные авторитеты: инициатива – депутатов Государственной Думы РФ, решение – Экспертного совета, значимость – содействие политике Президента и Правительства РФ, мегамасштабность – всероссийская, место торжественного приёма – ГК «Президент-Отель» Управления делами Президента РФ и, конечно же, сопровождение – праздничный банкет и большой гала-концерт звёзд российской эстрады… Заявленное в приглашении участие депутатов ГосДумы РФ, руководителей федеральных министерств и ведомств, общественных объединений предпринимателей и средств массовой информации может довести до головокружения, но приступ эйфории быстро снимает сопровождающий «факс счастья» документ, который предлагает заключить договор между московским ООО – организатором мероприятия и вологодским предпринимателем – участником и номинантом вышеназванной премии. Договор безупречен с юридической точки зрения, до мелочей расписаны все нюансы: предмет, условия, права и обязанности сторон и прочее. Что ж, скажете вы, в бизнес-отношениях вполне допустим такой регламент. Но в документе бросается в глаза один пункт, именуемый «Цена договора и порядок расчётов», где указана «стоимость участия одного представителя участника в мероприятии (вологодского номинанта и потенциального лауреата, – автор) – 94 тысячи рублей».

«Стандартный договор на оказание определённых услуг, в котором стороны – организатора и участника - можно именовать исполнителем и заказчиком выполнения комплекса работ за определённую плату, - так прокомментировала ситуацию председатель Торгово-промышленной палаты Вологодской области Г.Телегина. – И в этом нет ничего неожиданного, наши предприниматели не в первый раз сталкиваются с подобными предложениями: перечислив деньги, вы получаете весь праздничный и торжественный антураж – регалии, звания, признания в совершеннейшем почтении и уважении, банкеты, песни, пляски и прочее – соразмерно, по мнению организаторов-исполнителей, заявленной сумме. В данном случае есть незначительный нюанс: исполнитель является инициатором предмета договора, и это допустимо – навязывания услуги нет, и вы вправе от неё отказаться».

Мягко говоря, недоумение вызывают такие громкие и претенциозные определения: «национальная премия», «общественное признание достижений»… Да и само звание «Добросовестный налогоплательщик» наводит на размышления: получается, если эти добросовестные, то остальные?.. Некорректно по отношению к тысячам российским предпринимателей. И ещё: договор предполагает безусловную оплату номинантом своего участия, а значит, и получения звания лауреата. Если не заплатил, ты не участник. И не лауреат? И без медали, и без диплома, и без звания «Добросовестный налогоплательщик»? Ответы очевидны. На волне тотальной коммерциализации объявления «лауреатов», вручения «почётных званий» приобретают, по сути, характер товарно-денежных отношений, то есть откровенного бизнеса.

Конечно, должны быть стимулирующие награды – как фактор формирования позитивной репутации субъекта бизнес-пространства. И такие конкурсы проводятся: например, в этом году по решению Российской торгово-промышленной палаты великоустюгское предприятие «Северная чернь» стало обладателем «Серебряного Меркурия». Замечу – без каких-либо финансовых сборов.

Хочу сказать, что вологодские предприятия достойно представлены на российском бизнес-пространстве, и мы всегда рады их достижениям по всем экономическим направлениям, в том числе и в высокой налоговой ответственности и дисциплинированности.

И возвращаясь к «Национальной налоговой премии»: конечно, приятно иметь лишнее свидетельство собственной добропорядочности как налогоплательщика, но, мне кажется, важнее фактическое отсутствие претензий со стороны налоговой службы, честные отношения с партнёрами и клиентами, потребителями, нежели яркие регалии, бурное их вручение и празднование.

Конечно же, мы не могли не спросить мнения главного субъекта финансово-бюджетных и фискальных отношений, облечённого всей полнотой правовых полномочий, закреплённых федеральным законодательством – Управления федеральной налоговой службы (УФНС) по Вологодской области.

Ответ пресс-службы УФНС был категоричен: к так называемой «Национальной налоговой премии» налоговое ведомство никакого отношения не имеет.

Напрашивается вопрос: как можно присваивать звание «Добросовестный налогоплательщик» без участия главного аккумулятора и проводника налоговых отчислений? Заявление оргкомитета «Национальной налоговой премии» о неких «критериях прозрачности, надёжности и эффективности в деле пополнения государственного бюджета» можно считать лишь красивой, но абсолютно абстрактной формулировкой. А между тем, налогоотношения – материя весьма конкретная и публичности сторонится. Ссылки оргкомитета премии на данные Федеральной службы, государственной статистики, Минэкономразвития и «других источников информации» доверия «Национальной налоговой премии» не прибавляют.

И как заверили в пресс-службе УФНС, без комплексного оценочного подхода с использованием всех данных о том или ином предприятии квалифицировать его по признаку «добросовестности» довольно-таки проблематично.

Никоим образом не ставили задачей умалить значение и важность «Национальной налоговой премии»: может, её учредители искренне верят в достижение поставленных задач «по формированию конкурентоспособной налоговой системы страны, укреплению в массовом сознании положительного образа ответственного налогоплательщика, улучшению правовой культуры уплаты налогов…» и т. п. Но почему-то появляется сомнение в высокой мотивации и всё из-за одного такого «земного» пункта договора: «стоимость участия – 94 тысячи рублей».

Кстати, по договору, за каждого дополнительного представителя участника взнос – 25 тысяч. С головы… Вот такая премия «бизнес-класса».

Популярная и одна из старейших (с 2006 года) рубрик вологодского «МК» «Мысли вслух» теперь стала называться по-другому - «Свободная тема». Автором новой рубрики может быть любой желающий: блогер, редактор или журналист. «Свободная тема» - раздел с таким названием давно существует в федеральном издании «МК». Материалы, темы, мысли, которые можно и хочется изложить в письменной форме, можно присылать по адресу: mk-vol@yandex.ru с пометкой: «Свободная тема». В этой же рубрике будут публиковаться материалы журналистов нашей газеты.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27 от 30 ноября -0001

Заголовок в газете: № 27 "МК" - Вологда