В наш век простая русская печь многим кажется безнадежным архаизмом. Но это отнюдь не так, и лучшее доказательство тому — печники. Люди этой профессии существуют, без работы не сидят и даже весьма неплохо зарабатывают. Конечно, печи и камины в пригородных коттеджах — зачастую лишь дань моде, но в российской глубинке печами греются, на них готовят, на них спят.
Современный печник — специалист широкого профиля. Он владеет мастерством строителя-каменщика, инженера-теплотехника, разбирается в сортах глины, химии, умеет наводить особые цементные растворы, а также является специалистом по пожарной безопасности. Удивительно, но печники входят в те 105 специальностей в России, которые должны проходить регулярное лицензирование в Москве. Мастера подтверждают свои знания каждые пять лет, потому что требования к безопасности периодически меняются.
«МК» сегодня расскажет о потомственном печнике. Пенсионер Николай Афанасьевич много лет живет в вологодской глубинке. Как оказалось, общение с журналистами – для него в диковинку. А скромность – черта его характера…
- Николай Афанасьевич, расскажите, как Вы пришли в профессию?
- Печниками были мой отец, дед и прадед. Мы всегда жили в деревне, прадед еще в начале века ездил учиться на курсы печников в Вологодскую губернию. А после этого так и закрепилось: отец учился у деда, я у отца.
- То есть, у Вас нет никаких документов, что Вы печник: диплома, удостоверения?
- Нет, конечно. Мне 56, каждый год кладу по 10-15 печей – претензий к качеству работ не было никогда. А это важнее диплома.
- Как Вас клиенты находят?
- Область нас маленькая, здесь что-то сказал, там посоветовал. Так и приезжают. Как и в любом ремесле – сарафанное радио. Я сам никогда клиентов не искал, они сами меня находили.
- А первую печь свою помните?
- Первую печь я самостоятельно положил в 14 лет, а с самого малого возраста был подсобником у деда и отца: таскал кирпичи, готовил раствор, колотил подмости. Первая печка была не русская, шведку делали в дачном домике. До сих пор ее помню, очень волновался. Но меня же с детства приучали – печь это живой организм. Если правильно «вдохнуть» в нее жизнь, она будет дышать, а если нет, то придется перекладывать.
- Сейчас очень модно камины делать, Вы это тоже можете?
- Конечно, это гораздо проще, чем сложить печь. Но не люблю камины, я все-таки печник.
- А когда последний раз клали русскую печь?
- Очень давно, лет 15 назад. Под русскую печь нужна настоящая русская изба, а их давно перестали делать. Для дачных домиков больше подходит голландка или шведка. А русская печь много места занимает, да и функционал у нее другой. В современных коттеджах печи не делают, там обычно центральное отопление сразу проводят. Хотя есть, конечно, и те, кто русские избы строит. От печи тепло другое, оно – домашнее.
- Печи могут ломаться?
- Это «живой организм», но если регулярно чистить и следить за техническим состоянием, чистку и мелкий ремонт проводить регулярно, то хорошо сложенная печь простоит и сто лет.
- Какие бывают печи?
- Всякие: отопительные, варочные, банные, садовые. Все зависит от того, для чего нужна печка.
- Вы по чертежам работаете?
- Не всегда. Если нужно «вписать» печь в проект заказчика, можно и чертеж сделать. Но это все для заказчика, мне чертежи не нужны.
- Есть какие-то профессиональные секреты?
- Секреты? Есть, конечно. Но они потому и секреты, чтобы про них не рассказывать. В любой работе есть одно правило – делать ее качественно. Если делать качественно, и слух по Руси пойдет, и работа всегда будет.
- Приходилось печи за другими перекладывать?
- Да, много раз.
- Не обидно за профессию?
- Обидно, конечно. Но в каждом деле есть те, кто работает некачественно. Я, когда с людьми разговариваю, узнаю, где таких мастеров взяли, что не могут обычную печку сложить. Говорят – по объявлению, и лицензия, мол, у них имелась (смеется). Я говорю: ну вот и сложили вам печку по лицензии. Не топится, но люди с образованием клали.
- Как Вы считаете: печник это все-таки профессия или ремесло?
- Для меня ремесло. Хотя есть и профессия такая, но я никогда в учебном заведении на печника не учился, поэтому для меня это ремесло. Наследственные печники – вымирающее ремесло. Сын мой не захотел учиться, в городе живет и работает. Обидно, но это его выбор. Мне мой отец всегда говорил – когда ремесло превращается в профессию, из нее исчезает душа. А ремеслом всегда можно и на хлеб заработать, и в гармонии с собой живешь.
- Вы говорите: квалификация не так важна. Но ведь от того, как будет сложена печь, зависит, в том числе, и здоровье заказчика?
- Конечно, только причем здесь квалификация? Конечно, нужно знать законы физики, свойства строительных материалов, правила пожарной безопасности. Но гораздо важнее не просто знать, а чувствовать, как на практике ведет себя материал. Как правильно сделать изоляцию, замесить раствор. Каждая конструкция индивидуальна, и создать ее можно, только зная, чего ожидать заранее. Где будет усадка, где сделать вентиляцию. А этому можно научиться только на практике.
- Расскажите, как правильно выбрать печника?
- Однозначно могу сказать, что не надо брать печника из стран ближнего зарубежья. Потомственный печник – человек, который с малого детства изучает печное дело, он может не знать каких-нибудь норм, правил и инструкций или не сможет грамотно подготовить договор, но печь он Вам положит отменно. Печник с дипломом – «кот в мешке», потому что есть одаренные люди, которые, пройдя курсы печников и поработав годик подмастерьем, начинают класть хорошие печи, но могут быть и шарлатаны. В любом случае, внимательно смотрите на печника, а лучше всего слушайте советы. Идеальный вариант, если печник уже клал печи вашим знакомым. Это лучшая гарантия качества.
Ольга Пахоменко («МК»).
МК – СПРАВКА:
Считается, что первые кирпичные печи были созданы в Древнем Риме. В жилищах варваров, викингов и прочих северных народов, населявших древнюю Европу, были очаги, огороженные камнями. Дома при этом топились по-черному: дым валил из окон, прогревая жилище. Трубы появились несколько позднее. Римляне же изобрели более культурный способ прогрева помещений: огонь разжигался в подвале здания, а горячий дым направлялся по многочисленным каналам, прогревая кирпичи или плиты, из которых был сделан пол дворца или бани. Для того чтобы создать тягу, и делались трубы, а мастера, придумавшие все это и воплотившие в камне, видимо, и были первыми печниками.
В России же, которая всегда была на стыке Востока и Запада, к печам всегда было особое отношение. Это не просто средство для приготовления пищи, это душа избы, элемент уюта. Зимой дом без тепла непригоден для жизни, потому профессия печника всегда была в нашей стране в особом почете. Искусство выкладывания печей передавалось от мастера к ученику, и каждый новый печник привносил в это ремесло что-то свое. Считается, что даже Михаил Ломоносов владел искусством создания печей. Этот знаменитый ученый-самородок старался поставить дело на научную основу, изучая движение газов и законы теплопередачи. Кирпичные печи зимой обогревали и царские палаты, причем долгое время их конструкции мало совершенствовались.
Устройство русской печи не изменялось на протяжении нескольких столетий. Перемены наступили лишь в конце XIX века: печь оснастили чугунной плитой и отопительным щитком с дымовыми каналами, тем самым повысив ее эффективность. Уместно вспомнить и про камины. Их история на Руси началась с эпохи Петра I. Царь-реформатор завез камины из Европы, где он их увидел в замках. Первоначально камины появились в России в домах знатных бояр, потом у дворян. В XX веке, с развитием парового отопления, печи отошли на второй план. Стало меньше и печников, однако все же эта профессия не угасла. Многие мастера, желая сохранить искусство, стали авторами книг по печному делу. Эта профессия — одна из немногих, в которой и сегодня применяется исключительно ручной труд. Популярность ремесла печника снова возросла в 80-е годы — когда началось интенсивное строительство садовых домиков, дач и коттеджей.