Ремесленники России

«У каждого дела запах особый: в булочной пахнет тестом и сдобой. Мимо столярной идешь мастерской – стружкою пахнет и свежей доской», – писал Джанни Родари в стихотворении «Чем пахнут ремесла».

22.02.2012 в 10:09, просмотров: 6834

Ремесло – мелкое производство, основанное на применении ручных орудий труда, личном мастерстве ремесленника-художника, позволяющем производить качественные эксклюзивные изделия. По словам великого русского реформатора П.А. Столыпина, «…великая Россия сегодня – это органическое сочетание традиций и новаций в российской жизни…».

Ремесленники России

Народные промыслы и ремесла издавна занимали важное место в хозяйстве России и являлись неотъемлемой частью отечественной культуры. Долгие гонения на частную собственность и мастеров-одиночек, начавшиеся после октябрьского переворота и продолжающиеся до сих пор, нанесли урон не только заводам и фабрикам, но и мелким предприятиям, на которых мастера-умельцы всей семьей с немногочисленными подмастерьями производили штучный товар.

Пресловутая «коллективизация», о которой известно по деяниям большевиков в сельском хозяйстве, нанесла удар и по кустарному производству. Недолгий период так называемой Новой Экономической Политики не в счет – кустарей согнали в артели, которые работали по планам «сверху». Планировались не только объем продукции, но и ассортимент. И все – в строгом соответствии с «идеологическими установками».

Для индивидуального творчества места не оставалось. Постепенно это привело к деградации многих народных промыслов. Шедевры создавались лишь для зарубежных выставок и (или) по специальным заказам. Это создавало видимость заботы государства о народном творчестве. А ведь именно в годы советской власти исчезли или оказались на грани исчезновения такие народные промыслы, как петровская глиняная игрушка (Костромская область), глиняная игрушка Кубани (Краснодарский край), «кайтагская» вышивка (Дагестан) и некоторые другие.

Несмотря на все зигзаги истории и пренебрежительное отношение к ручному труду, Россия – одна из немногих стран мира, все же сумевшая сохранить исторические традиции и стилевые особенности развития ряда народных промыслов. В настоящее время интерес к народному творчеству и мастерам русской школы усиливается во многих странах мира, и Россия – не исключение. На основе старинных традиций и технологий народного искусства во многих городах и селах возрождаются народные промыслы, основываясь на мастерах русской школы ваяния и зодчества.

В нашей стране возрождение народных промыслов связано не только с растущей популярностью народного творчества, но и с необходимостью его углубленного изучения и желанием сохранить для будущих поколений творения народных мастеров русской школы. Современные народные промыслы, в отличие от народного искусства прошлого, это художественные производства. Уже само их название, заменившее применявшееся ранее «кустарные промыслы», характеризует их направленность на решение художественных задач. В то же время народные промыслы русской школы являются не просто одним из компонентов профессионального искусства, а специализированной частью декоративно-прикладного искусства.

В России создана и Русская академия ремесел, которая возрождает лучшие национальные традиции. Как объясняет ее ректор Николай Матвиенко, потребность в создании такого учебного заведения появилась давно. Слушатели в этой академии могут достаточно быстро получить новую профессию. В непростых условиях современности у людей все чаще появляется необходимость сменить род занятий, но учиться ради этого пять лет может себе позволить далеко не каждый.

В связи с этим была учреждена Русская академия ремесел – учебное заведение, дающее начальное, дополнительное профессиональное образование, повышение квалификации. Русскую академию ремесел на базе Московской палаты ремесел и Русской школы мастеров создавали энтузиасты, знатоки своего дела. Инициатором создания Академии ремесел является президент Московской палаты ремесел Леонид Николаевич Кошелев. Обучение в академии основано на исконно русских традициях мастерства, но преподаются и современные технологии.

В составе академии три факультета: «Малая энергетика» (курсы печников, банщиков-парильщиков, теплоэнергетики), «Технология художественной обработки металлов» (курсы кузнечного дела, кузнеца-оружейника), «Искусства и ремесла» (здесь учатся на ювелиров, реставраторов антикварной мебели, лепщиков-модельщиков).

Обучение различным дисциплинам длится от 2 до 6 месяцев. Несмотря на то, что слово «ремесло» ассоциируется в основном с мужскими специальностями, учатся в академии и девушки: печники, кузнецы, реставраторы, ювелиры. Практически на все факультеты слушатели принимаются без экзаменов и предварительной подготовки. Исключение составляют курсы кузнеца-оружейника и ювелира-ремонтника, где для обучения требуется опыт работы.

Есть в академии и новое направление – курс «лепщик-модельщик архитектурных деталей». Для поступления на него слушатель должен продемонстрировать приемной комиссии способности к рисованию: пройти собеседование по рисунку и показать портфолио, в котором должны быть представлены этюды и эскизные работы акварелью, карандашом.

Занятия в Русской академии ремесел состоят из теоретического курса и производственной практики. Теоретические занятия, лекции, семинары проходят в основном здании академии по адресу: Москва, Спасский тупик, дом 6. Слушатели объединяются в небольшие группы – по 10 человек максимум.

Такая наполняемость позволяет преподавателю уделять должное внимание каждому ученику, отмечать, кто хорошо усваивает материал, кто отстает. После завершения теоретического курса слушатели распределяются на московские предприятия для прохождения практики. Многие остаются работать там и по завершении обучения.

«Нам не безразлична судьба наших выпускников, – комментирует Николай Матвиенко. – После окончания курса проводится опрос о дальнейшей судьбе молодых специалистов. По статистике, примерно 30 % новых мастеров остаются работать на месте прохождения практики, 20 % находят работу самостоятельно, большая часть выпускников работают как частные мастера. Я считаю, что это неплохой результат».

Чтобы слушатели легко ориентировались на рынке труда после окончания курса, в академии преподаются не только профильные дисциплины, но и дополнительные часы по арт-менеджменту, где они участвуют в ролевых играх и «продают» друг другу «виртуальные» изделия антиквариата, ювелирные украшения, печи, камины. Это позволяет им за два занятия легко ориентироваться в ценовой политике и адекватно позиционировать свои услуги на рынке труда.

Японская офуро, турецкие термы, финская сауна – слова малознакомые для русского уха, но все эти понятия объединяются одним замечательным словом – «баня». Именно с лекций о национально-географических банных традициях начинается курс «банщика-парильщика» в Русской академии ремесел. Возглавляет курс Владимир Николаевич Ляхов, кандидат технических наук, доцент МГГУ, вице-президент Банного союза РФ.

«В тот день не старишься, в который в бане паришься», – говорит народная мудрость. Все верно: баня – это место оздоровления, а банщик – доктор. Как известно, первая заповедь врача – не навреди. Поэтому профессиональный банщик должен много и прилежно учиться. В академии готовят знатоков, способных грамотным управлением паром доставить посетителю не только удовольствие, но и пользу.

«Банщик должен видеть клиента насквозь и моментально диагностировать время его пребывания в парной, количество необходимых сеансов, – комментирует Николай Матвиенко. – Кому-то по состоянию здоровья баня противопоказана, и настоящий банщик должен распознать «нежелательных» посетителей. Поэтому на курсе предусмотрены такие дисциплины, как «Методика расчета входа-выхода из парной», «Управление печью, паром и парной». В случае неправильного обращения с паром и влагой посетителю может стать дурно, а вот в руках опытного парильщика баня превращается практически в панацею от недугов и хворей».

«Заболеть» при неверной технологии парения может не только посетитель, но и сама парилка или печь. Парильное помещение – это сложное техническое сооружение, которое требует грамотной эксплуатации. Да и банщик-парильщик должен обязательно следить за своим здоровьем. Для этого в Русской академии ремесел введен курс по охране труда, рассказывающий будущим банщикам о том, как свести профессиональные заболевания к минимуму.

Русская академия ремесел – одно из немногих учебных заведений, где учат на банщика-парильщика. Сегодня это востребованная, хорошо оплачиваемая профессия. А способствует успешному началу карьеры входящий в систему обучения специальный курс «Арт-менеджмент», в ходе которого банщики изучают основы работы с клиентами, коммерческие составляющие бани и другие важные вопросы.

У выпускников Русской академии ремесел есть возможность повышать квалификацию и после завершения курса. По итогам производственной практики пишется курсовая работа, которую выпускник должен защитить. После обучения и защиты курсовой выдается сертификат установленного образца и присваивается разряд. Разряд можно повышать, проходя дополнительное обучение в РАР.

Вологодский Губернаторский колледж народных промыслов

8 марта 1928 года в Вологде открылось уникальное учебное заведение, которое прошло сложный путь от кружевной школы до профессионального училища № 15 народных промыслов. С 1998 года училище начинает работать в статусе Профессионального училища № 15 народных промыслов и вводит двухступенчатую подготовку по профессии «мастер народных художественных промыслов».

А в 2010-м училище переведено в статус государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования и с согласия Губернатора теперь носит название Губернаторский колледж народных промыслов. Сохранять и развивать традиционные художественные промыслы Вологодчины: кружевоплетение, роспись по дереву, художественную вышивку – главная задача колледжа, решению которой отдает свои знания и мастерство высокопрофессиональный коллектив преподавателей и мастеров производственного обучения.

На сегодняшний день БОУ СПО ВО «Губернаторский колледж народных промыслов» – многоуровневое учебное заведение, осуществляющее подготовку рабочих по профессиям: «мастер народных художественных промыслов: кружевница, вышивальщица», «художник росписи по дереву», «художник росписи по ткани» и художников-мастеров, преподавателей по специальности «декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» по направлениям «Художественное кружевоплетение», «Художественная вышивка», «Художественная роспись по дереву», «Художественная роспись по ткани».

Участие педагогов и учащихся в различных выставках, ярмарках, мастер-классах, семинарах, конкурсах вызвало повышенный интерес специалистов учреждений образования, культуры, представителей законодательной и исполнительной власти, населения, а также школ, детских садов, учреждений дополнительного образования к народным промыслам и подсказало новое направление развития колледжа – как ресурсного образовательного учреждения.

Основными направлениями деятельности колледжа как ресурсного центра является популяризация и пропаганда народных художественных промыслов среди детей, молодежи и взрослого населения через реализацию программ дополнительного образования. Реализация программ дополнительного образования для детей и молодежи осуществляется уже в течение 3 лет и предусматривает кружковые занятия, мастер-классы, презентации, демонстрацию моделей, экскурсии в музей колледжа, выставки изделий народных художественных промыслов.

Ежегодно педагоги и обучающиеся колледжа создают коллекции одежды с использованием кружева и вышивки, которые демонстрируются на выставке «Российский лен», персональной выставке колледжа в «Северной Фиваиде» и занимают на них призовые места.

Начиная с 2007 года, на базе колледжа проходит Всероссийский конкурс мастеров кружевоплетения «Серебряная коклюшка». В 2003 году деятельность образовательного учреждения была отмечена Правительством нашей области. Училище получило Государственную премию Вологодской области по образованию. В 2009 году училище стало победителем программы «100 лучших товаров России» в номинации «Услуги в области образования». Училищу вручен диплом и декларация качества, которая дает право использовать логотип программы в информационно-рекламных целях и размещать его на упаковке продукции.

Особо почетным и знаменательным для колледжа и области стал визит супруги президента РФ Светланы Владимировны Медведевой. Светлана Медведева подчеркнула, что очень рада побывать в Вологде, и познакомиться с этим уникальным учебным заведением, так как колледж «популяризирует и развивает наше народное творчество, наши традиции».