Попались на крючок
В последнее время в Вологодской области участились случаи дистанционного мошенничества. Злоумышленники пользуются добротой и отзывчивостью граждан.
«Вологжане добрые и доверчивые люди. Они зачастую готовы отдать последнее, чтобы помочь ближнему в сложной ситуации, в том числе финансовой. На это и рассчитывают мошенники», – говорит мэр Вологды Сергей Воропанов.
Только в областной столице с начала года было зарегистрировано почти 800 пострадавших от деятельности мошенников. По сравнению с прошлым годом это число выросло на треть. За это время вологжане лишились около 42 миллионов рублей.
По словам мэра, на проект «Народный бюджет ТОС» в этом году из бюджета города выделено 44 миллиона рублей. На эти деньги рабочие делают спортивные и детские площадки, ремонтируют тротуары и стадионы, убирают старые деревья и многое другое. Почти такую же сумму добровольно передали жители города незнакомым людям.
Жертвой дистанционных мошенников стал 59-летний житель Вологды. Аферисты убедили мужчину, что на его имя оформлен кредит, и предложили помощь в сохранении средств. Под четким руководством мошенников вологжанин оформил кредит и перевел на незнакомый счет 890 тысяч рублей.
«Дорогие вологжане! Я призываю вас быть внимательными и не доверять подозрительным телефонным звонкам, сообщениям в соцсетях и на сайтах услуг. Ни в коем случае не сообщайте свои персональные данные, а также данные банковских карт. Если есть подозрение, закончите телефонный разговор и позвоните в службу поддержки банка. Номер горячей линии указан на вашей карте», – предупредил Сергей Воропанов.
Обмани меня
По статистике жертвами злоумышленников зачастую становятся люди старшего поколения, они составляют наиболее уязвимую категорию населения. Наши бабушки и дедушки обладают доброй душой, они открыты для общения, зачастую боятся оскорбить собеседника недоверием. Малая часть из них дружит с современными технологиями. Из-за этого информация доходит до большинства пенсионеров поздно.
Один из самых громких случаев дистанционной кражи на Вологодчине стал известен в конце июля. Как сообщили в региональном управлении МВД, пенсионерка из Череповца отдала мошенникам порядка трех миллионов рублей.
В течение четырех дней женщине звонили «сотрудники службы безопасности банка», просили обналичить крупные суммы денег и перевести их на так называемые резервные счета. В один из дней пенсионерка провела у банкомата девять часов, выполняя все требования, которые злоумышленник диктовал по телефону.
Мошенники – тонкие психологи. Они используют различные психологические приемы, манипулируют человеком, чтобы выманить у него деньги.
Под таким давлением оказалась 70-летняя жительница Усть-Кубинского района. Аферисты позвонили пенсионерке и представились банковскими сотрудниками. Они сказали, что все ее сбережения необходимо перевести на резервный счет, и потребовали сообщить данные банковской карты. Сперва женщина отказалась проделывать подозрительные махинации. Тогда злоумышленники пригрозили ей уголовной ответственностью. Пенсионерка испугалась и передала необходимые данные, после чего обнаружила пропажу 180 тысяч рублей со счета.
Что делать
В связи с частыми обращениями в полицию по факту дистанционных краж власти Вологодчины забили тревогу. Самый эффективный метод профилактики подобных преступлений – максимальное информирование о наиболее распространенных схемах обмана. Это помогает оградить от опасности как можно больше людей.
«Один из способов дистанционных хищений – это звонки из службы безопасности банка. Такие преступления преобладают и составляют 80% от числа всех мошенничеств. Звонящие представляются сотрудниками банка и сообщают гражданину, что произошло списание денег с его счета из другого города, после чего просят подтвердить информацию. Житель области говорит, что деньги никуда не переводил. Тогда аферисты предлагают перевести деньги на резервный счет, чтобы уберечь деньги. Напуганный человек выполняет все требования, которые диктуют по телефону. Категория граждан, наиболее подверженных этому преступлению – люди в возрасте от 40 до 70 лет», – рассказал заместитель начальника УМВД по Вологодской области Владимир Веселов.
Опасный номер телефона обычно начинается с цифр 495 или 499. В случае поступления такого звонка не желательно даже поднимать трубку. Если разговор с мошенником состоялся, и он сообщил о подозрительных переводах, необходимо самостоятельно позвонить в банк и уточнить информацию. Номер настоящей службы поддержки указан на банковской карте.
Нередко приходит СМС-рассылка с заявлением о блокировке счета. Полиция напоминает: карты и счета блокируются по умолчанию, при этом никаких звонков банковские сотрудники не совершают.
Второй популярный способ кражи денег – создание сайтов-двойников. Наткнуться на аферистов можно при оформлении кредита или покупке авиабилетов. Сайты-двойники выглядят так же, как официальные. Главное отличие кроется в названии или адресной строке, а также обилии рекламы. Кроме того, людей привлекают выгодные процентные ставки, низкие цены на товары и услуги.
«Такой способ мошенничества становится все более популярным – мошенники пользуются плохой кредитной историей вологжан, предлагают взять деньги под очень привлекательный процент. Крайне низкие процентные ставки должны сразу же насторожить. Недавно в центре Вологды на съемной квартире были задержаны два гражданина, которые длительный период обманывали людей как раз при оформлении кредитов. Причем они «оформляли» кредиты жителям не только Вологды, но и еще порядка 20 городов России», – прокомментировал Владимир Веселов.
Сообщение от друга или родственника с просьбой одолжить денег должно насторожить любого. Аферисты взламывают страницы пользователей в социальных сетях, делают вредную рассылку и ждут, когда добрый человек переведет средства на указанный номер карты. Полицейские Вологды подобные случаи фиксируют каждую неделю.
«Что делать в ситуации, если пришло сообщение от друга с просьбой одолжить денег? Позвонить человеку и уточнить, действительно ли это он отправил сообщение в соцсети. Хочется сказать, что сейчас электронное общение набирает обороты, и люди все чаще не хотят контактировать со знакомыми лично. Этим и пользуются мошенники», – отметил Владимир Веселов.
Обманщики часто скрываются за объявлениями о продажах товаров. Обычно они просят внести предоплату за товар или оплатить его полную стоимость. Конечно, после перевода денег человек не получит покупку, а «продавец» перестанет выходить на связь.
Пир во время чумы
Сложная эпидситуация в Вологодской области сыграла на руку злоумышленникам. Помимо привычных способов кражи денег они стали использовать новые: предлагают в интернете чудо-лекарства от коронавируса, сообщают пенсионерам о «законных» государственных выплатах.
Так, 50 тысяч рублей пропало со счета 82-летней жительницы Череповца. Пенсионерке написала знакомая и рассказала о социальных выплатах, которые полагаются всем гражданам старше 65 лет. Чтобы получить деньги, женщина должна была перейти по специальной ссылке и внести в анкету данные банковской карты и код из СМС. Она выполнила требование, но никаких выплат так и не дождалась. Вместо этого со счета пропали деньги. Пенсионерка поняла, что страницу ее знакомой взломали, и обратилась в полицию.
УМВД предупреждает
Полицейские Вологодчины проводят масштабную кампанию по профилактике дистанционных хищений. Помимо активного информирования на интернет-площадках правоохранители запускают различные акции, привлекают к помощи волонтеров.
Так, добровольцы совместно с сотрудниками полиции посещают дачные участки и квартиры жителей Вологды, беседуют с гражданами, раздают и оставляют в почтовых ящиках информационные брошюры. Они рассказывают вологжанам, какими схемами пользуются недобросовестные граждане, чтобы выманить у людей деньги. Одно из главных правил – не сообщать незнакомцам данные банковской карты и пароль из смс-сообщения. Работу провели уже с 500 жителями микрорайонов Лукьяново, Баранково и Ананьино в Вологде, а 6 августа активисты посетили жителей Лосты.
Акция «Буклет в пакет» стартовала в областном центре 20 июля. Полицейские договорились о сотрудничестве с руководством одной из торговых точек города и привезли в магазин тематические листовки с советами о том, как обезопасить себя и близких от уловок дистанционных мошенников. Продавцы должны складывать эти буклеты в пакет вместе с продуктами, чтобы дома вологжане смогли их изучить.
Примерный поступок
Как показывает практика, информирование населения работает на Вологодчине. Появляются и хорошие новости: действия мошенников пресекают бдительные граждане.
В прошлом месяце жительница Череповца в возрасте 78 лет чуть не стала жертвой дистанционных мошенников. Ей позвонил «сотрудник банка» и сообщил, что деньги с ее счета пытаются похитить. Чтобы сохранить средства, он предложил перевести их на резервный счет. Не теряя времени, пенсионерка добралась до ближайшего банкомата и стала выполнять команды злоумышленника.
В это время к ней подошла незнакомка и предупредила, что звонящие могут быть мошенниками. Женщине удалось поговорить по телефону с «банковской работницей», которая сообщила, что приходится родственницей пенсионерки. Правда открылась вовремя: благодаря незнакомке череповчанка не успела перевести деньги. Она могла бы лишиться 490 тысяч рублей.
И.о. начальника череповецкого УМВД поблагодарил Алексей Паликов поблагодарил бдительную жительницу города Ольгу Быкову за активную гражданскую позицию, вручив ей почетную грамоту.
«Проявив бдительность и настойчивость, вы смогли уберечь жителя нашего города от действий мошенников. Ваш поступок может послужить примером для многих граждан», – сказал Алексей Паликов.