МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Вологда

Уникальность вологодского масла находится под защитой «Гильдии маслоделов»

Гильдия пресекает распространение контрафакта с наименованием «Вологодское масло»

Один из самых популярных и узнаваемых брендов региона – вологодское масло. Продукт славится своим качеством и своеобразным «ореховым» привкусом, который отличает его от продукции других производителей.

Фото: МК в Вологде

Вологодское масло получило признание на международном уровне. Но такая известность сыграла с ним злую шутку: некоторые недобросовестные производители решили использовать бренд ради собственной выгоды и изготавливать продукцию под видом вологодского масла. На деле же продукт могут выпускать лишь несколько предприятий на территории области. Сейчас на страже уникальности бренда стоит «Гильдия Вологодских маслоделов», которая следит за тем, чтобы контрафактного товара появлялось как можно меньше.

Нет подделкам

Гильдия была основана в 2010 году по поручению областного руководства. Тогда организация объединяла всех производителей вологодского масла, Молочно-хозяйственную академию и региональный Центр контроля качества. Сейчас в гильдию входят шесть организаций: АО «Учебно-опытный молочный завод» ВГМХА им. Н. В. Верещагина, ОАО «Северное Молоко», ОАО «Белокрестский маслозавод», ООО «Маслозавод Тотемский», БУ ВО «Вологодский информационно-консультационный центр агропромышленного комплекса», ФГБОУ ВО Вологодская ГМХА. Возглавляет Гильдию председатель Молотов Сергей Владимирович.

Организация следит, чтобы особые свойства вологодского масла оставались неизменными, а наименование места происхождения продукта (НМПТ) оставалось зарегистрированным в госреестре. Гильдия также пресекает распространение контрафакта. Но не следует путать это понятие с фальсификатом. В первом случае речь идет об упаковке и использовании в названии продукта привязки к Вологодской области. А фальсификат – это подделка самого товара, когда, к примеру, вместо сливочного масла упакован маргарин. Если на продукции вдобавок указано название «Вологодское», она будет считаться и фальсификатом, и контрафактом.

Одна из основных задач Гильдии – пресекать распространение контрафакта с наименованием «Вологодское масло» или с названием, в котором фигурирует отсылка к области. Так, в России встречалось «Вологодское золото», «Вологодские узоры», «Вологодка» и даже «Масло Бологодское». В последнем случае предприятие работало в Ставропольском крае. Гильдия вела работу по пресечению его незаконной деятельности с 2014 по 2015 года и дело в итоге выиграла. В июне 2015 года суд назначил руководителю предприятия штраф за то, что название их продукта было схожим до степени смешения с НМПТ «Вологодское масло».

Гильдия также оказывает содействие региональным производителям по вопросам сохранения и защиты прав на наименование «Вологодское масло».

«Мы активно сотрудничаем с областным Департаментом сельского хозяйства и продовольственных ресурсов в вопросах, касающихся вологодского масла. Оказываем друг другу консультативную помощь, совместно готовим мероприятия, в том числе и по пресечению распространения контрафакта. Департамент подсказывает, где продается незаконная продукция. Мы в свою очередь прибегаем к их помощи, когда боремся с контрафактом», – рассказал «МК в Вологде» исполнительный директор гильдии Алексей Дубовой.

Да результатам

За свою десятилетнюю историю Гильдия разобрала 13 случаев выпуска контрафакта. Все дела по пресечению незаконной деятельности были удачными и заканчивались в пользу региональных производителей масла. Еще два дела по-прежнему открыты.

Так, один случай выявили в Ярославской области. Здесь продавался продукт под названием «Вологодское масло». Причем производитель указал на упаковке, что товар изготовил ЗАО «Вологодский молкомбинат», который находится в Вологде на Пошехонском шоссе, 4. Только вот настоящий комбинат – это производственный кооператив, а не ЗАО. По указанному адресу и вовсе, как оказалось, стоит заброшенное здание.

«Фактически, кто-то фасует неизвестную продукцию, клеит этикетку, что масло якобы произведено в Вологде, и выдает его за вологодский продукт. Мало кто будет разбираться, какие буквы стоят перед названием завода: ПК или ЗАО. К тому же настоящий комбинат тоже находится на Пошехонском шоссе, только дом не 4, а 14. Но опять же, немногие знают точный адрес», – пояснил Алексей Дубовой.

Второе дело разбирают в Удмуртской Республике в поселке Ува, который располагается недалеко от Ижевска. Здесь фирма ООО «Ува-молоко» производила контрафактный продукт под названием «Масло сливочное Вологодское маслоделие». Гильдии об этом рассказал Департамент сельского хозяйства. Сперва в начале этого года производителю была направлена претензия, в которой компанию просили добровольно устранить контрафакт с рынка. На словах фирма пошла навстречу Гильдии и пообещала, что производство масла продолжаться не будет. Только уже в мае товар вновь появился на полках в магазинах. После этого представители Гильдии обратились в Удмуртскую Прокуратуру и Управление Роспотребнадзора.

Хитрость не поможет

Раньше даже крупные производители изготавливали масло и называли его «Вологодским». У таких компаний был и есть реальный юридический адрес, налажено производство, работает большой штат сотрудников, но производимый продукт из-за названия все равно считался контрафактным. В начале 2010-х годов это было практически прекращено. Тогда некоторые предприятия стали ставить названия типа «Вологодское село», «Вологодское маслоделие».

В Ивановской области, например, на упаковке писали «Сливочное масло традиционное по заказу ООО «Вологодское». При этом слова «масло» и «вологодское» были крупными, а «по заказу ООО» – мелкими. На полке в магазине название на пачке читалось как «Масло Вологодское». Но шрифт особой роли не играет, в любом случае товар считается контрафактным из-за упоминания региона.

Недобросовестных производителей суды привлекали к административной ответственности за изготовление контрафакта. В итоге крупные предприятия такой товар производить практически перестали.

С мелкими фирмами ситуация обстоит сложнее, так как новые случаи появляются постоянно. Компании выпускают якобы вологодское масло под именем неизвестного производителя, который либо не существует, либо уже прекратил свою деятельность. При этом остается загадкой, где продукт на самом деле изготовили и расфасовали. Вместо масла вполне могут продавать и маргарин. Такой товар выпускают небольшими партиями, потому что в ином случае, если продавца поймают с поличным, дело из административного превратится в уголовное. Как правило, масштабных расследований при выявлении небольших партий контрафактной продукции не проводится. Продавцу просто запрещают реализовывать товар в определенном месте и привлекают его к административной ответственности. На этом все заканчивается.

Несколько подобных случаев Гильдия выявила в Ярославской области. Контрафактное масло носило название «Вологодское деревенское». За три последних года пресечено пять таких случаев распространения контрафакта.        

«Этот процесс бесконечный. Мелкие мошеннические схемы будут появляться снова и снова. Наша задача – не позволить контрафакту появляться на полках магазинов. Но сейчас практически все такие предприятия на территории России и сами понимают, что со словом «вологодское» – масло выпускать нельзя», – объяснил Алексей Дубовой.

Возвращаясь к истокам

В правовом аспекте вся эта история корнями уходит в далекий 1992 год, когда был принят Закон о товарных знаках и наименованиях мест происхождения товаров.

С 1996 года «Учебно-опытный молочный завод» совместно с Вологодской ГМХА и Всероссийским научно-исследовательским институтом маслоделия и сыроделия (г. Углич) приступил к сбору материалов для регистрации обозначения «Вологодское масло» в качестве охраняемого законом наименования места происхождения товара. В 1998 году заводу это удалось.

В начале 2000-х охрана НМПТ «Вологодское масло» была прекращена по заявлению московского Лианозовского молкобината, который выпускал в то время «Масло вологодское. Домик в деревне». Споры длились несколько лет. В 2005 году вологодским производителям вернули охраняемое право на НМПТ и выданные ранее свидетельства.

Значительный вклад в защиту вологодского масла как продукта нашего региона внесла патентный поверенный Разумова Людмила Александровна. Она стояла у истоков регистрации НМПТ, представляла интересы всех производителей вологодского масла и отстаивала право на наименование места происхождения товара в деле с Лианозовским комбинатом. Сейчас Гильдия активно сотрудничает с Людмилой Александровной, обращается к ней как к специалисту в области интеллектуальной собственности за консультациями.

«Людмила Александровна всегда помогает всем производителям вологодского масла зарегистрировать и получить свидетельство на наименование либо продлить его. Свидетельство на НМПТ выдается на 10 лет. К примеру, «Учебно-опытный молочный завод» подал заявку на свидетельство в 1996 году. Предприятию предстоит продлить документ в 2026 году. Уверен, что Людмила Александровна поможет нам в этом», – рассказал исполнительный директор Гильдии Алексей Дубовой.

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах