МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Вологда

Последние надежды последнего приюта, всё-таки, рухнут?

На прошлой неделе мы писали о проблеме, которую стоило бы поднять повсеместно по всей России - об организованном жителями нашего города кладбище домашних животных в Парке Мира.

Кладбище собираются ликвидировать. «Другого не дано, обжалованию не подлежит!», - именно так нам заявили в Управлении ветеринарии с государственной ветеринарной инспекцией Вологодской области. А вот что дальше и как с этим жить, похоже, не знает никто.

На прошлой неделе мы писали о проблеме, которую стоило бы поднять повсеместно по всей России - об организованном жителями нашего города кладбище домашних животных в Парке Мира.

Лёд тронулся…

За неделю проблема эта, нашими ли силами, или кем-то в структурах, но сдвинулась с мёртвой точки и начала свое движение. Только вот, кажется, не в ту сторону. По крайней мере, не в ту, которую бы хотелось нам. Кладбище собираются ликвидировать. «Другого не дано, обжалованию не подлежит!», - именно так нам заявили в Управлении ветеринарии с государственной ветеринарной инспекцией Вологодской области. А вот что дальше и как с этим жить, похоже, не знает никто. «Суд возложил ответственность на Правительство области, Правительство в свою очередь - на нас. В ближайшее время мы встречаемся с представителями прокуратуры города Вологды, определяем дорожную карту, и тогда будет ясно, когда и что начнем делать. Ликвидировать будем в любом случае», - сказали в Управлении ветеринарии.

На это мы не смогли не спросить об альтернативе такого захоронения, ведь люди будут хоронить в любом случае, не в этом, так в другом месте города. Ответ последовал такой: «Мы понимаем. Это может продолжаться бесконечно. А если завтра опять кто-то пожалуется, опять решение суда? Но это земля города, и город должен следить за своей территорией. Законом запрещено захоронение биологических отходов, значит, сегодня возможна только утилизация путем сжигания».

Животные – тоже люди!

Так - то оно так, против закона не пойдешь. Но он не делает разграничений между трупом больного, бездомного животного и домашнего, за которым постоянный уход. Мы решили поговорить с представителями общества защиты животных, чтобы узнать их точку зрения на текущую проблему и понять, кто может быть захоронен на этом кладбище. Ведь они сталкиваются со смертями друзей наших меньших ежедневно.

«Нужно понимать, что бездомные животные, находящиеся в приюте, конечно же, утилизируются, а не закапываются. Мы сдаем их в клиники, а оттуда их уже забирают в печи. Мы же не хороним на том кладбище бездомных животных, и не выкидываем труп животного, который чем-то болел, на помойку, чтобы кто-то заразился. А там похоронена всего лишь тысячная часть», - поделилась с нами Алеся (фамилию попросили не указывать), вологодский зоозащитник. И в самом деле, вероятность того, что там захоронены какие-то инфицированные, серьезно больные животные, очень мала. Если человеку не безразлична судьба его питомца даже после смерти, можно себе представить, какой уход ему оказывался при жизни. Не исключено, что те, кто похоронен в этом злополучном месте, посещали ветеринара чаще, чем мы с вами врачей. «Раз человек так поступил, значит у него отношение к этому животному, как к члену семьи. И это не огромная территория, это маленький участок, почти за городом. Я не думаю, что оно разнесется дальше оттуда. Там нет ни жилых помещений, ничего, чему оно могло бы помешать, и старое человеческое кладбище рядом», - возмущается Алеся. И в самом деле, ну нарушили люди правила, ну захоронили несколько десятков своих домашних животных, а суд приписывает не просто ликвидировать могилы, а еще и рекультивировать землю под ними. Хотя даже доказательств никаких, кроме надгробных табличек, нет. Кто знает, может, там захоронен как раз прах. И в первую очередь это жестоко по отношению к тем, кто сделал эти захоронения, поставив памятники, организовав могилки с оградами и цветам. Можно себе представить отношение этих людей. Они явно были уверены, что никто не потревожит это место, создав его по соседству с человеческими захоронениями.

«У меня сейчас мама очень расстроилась, я ей позвонила и сказала об уничтожении кладбища. В мае умерла наша кошка. Вот сами подумайте, почему я должна свою кошку сдавать на утилизацию человеку, с которым мы боремся как зоозащитники. Но мы люди здравые, мы же не пошли у дома копать, и нигде не выкинули, чтобы портить землю. Мы услышали, что есть такое кладбище. Поймите, у мамы умерло ее любимое животное, которое жило с ней 13 лет. Естественно, она сказала, что не хочет, чтобы кто-то забирал кошку и где-то там сжигал. Она сказала: «Я просто хочу ее похоронить». И хорошо, что есть такое кладбище, мы поехали и похоронили. А если кладбище закроют, люди будут хоронить в других местах: у домов, по городу, в деревнях, на трассе. Или вообще оставлять на улице, что нанесет больший вред и земле, и окружению» - говорит Алеся.

Куда деваются трупы животных?

Сейчас ситуация в городе такова, что если ваше животное заболело, помочь ему ничем нельзя, и вы соглашаетесь на эвтаназию, ветеринарная клиника после усыпления сдает трупы на утилизацию организации, которая занимается отловом бездомных животных. Зоозащитники рассказали, что есть в области всего один такой человек, у которого заключены договоры на платную утилизацию из вологодских ветеринарных клиник. Но это не такой крематорий, о котором рассказывают иностранные брошюры, а скорее всего еще советская печь для сжигания трупов. Нам не оставалось ничего иного, как найти этого человека и узнать его взгляд на сложившуюся ситуацию. Им оказался руководитель службы по отлову бездомных животныхНиколай Павлович Полищук. Утилизация трупов животных,и действительно, оказалась еще одним направлением деятельности его организации. Но и у нихимеются свои проблемы. «Честно сказать, мы просто устали. Это неблагодарная и неоплачиваемая работа, потому что прибыль получают ветклиники, которые проводят эвтаназию, но не делают грязной работы. Это не золотое дно, как может представляться. Если сравнивать с захоронениями людей, то тут денег нет вообще», - делится Николай Полищук.

«Золотой» крематорий

Пользуясь случаем, мы решили понять, реальна ли перспектива появления частного крематория и кладбища для домашних животных в Вологде. Ведь Николай Павлович на сегодняшний день единственный в городе человек, имеющий непосредственное отношение к этой сфере. «Тут нужны инвестиции, нужна земля, а я не думаю, что население города Вологды способно оплачивать данный вид услуг. Мы ведь занимаемся и, так называемой, индивидуальной кремацией с выдачей праха владельцу, но это может быть 1 или 2 раза в месяц, и то не всегда. Стоит это у нас от 2 до 4 тысяч рублей. Недорого, если сравнивать с Москвой или с Ярославлем. Подобный бизнес дорогой.Эвтаназия, хранение, утилизация, - это все далеко не бесплатно. В Москве и Ярославле помимо крематория есть место для захоронения, так называемая «аллея». Кладбище разделено по зонам, захоронения производятся в соответствии с ценовой категорией, которую выбрал владелец животного. Это правильно: и законно, и подконтрольно, и деньги может приносить владельцу бизнеса. Но наш город к этому, я думаю, еще не готов». Готовы или нет вологжане, вопрос неоднозначный. Кто-то кричит, что уже давно пора, а кто-то считает, что деньги в этом деле тратить ни к чему, если можно просто закопать, как это делали испокон веков. Как бы там ни было, но крематорий и кладбище при нем,исходя из законов и правил, -единственный выход. Так хотя бы власти смогут запрещать стихийные захоронения обоснованно, объясняя, что есть законная альтернатива. А уж кто готов будет заплатить, а кто нарушить закон, -личное дело каждого. Хотя сумма нужна огромная для организации подобного бизнеса. Николай Полищук смотрит на это пессимистически. «Если ставить на поток, как в больших городах, нужны условия. Во-первых, деньги, инвестиции, нужно покупать крематор, который на данный момент в Германии стоит 5 млн. рублей. Но он не окупит себя никогда. Во-вторых, необходимо найти место: во дворе ведь не поставишь трупосжигательную установку. А мест таких вокруг Вологды единицы, да и ценовая политика аренды земли тоже улетает в космос. Поэтому я пока для себя выхода из данной ситуации не вижу».

И опять мы зашли в тупик: и кладбище наше ликвидируют, и нового никто не откроет. Но ведь на том же Западе люди нашли решение и не видят в этом никакой проблемы уже не одну сотню лет.

Тем временем на Западе

То, что в России, занимающей первое место в Европе и пятое место в мире по количеству домашних питомцев, не распространены ритуальные услуги для животных, удивительно. Ведь первое в мире коммерческое кладбище животных появилось еще в далеком 1896 году. Открыл его американский врач-ветеринар Сэмюэль Джонсон. Это старейшее кладбище недавно было признано историческим, и стало первым кладбищем домашних животных, внесенным в Национальный реестр исторических мест США. Сейчас на кладбище «Хартсдейл» захоронено около 75 тысяч домашних животных и около 700 их владельцев. Да-да, у нас стоит вопрос, где и как хоронить животное, а в Нью-Йорке еще в начале прошлого века вместе с животным было разрешено и погребение человека. Но, конечно же, праха.

Впрочем, никаких трудностей не представляет погребение питомцев на любом из кладбищ любого города в США. Сегодня там существует более 600 специализированных кладбищ домашних животных. В германии их больше 200, а во Франции около 150. «Кладбища домашних животных есть во многих городах, но не во всех. А у кого есть дом, они хоронят на своей территории», - рассказала нам жительница Франции Виктория.

Вообще в Европе и Америке отношение к этому вопросу другое – какое-то более человечное, что ли. Животные могут присутствовать на службах в храмах, а похоронные процессии для них порой не уступают по размаху человеческим. В одном журнале как-то была история про овчарку, прослужившую в полиции 15 лет. И когда она умерла, к ее могиле возложило букеты роз не менее сотни(!) полицейских, знавших и любивших четвероногого коллегу.

Конечно, захоронения там обходятся очень дорого, по нашим меркам, от 400 до 3 000 долларов. Ведь услуги, предоставляемые хозяевам умерших животных те же самые, что были бы для человека.

Вологда пока что на подобное не претендует, но вот взять на заметку кладбище в Финляндии можно. О нем в своем ЖЖ написал один блогер: "Небольшой участок в пригороде, тележка с лопатой, лейка, бочка с водой и мусорка - это все, что необходимо для работы кладбища домашних животных. И никаких заборов, охраны, огромных монументов, ритуальных комплексов с кремацией, стрижкой газона, регулярной протиркой надгробных плит и ежегодной арендой места в 10 тысяч рублей. Всего лишь один звонок в специальную службу - и участок с полуметровой ямкой в вашем распоряжении на 20 лет с последующим продлением еще на 20. Требование только одно - животное должно быть завернуто в материал, который легко разлагается". Такой вариант был бы просто идеальным для нашего города: и под контролем, и жителям доступно - без «хрустальных гробов» из Америки.

Утилизация и рекультивация

Мы не знаем, каким способом будет исполняться предписание суда. Но слова звучат страшные. Мнения высказываются разные среди тех, кто озадачен ситуацией. Но все сходятся лишь в одном, надо поберечь чувства хозяев.

«Конечно, все это с точки зрения властей незаконно и не нравится местным жителям, но жившие вместе с нами питомцы заслужили того, чтобы быть похороненными по-человечески, а не на помойке в коробке из-под обуви. Никого чувства людей не интересуют, которые к этим животным относятся, как членам семьи. Мы по своим животным из приюта плачем, но дальше двигаемся и спасаем, у нас деятельность такая благотворительная. А ведь люди-то потом годами не заводят животных, такую боль им приносит смерть. Похоронили и все, ходят к нему на могилку», - делится Алеся.

«Как тут будут решать этот вопрос, честно сказать, не знаю, и что посоветовать хозяевам, которые там похоронили и поставили даже памятники, тоже. Люди, получается, ведь относились соответственно к своим питомцам. Я считаю, что нужно понимать, что это целое кладбище, и найти наиболее гуманный способ для того, чтобы никого не травмировать. Это ведь не клумбу с цветами перепахать. Естественно, останки никто доставать не будет. Хотя слово «рекультивация» само по себе подразумевает страх для владельцев этих могил. Я думаю, что это все будет равняться и засыпаться реагентами, не думаю, что там еще что- то сделать можно», - рассказал нам Николай Полищук.

Эпилог

В заключение хочется обратиться, во-первых, к тем, кто, будет заниматься ликвидацией. Законы законами, нарушать их нельзя, но мы все люди и можем проявить хоть каплю человечности в любой ситуации. Там не так много могилок, чтобы перекапывать пол леса бульдозерами. Людей, которые сделали захоронения, нужно предупредить, пусть уберут памятники, если посчитают нужным. Читая решение суда, представляются страшные картинки из апокалипсиса: перерытая земля, выкорчеванные с корнем деревья, сброшенные в кучу оградки, детские игрушки, таблички с именами питомцев. Вася, Рей, Барсик, Джек… и спецтехника. Надеюсь, это лишь плод нашей фантазии, который никогда не станет реальностью.

И прежде чем уничтожить это место, никому не мешавшее более 15 лет, стоит решить вопрос, а что делать тем, кто не готов выбрасывать на помойку труп своего животного. И чтобы через год не пришлось одной стороне судиться и тратить деньги на уничтожение, а второй испытывать боль и горе от повторной утраты своего любимца, необходимо искать решение. Возможно, стоит обратиться к примеру Финляндии, или все же искать инвестиции в крематорий. Ведь на Западе его решили, а что же мы? А у нас пока что, как у Виктора Гюго: «– Счастливы животные – они не рискуют попасть в ад.– Они и без того в аду…».

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах