Двухколесные: жертвы или нарушители?

Байкеры и велосипедисты открыли очередной сезон, сопровождающийся ежегодными скандалами вокруг аварий

Сотрудники ГИБДД призывают водителей транспортных средств проявлять взаимоуважение. Нарушение скоростного режима, пренебрежение ПДД, невнимательность – и это неполный список претензий, предъявляемых оппонентами друг к другу. Кто виноват из них, кто прав,— судить не нам.

Байкеры и велосипедисты открыли очередной сезон, сопровождающийся ежегодными скандалами вокруг аварий
Фото: ВОЛОГДА.РФ

Каждый год байкеры, устраивая акции в России, требуют к себе уважения и напоминают, что в ДТП автомобилистов защищает машина, а мотоциклист один на один с дорогой. С этим можно согласиться. Но насколько кто-нибудь вправе требовать к себе уважения, если сам нередко демонстрирует на дороге полное безразличие к безопасности?

Автомобилисты не привыкли к мотоциклистам, а за зиму вовсе забыли об их существовании. Да что там, сами пешеходы нередко вздрагивают, когда мимо пролетает спортбайкер, обращая на себя внимание прохожих. За 5 месяцев текущего года на дорогах Вологодской области произошло 9 ДТП с участием мотоциклов, в которых 10 человек получили травмы. В трех авариях виновными признали водителей двухколесного транспорта.

Сравним с прошлым годом. За такой же период на дорогах Вологодчины произошло 8 аварий с участием мотоциклов, в результате которых 10 человек были травмированы. В четырех ДТП усматривается вина водителей двухколесного транспорта. За весь 2017 год: 59 аварий с участием мотоциклов, 4 человека погибли, а 68 отделались травмами разной степени тяжести. При этом 36 ДТП случились по вине водителей двухколесного транспорта. Для мотоциклиста даже небольшое столкновение может привести к смертельному исходу.

Без вины виноватые?

Как правило, в большинстве ДТП, где столкнулись автомобилист и мотоциклист, виноватым признается водитель машины. Так, в начале июня серьезные травмы получил мотоциклист в аварии на мосту 800-летия в Вологде. По словам очевидцев, водитель одного из автомобилей «вытолкнул» мотоциклиста на встречную полосу. Мужчина просто не заметил двухколесное транспортное средство при перестроении, и в итоге мотоциклист врезался в машину. После удара байкер оказался под автомобилем, оттуда его вытащили очевидцы ДТП. С тяжелыми травмами его доставили в больницу. Слух об этой аварии донесся до всех мотоциклистов города. Они были в недоумении, когда увидели фотографии мотошлема после ДТП, который был изготовлен из непрочного материала. И если бы мотоциклист позаботился о качестве своей экипировки, то, возможно, исход ДТП был бы не таким плачевным.

Не доехали до Крыма и вологжанин Михаил со своей спутницей. В конце мая около 6 часов утра они убрали вещи в кофры и двинулись на мотоцикле в Ярославль. Майский теплый ветер сопровождал молодых людей несколько часов, и ничто не предвещало беды. До Москвы оставалось 100 километров.

«Едем по автомагистрали, в левой полосе со скоростью 100 километров в час, встречное направление разделено отбойником, и вдруг поперек дороги «из ниоткуда» появляется серебристый микроавтобус, до которого остаётся метров 30. Передние и задние тормоза уже нажаты со всей силы, но мотоцикл, пусть и замедляясь, едет в бок автомобиля, - рассказывает мотоциклист. - Очухиваюсь минут через пять, лёжа на асфальте, визор шлема залит кровью из носа, рядом, приходя в сознание, сидит моя девушка. На дороге лежит разбитый мотоцикл (ущерб оценивается примерно в 900 тысяч рублей), все три кофра валяются на дороге, на месте уже и ГАИ, и машина «скорой помощи». Врачи диагностировали нам сотрясение мозга, ушибы, а у меня до кучи оскольчатый перелом лучевой кости со смещением. Оказалось, что за рулем микроавтобуса ехал мужчина 1938 года рождения, который решил развернуться в технологическом проезде. За его автомобилем ехала служебная машина ДПС, инспекторы кричали ему, что разворот в данном месте запрещен».

Дорожная стратегия

Непредсказуемость, чувство свободы и эйфория... В основном люди используют мотоциклы не с целью передвижения, а для получения адреналина. И когда их спрашивают, не боятся ли они разбиться на своем «железном коне», байкеры уверенно заявляют, что с ними этого не случится, поскольку многие рассчитывают на удачу. С одной стороны, мотоциклисты значительно разгружают пробки в летний период, с другой – подвергают себя и других участников дорожного движения опасности.

Марк Петров, мотоциклист:

«Я считаю, что аварийную ситуацию чаще всего создают байкеры. Мотоцикл сам по себе провоцирует человека спешить, нарушать правила. Основная цель покупки мотоцикла – ты можешь не стоять в пробках, быстро добираться до нужного пункта. Самая большая проблема в том, что автомобилисты не ожидают увидеть мотоциклиста. Соответственно, возникают аварии. Даже хорошая мотоэкипировка работает на небольших скоростях. Практически все мотоциклисты являются автомобилистами, поэтому отношение мотоциклистов к автомобилистам лучше, чем наоборот. Зимой байкеры ездят на машинах.

Если учитывать специфику нашего региона, то в зимний период климат здесь достаточно холодный. Мотоцикл приобретается не как средство передвижения, а как хобби, которое совмещает в себе приятное с полезным. Сюда входят общение с другими байкерами, возможность путешествовать. Это как увлечение сноубордом, лыжами и другими видами спорта».

Иван Богданов, мотоциклист:

«Основная проблема в том, что в Вологде узкие улицы. Автомобилисты не привыкли видеть такого участника движения, как мотоциклист: три четверти года мы их не видим в виду климатических особенностей региона. Хочется обратить внимание, что в Вологде большинство мотоциклов - спортбайки. Это та техника, на которой невозможно ездить спокойно. Вологжане до 30-ти лет предпочитают ездить побыстрее, погромче, чтобы все слышали. Люди постарше предпочитают размеренную езду на чоперах, туристических мотоциклах. Проезжая пробку, мотоциклисты при любом перестроении автомобиля рискуют попасть под его колеса по невнимательности владельца машины. Если бы все мотоциклисты ездили в рамках ПДД, соблюдая скоростной режим, аварий было бы значительно меньше.

На самом деле практическая польза от покупки мотоцикла – сомнительное вложение. Во-первых, это лишние расходы. Во-вторых, опасность, которой ты подвергаешь себя каждый раз, даже выезжая в магазин. По стоимости это хобби сопоставимо с любым активным видом отдыха. Мотоцикл дарит уникальное ощущение свободы.

Мотоциклисты сплоченнее автомобилистов. Если байкер отправился в далекое путешествие, велика вероятность, что мимо проезжающие мотоциклисты в трудной ситуации обязательно ему помогут, не оставив попавшего в беду на обочине. В мотоциклетной субкультуре есть свои правила: как гласные, так и негласные. У каждого мотоклуба они хоть и похожи, но могут различаться. Допустим, какие-то из них принимают в свои ряды мотоциклистов, которые владеют только японской техникой. Есть и негласные правила, которые соблюдает каждый член данной субкультуры. В частности, это взаимопомощь».

Евгений Каракулин, автомобилист:

«В городе нет полосы для мотоциклистов, им поневоле приходится маневрировать, тем самым создавая аварийную ситуацию. Я стараюсь держаться правее, чтобы мотоциклисту дать право проехать.

Кроме того, раньше было так: инспекторы останавливали нарушителя, а потом увозили в ГАИ. Мало того, что он должен был заплатить штраф, так его обязывали идти на пересдачу за какое-либо несоблюдение правил. Сейчас все по-другому: байкер получил права, пренебрег ПДД, его остановили, оштрафовали. И он поехал дальше».

Любители мототранспорта часто попадают в ДТП из-за несоблюдения очередности проезда, дистанции, несоответствия скорости конкретным условиям движения: по встречной полосе и между рядами, из-за неиспользования сигналов поворота при перестроении.

На территории Вологодской области зарегистрировано 38980 двухколесных транспортных средств. При этом владельцев – 36086 человек, среди которых 4745 собственников не имеют права на управление транспортными средствами данной категории.

Следует отметить, что одним из путей снижения уровня смертности среди водителей и пассажиров мототранспорта является обязательное ношение мотошлема, уверены специалисты. Использование качественного защитного шлема в случае ДТП может сократить риск получения смертельных травм на 40%, а тяжелых – более чем на 70%.

С учетом наступления весенне-летнего сезона сотрудниками Госавтоинспекции проводится ряд мероприятий в целях недопущения роста аварийности, профилактики правонарушений, совершаемых водителями скутеров, мопедов и мотоциклов. Специалисты обращаются и к водителям автомобилей: будьте внимательны к «братьям меньшим», пользуйтесь указателями поворота и зеркалами.

Мотопробег с медведем

Мотоциклисты всегда привлекают к себе внимание. Другое дело, как это делать. Одни на высоких скоростях ездят по центру города, другие, порядочные, участвуют в городских мотопробегах, приуроченных к праздничным мероприятиям.

Вологжане нередко становятся свидетелями массовых мотопробегов в Вологде. В прошлом году необычным участником мероприятия стал медведь Тим. Он уже объездил Архангельск, Северодвинск, Каргополь и другие города Северо-Запада.

«Сел на мотоцикл с первого раза. Это цирковой медведь, и он знает свое дело. Ему 22 года. С самого раннего возраста я дрессирую его. Тим – послушный и дисциплинированный. Мы понимаем друг друга с полуслова», – рассказал пресс-службе администрации города дрессировщик Павел Вякин.

Колонна байкеров на протяжении всего пути не превышала скоростной режим и ехала со средней скоростью в 20 км/ч.

«Мотопробеги в нашем городе проводятся достаточно часто. Каждое лето, как правило, устраивают по одному-два пробега. На протяжении всего маршрута за пробегом следит наряд дорожной инспекции, который оценивает дорожную обстановку и устраняет причины заторов, если они появляются», – говорит инспектор ГИБДД Никита Василенко.

В первый день мая текущего года в Вологодской области стартовал победный мотоагитпробег «Победа-2018», в который отправились студенты, выпускники и сотрудники Вологодской государственной молочнохозяйственной академии имени В.Н. Верещагина.В общей сложности они преодолели свыше 1200 километров. После торжественного старта в селе Молочном бойцы посетили Кадуй (1-2 мая), Бабаево (3 мая), Чагоду (4-6 мая), Устюжну (7 мая), Шексну (8 мая) и вновь вернулись в Молочное в День Победы.

«Уже 43 года в Вологодской области проходит мотоагитпробег «Победа». За это время участники совершили более 30 выездов и побывали во всех районах», — отметил заместитель Губернатора, начальник Департамента внутренней политики Евгений Богомазов.

12 июня 2018 года более сорока байкеров отправились в мотопробег по Вологде с российскими флагами. С замиранием сердца вологжане ждали приезда мотоциклистов на площади Возрождения. Они вместе с волонтерами выстроили надпись – хэштег «МыРоссия». Участники праздника, собравшиеся в центре города, увидели надпись, созданную с помощью техники, на большом экране на площади Революции. Присоединился к патриотическому мероприятию и мэр Вологды Сергей Воропанов. Цель акции – показать единство народа.

Таким образом, взаимоуважение на дороге – залог безопасности. Соблюдение ПДД помогут не только избежать неприятностей на дороге, но и сохранить свое здоровье и жизнь.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26 от 20 июня 2018

Заголовок в газете: Мертвая зона непонимания

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру