Что обрел всемирно известный живописец на вологодской земле?

Александр Васильевич Пантелеев – признанный мастер промышленного пейзажа, театральный художник, график. Автор работал в жанрах пейзажа, натюрморта, сюжетно-тематической картины

Когда мы исследуем творчество какого-либо деятеля искусства, обращаем внимание, как рука талантливого мастера создает работу, наполненную душевными переживаниями. Монументальное сочинение гения рассказывает нам об эмоциональном накале и внезапно нахлынувшем вдохновении, раскрывает таинственный внутренний мир. На территории Вологодской области жили и творили лучшие специалисты: художники, поэты, ученые и другие деятели. Каждый из них оставил след в истории родного края, страны и всего мира.

Александр Васильевич Пантелеев – признанный мастер промышленного пейзажа, театральный художник, график. Автор работал в жанрах пейзажа, натюрморта, сюжетно-тематической картины
Фото: www.booksite.ru

Современные вологжане особенно интересуются деятельностью исконно вологодских авторов, однако лишь немногие знают о тех талантливых людях, которые приехали на территорию Вологодской области из других регионов страны. Эти деятели искусства внесли неоценимый вклад в историю и в формирование культуры Вологодчины. Например, к ним относится Александр Васильевич Пантелеев – признанный мастер промышленного пейзажа, театральный художник, график. Автор работал в жанрах пейзажа, натюрморта, сюжетно-тематической картины.

Русский Север начался в жизни Пантелеева давно. Несмотря на то, что будущий гений появился на свет в городе Великие Луки Псковской области, его мать родилась в Устюжне. Родители Саши работали в различных театрах страны и постоянно находились на гастролях. Со своими постановками актеры посетили многие районы Вологодской области. В то время, когда Василий Васильевич и Екатерина Александровна работали, пятилетний Александр и его сестра Марушка гостили под Устюжной у своего крестного отца. Сам художник часто вспоминал, что время, проведенное в глубинке, походило на сказку. Здесь ребята резвились на бесконечных полях, собирали уникальные ромашки, отдыхали под тенью громадных деревьев.

Жизнь Александра Васильевича сложилась так, что ее половина прошла в Уфе, однако пейзажи Вологодчины оставили неизгладимый след и в какой-то степени повлияли на формирование художественного вкуса будущего гения. Именно тогда у маленького Саши прививалась любовь к пейзажным зарисовкам. В 1948 году Александр Пантелеев поступил в Башкирское художественное училище, которое с успехом окончил спустя 5 лет.

После получения диплома Александр Васильевич работал учителем черчения в средней школе. Через три года Пантелеева приняли в Союз художников СССР, а в 1958 году мастер занялся оформлением спектаклей в уфимских театрах. Деятельность Александра Васильевича как театрального художника принесла ему мировую славу.

В уральский период Пантелеев создавал эскизы декораций к операм "Хованщина", "Снегурочка", "Руслан и Людмила". Придумывал работы к балетам "Бахчисарайский фонтан" и "Ромео и Джульетта". Позднее в Вологде художник оформил спектакль областного театра "Дон Карлос" по драматической поэме Ф. Шиллера. Многие эксперты отмечают, что у Александра Васильевича довольно рано сформировалось неформальное, очень индивидуальное отношение к задачам искусства.

Сам художник иногда называл созданную живопись "косоугольной". Он говорил, что пишет «холодно, страстно, апокалипсично». Творчество Пантелеева обращено не только к чувству, но и к разуму. Александр Васильевич почти не рисовал живую натуру. Автор конструировал обобщенные символы из предметов и мотивов природы. Зачастую представлял их драматически-тревожными. В своих работах художник размышлял о судьбе, многовековой истории и верованиях человечества.

Пантелеев страстно увлекался новыми ритмами крупных строек, заводов и фабрик. Автора манила романтика переустройства мира. Иногда он чувствовал себя более смело и комфортно в окружении различных вещей и механизмов, на фоне высоких гор, холмов, бездушных дорог и заводских башен. Некоторые работы Александра Васильевича до сих пор воспринимаются критиками как символ обновления в российской культуре поколения "шестидесятников".

Когда Пантелеев начинал работать над полотном, он делал многочисленные зарисовки и этюдные наброски. Художник не стремился быть документально точным в изображении выбранных сюжетов. Он старался подчеркнуть образную сторону индустриального объекта. Автор считал, что для создания чего-то стоящего необходимо найти единство пластического и пространственного решения. Когда Александр Васильевич делал бесчисленное множество карандашных набросков, старался найти наиболее выразительную точку. В итоге художник отыскивал самый оптимальный композиционный вариант, в котором мог выразить сложившийся замысел.

***

Летом 1976 года Пантелеев переехал в Вологду, где провел последние четырнадцать лет своей жизни. В провинциальную глубинку Александра Васильевича пригласил тогдашний председатель организации Союза художников Владимир Корбаков. Спустя пару лет художник купил старинный дом в деревне Красная Кирилловского района, неподалеку от Ферапонтова. Здесь автор написал лучшие северные пейзажи.

«Вологда встретила меня мягким июнем, свечением белых ночей, влажными северными ароматами, белокаменными церквями и прекрасными строениями из дерева, причудливо украшенными резьбой. Меня ласково окружили мелкие перелески, ручьи, голубые льны, пики серебристых елей, тихоструйные речки, да синие озера. Северная земля, ее облик, ее города и деревни стали новой темой, они приобщили меня к русской культуре, подсказали новые пластические решения и художественные идеи», - описал в 1981 году свои впечатления автор.

В искусстве Пантелеева вологодского периода произошли значительные изменения. Александр Васильевич создавал новые мотивы, которые основывались на собственных ощущениях. Художник стал гораздо мягче и лиричнее. В это время новоиспеченный вологжанин побывал за границей, где познакомился с лучшими работами классического и современного искусства Запада.

В Вологде Пантелеев впитывал в себя духовное и художественное наследие Древней Руси, прекрасно сохраненное в городах и музеях области. Более десяти лет Александр Васильевич возглавлял областную организацию Союза художников. Кроме того, он являлся организатором большой серии смелых и необычных выставок, творческих встреч.

Пейзажи художника 1980-х годов наполнялись светлым покоем умиротворения и тишиной сельских просторов. Автор создал триптих "Деревенские мотивы". В своей работе он разрабатывал типичные мотивы народного быта: лоскутные одеяла, плетеные половики, старое дерево больших изб, полевые цветы, самовары, скот. В эти годы Пантелеев написал множество больших панорамных пейзажей, относящихся к "Временам года". Особенно волновал художника в созданной тетралогии торжествующий июльский зной, сказочная красота зимнего снега.

Вологодская земля дала Александру Васильевичу новый импульс для решения индустриальной темы. Так, Череповец стал для автора своеобразной творческой лабораторией. На крупнейших химических и металлургических заводах он продолжал работу над созданием индустриальных полотен.

Пантелеев как-то поделился впечатлениями о своих поездках в город металлургов: «Здесь я увидел силуэты промышленных громад, невиданные сооружения, властно вкоренившиеся в землю, в луга, пашни, в берега рек и рощи. Эти детища эпохи, созданные рукой человека, свободно, по-хозяйски шествовали по природе. На заводе я попал в фантастический ларибинт расчетов, вычислений. Меня окружили стекло-бетонно-алюминиевые пространства современного сооружения, накопителя удивительных знаний и труда. Я оказался загипнотизированным его загадочностью, он манил своей необъяснимостью, своими тайнами. Осторожно вступал в это пространство и двигался по кубам, шарам, цилиндрам, по стенам, цехам, конвейерам». На череповецких предприятиях Александр Васильевич работал очень долго и увлеченно. На заводах он создал серию произведений, которые прославляют труд человека, его разум и вдохновенный поиск нового.

Художник много путешествовал по районам Вологодчины. Он изучал непривычные ритмы пейзажа, наслаждался красотой и эпическим раздольем вологодской земли. На позднее творчество автора большое влияние оказала местная архитектура – двухэтажные особняки с колоннами арками, строгое убранство интерьеров городских усадеб. Все это заставило Александра Васильевича заново приобщиться к наследию русской культуры XIX века.

Поздние годы Пантелеева были омрачены неизлечимой болезнью. 22 января 1990 года он положил последний мазок на картину. Финальная работа вошла в список произведений под соответствующим названием: "Последняя картина". На полотне автор изобразил трех женщин, которые выступали как символы возрастов жизни, милосердия и памяти.

31 июля 1990 года художника не стало. Александр Васильевич прожил 58 лет, 14 из них трудился на территории Вологодской области. Он был популярен еще при жизни. Работы художника размещались на лучших выставках как в России, так и за рубежом. Сегодня Пантелеев имеет самый высокий профессиональный рейтинг среди художников Вологодчины.

***

В честь знаменитого вологодского живописца в областной столице открылся мемориальный музей. Мастерская расположилась в одноэтажном кирпичном особняке постройки конца XIX века на улице Козленсой, д. 4. Именно здесь Пантелеев работал с 1981 года. До этого здание принадлежало Вологодской типографии и использовалось как цех цинкографии.

Сейчас музей занимает две просторные комнаты, которые обставлены антикварной мебелью. Кроме творческого наследия А. В. Пантелеева, здесь хранятся его книги, коллекция пластинок, предметы прикладного искусства, подарки художнику. Особый интерес для туристов представляет живописный инструментарий Александра Васильевича.

Кроме выставок, посвященных творчеству Александра Пантелеева, сотрудники музея организуют экспозиции известных художников. Здесь размещаются вернисажи тех авторов, которые не получили должного признания. В здании мастерской проводится ежегодная выставка молодых художников Вологды «ШИРЕ КРУГ».

Музей является местом литературных и творческих встреч педагогов, ветеранов культуры и образования, городского и областного общества книголюбов, киноклуба Т. Н. Кануновой, литературного объединения «Ступени», клуба вологодских коллекционеров. Мастерскую посещают студенты, школьники, воспитанники детских садов.

Окунуться в мир творчества знаменитого художника Александра Пантелеева может любой желающий. Находясь в мастерской, почитатели таланта гениального живописца будто листают страницы его романтической жизни, знакомятся с лучшими его работами. Дом Пантелеева каждый год собирает большое количество любителей прекрасного. Все больше вологжан и туристов увлекаются творчеством уникального автора.

Посмотреть на экспозиции художника можно и в арт-галерее «Красный мост». Выставки, посвященные творчеству вологодского Пикассо, проводятся довольно часто. В ближайшее время в мемориальной мастерской художника А. В. Пантелеева откроется вернисаж с работами уникального живописца. Так, с 7 апреля в музее разместятся лучшие работы автора в рамках выставки «Живопись и графика в творческом наследии Александра Пантелеева».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №18 от 25 апреля 2018

Заголовок в газете: Северный «Пикассо»

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру