Количество детей-сирот в Вологодской области с каждым годом увеличивается

Судьба сирот: лучше жить или выживать?

07.03.2018 в 18:24, просмотров: 903

Как много значат для каждого человека слова «материнская любовь». Сколько трепета, нежности, ангельского терпения, любви отдают покровительницы своему ребенку в течение всей жизни. Но есть те, кому эти слова покажутся чужими и неправдоподобными. Выходцы из детских домов поднимут заплаканные глаза и скажут: «Мне никто не нужен».

Количество детей-сирот в Вологодской области с каждым годом увеличивается
фото: МК в Вологде

К сожалению, в мировоззрении людей феномен «детского дома» во все времена воспринимался как данность. Для решения проблем детской беспризорности в Российской Империи создавалось огромное количество приютов и воспитательных домов. После Октябрьской революции система таких учреждений была реорганизована.

Одним из известнейших педагогов начала 30-х годовXXвека был Антон Семёнович Макаренко. Он разработал программупо воспитанию молодого поколения, которая сталаодним из главных инструментов работы с бывшими беспризорниками. Новая система противоречила традиционным идеям образования в СССР и с 1960 года лишилась своей значимости. Приоритетным для ликвидации программы стало нарушение действующего законодательства, которое запрещало эксплуатировать детский труд.

В 1990 году в России насчитывалось порядка 500 детских домов, но уже в 2004 году их количество увеличилось почти втрое. Общее число государственных учреждений, занимающихся воспитанием сирот, составляло порядка 1,4 тысяч заведений. Спустя три года в России цифра поднялась до 748 тысяч детей-сирот.

На данный момент в стране уделяется большое значение вопросам социальной адаптации выпускников детских домов. С одной стороны, термин рассматривается как процесс активного приспособления юношей и девушек к жизни в обществе, с другой – это результат направленных действий специалистов, обеспечивающих социальное приспособление. Таким образом, уровень подготовленности сирот к жизни в обществе является показателем эффективности работы воспитательного учреждения.

Некоторые современные практики говорят и о большом потенциале в области решения проблем с социальной адаптацией. В частности, сюда относится опыт самоорганизации выпускников детских домов. О дальнейшей жизни ребят, проводивших детство в стенах государственного учреждения,можно узнать по информации, размещенной в сообществах некоторых социальных сетей, а также на специализированных сайтах.

Сколько еще испытаний ляжет на плечи брошенных ребят?Невыносимо больно наблюдать, когда мальчики и девочки, лишенные родительской заботы, смотрят на этот несправедливый мир открытым, но уже«потухшими» глазами. Вероятнее всего, счастливая жизнь в любящей семье может являться им только во снах. Каждый должен иметь хоть малую долю сострадания и терпимости по отношению к своим близким.

Многие люди совершенно забылио термине «толерантность».Не важно, чтосудьбы, менталитет и характеры людей различаются, мыдолжны оставаться людьми в любой ситуации. Но часто оказывается, чтов современном обществемного эгоистов. Пугают истории, когда приемных детей привлекают к рабскому труду или просто убивают. Не лучше и те ситуации, в которых сирот берут на попечение в семью, а потом, наигравшись, вновьвозвращают в детские дома. Взрослые, порой, оказываются хуже детей.

Одни забираютребенкаиз приюта на воспитание ради материальной выгоды, другие тешат свое самолюбие, думая, что они совершили благородный поступок, когда взяли сироту. Кто-тождет момента, когда новый член семьи сделает что-то выдающееся, за что его и полюбят.Бедные дети, никогда не знавшие родительской ласки и совершенно не приспособленные к жизни в социуме, сталкиваются с подобными ситуациями ежедневно.

***

Многие из тех, в чьей памяти навсегда остался запах приюта, обретя «свободу» не знают, как распорядиться своей судьбой. В детстве их сопровождали работники воспитательного учреждения, по долгу службы исполнявшие роли наставников. Однако рядом у воспитанников не было того человека, который мог бы защитить мальчиков и девочек, не говоря о том, что он мог бы готовить им самый вкусный завтракилипомогать с ведением домашних дел.Безразличное отношение к воспитанникам приюта способствует к накоплению негативных мыслей. С течением времени ребята становятся озлобленными, раздражительными, «чужими» для общества.

Однажды я увидела подругу моей соседки, которая провела часть детства в доме-интернате. После этой встречи долго не могла забыть ее выражение лица: она была похожа на загнанного зверька и никому не доверяла. Девочка появилась на свет от молодой матери-одиночки. Некоторое время девушка-подросток водилась с младенцем, но затем сдала малышку в интернат. Таким образом, ребенок получил «удар в спину» от самого близкого человека. С тех пор девочка училась выживать в среде таких же брошенных и никому ненужных. Во время пребывания в государственном учреждении она научилась драться, ругаться и ненавидеть.

Спустя некоторое время мать все же одумаласьизабрала девочку обратно. Однако по глазам дочери видно – она не простила женщину. О какой же любви можно говорить, когда тебя предает та, которая обязана оберегать до конца своих дней? Бывшая воспитанница детского дома также приобрела двух братьев. У всех мужей горе-матери были проблемы с алкоголем.Сама же женщина не имела никакого образования. Как же эта мать справится с тремя малышами, если она не смогла воспитать и одного ребенка?

Например, время голодной войны русские женщинывоспитывали своих и чужих детей, всех принимали, как своих. Никто и не задумывался о материальном положении, о личной выгоде. Благодаря этим сильным и смелым россиянкам дети имели правильное воспитание и были опорой для своих родителей.

***

Профессор в области педагогики – Ольга Викторовна –много лет занималась воспитанием детей из школы-интерната. Фраза, которую женщина услышала от своих подопечныхв первый день работы, поразила ее. Юноша, встретивший ее в коридоре, с болью в голосе сказал: «Я Вас в первый раз вижу, но уже ненавижу». Сложно представить, как отреагировал бы любой другой человек, услышав в свой адрес подобныеслова. Но вологжанкаимелабольшой багаж знаний и опыта в вопросах воспитания сложных детей, поэтому не растерялась.Педагог поинтересовалась, откуда в голове мальчика возниклатакаястрашная мысль.

Обычно чувство ненависти появляется в результате негативного общения или совершения каких-либо неприятных поступков. Ребенок рассказалнаставнице, что предыдущая учительница их «бросила».Дети же относились к ней, как к матери, а им было страшно вновь потерять дорогого человека.Старшеклассники крайне болезненно восприняли увольнение педагога.Именно по этой причине у ребят возникло чувство ненависти ко всем взрослым «предателям».

По словам педагога детского дома, многие сироты имели агрессивный характер. Со своими коллегами женщина пыталась выяснить, откуда у сирот появилась такая озлобленность?

Одной из таких проблемных детей была Маша. Девочка постоянно ругалась с учительницей. Но откуда у малышкиможет быть столько ненависти в глазах? Оказалось, школьница не чувствовала любви. Случались моменты, когда Маша подходила к педагогу, обнимала его и говорила: «Мне очень плохо. Я написала маме пять писем, а она мне ни разу не ответила».

По словам Ольги Викторовны, воспитателя детского дома,именно по этой причине малышка вела себя столь агрессивно. Наставник решила помочь девочке. Педагог создала доброжелательную атмосферу вокруг ребенка. Маша лучше всех остальных воспитанников детского дома умела заправлять кровать. Однажды школьница увидела объявление в стенгазете, в котором говорилось о создании мастер-класса по уборке постели. После проведения акции поведение проблемной воспитанницы начало меняться в лучшую сторону. По мнению специалистов, многое зависит от того, в какие руки попадают сироты. Главное в воспитании – организация деятельности и умение наладить общение с детьми. Наша героиня показала сильные стороны девочки.

Раньше четвероклассница писала «колючим» почерком и допускала множество ошибок. Воспитатель предложила ей научиться писать аккуратно и грамотно. Малышка согласилась. Тогда преподаватель разработала программу, согласно которой школьница училась отвечать устно на всех уроках. Благодаря проведению такой работы Маша получила хорошую оценку за четверть. Наставница помогала девочке «репетировать» ответы, хвалила ее за старания. Во время занятия ученица не боялась выходить к доске, и страх постепенно исчез. В течение всего учебного года женщина подбадривала подопечную, а по итогу последней четверти поставила «четверку». Ольга Викторовна рассказала, что воспитанница старалась получить похвалу. Маша нуждалась в поддержке близкого человека, которым стал преподаватель.

Ольга Викторовна поменяла работу, однако не перестала общаться со своей любимицей. Бывшая воспитанница детского дома окончила 10 класс по педагогической направленности. Молодого педагога пригласили на должность воспитателя в детский сад и предоставили комнату. Когда у Маши стала налаживаться жизнь, про нее вспомнили многочисленные братья и сестры. Родственники девушки также провели детство в приютах, однако им не посчастливилось встретить такого чудесного педагога на своем жизненном пути. Ленивые и опустившиеся родственники «свалились» на голову хрупкой девушке, которая чудом узнала, что такое любовь. Она жалела их, мыла и кормила, оставляла переночевать в своей маленькой комнатке. Бывшая озлобленная девочка из детского дома выросла в прекрасную и добрую женщину.

Дальнейшая жизнь воспитанницы приюта сложилась удачно:девушка вышла замуж за надежного и любящего мужчину, стала мамой чудесных сыновей. Мария до сих пор не забывает Ольгу Викторовну, педагога, подарившего счастливую жизнь.Каждый праздник женщина отправляет открытки, часто звонит и спрашивает, как дела. Однажды она написала строчки, которые особенно запомнились наставнице: «Я не знаю, за что Вы меня полюбили, но я поняла одно –в то время, когда я была подростком, Вы заменили мне маму». Оказывается, это просто. Любовь – главное лекарство для искалеченной души.




Партнеры