Как жизненное горе «убило талант» в Константине Батюшкове

Поэт завещал плоды своего творчества потомкам

Пушкин называл его чудотворцем, современники высказывались о нем как о незаурядной, яркой, остроумной и мечтательной личности.

Поэт завещал плоды своего творчества потомкам

Застенчивый человек с добрым сердцем – Константин Николаевич Батюшков. Литературные товарищи поэта гордились дружбой с ним. Однако о себе Константин Батюшков был другого мнения. Остались строки из его записных книжек, где он отзывается о себе как о человеке неуверенном, постоянно пребывающем в сомнениях. Так, он пишет: «мал ростом»; «не чиновен, не знатен, не богат»; «вспыльчив, как собака, и кроток, как овечка», ничего не знаю с кор­ня, а одни вершки, даже и в поэзии». Он часто о себе высказывался с легкой иронией: «лентяй, шалун, беспечный баловень, маратель стихов».

Батюшков, вместе с Жуковским, был преобразователем стихотворного языка, то есть писал чистым, гармоническим языком. Известный литературный критик В. Г. Белинский отмечал: «Это был человек не гениальный, но с большим талантом». Его стихи отличались упругостью. Он с трепетом относился к гладкости и правильности слога. По мнению В. Г. Белинского, Батюшков сыграл огромную роль в становлении русского романтизма, который раскрыл «внутренний мир души человека». Константин Батюшков внес в русскую поэзию новый элемент: античную художественность, чуждую для поэтов до Пушкина. Он с сочувствием относился к древним, превосходно перевел несколько антологических пьес, любил образовательные искусства, со страстью писал о живописи. Константин Батюшков родился 18 мая 1787 года в дворянской семье, в разных поколениях служившей «Московскому государству мно­гую службу». В старинном роде Батюшковых значились как военные и дипломаты, так и воеводы, неподкупные прокуроры. Так, отец Константина Николаевича, Николай Львович, служил в прокурорской части, но мать свою, происходившей из «вологодских дворян Бердяевых», Батюшков почти не помнил, поскольку она заболела психической болезнью и умерла. Малолетний Константин вместе с сестрами, коих было четыре, остались без матери. Детство будущего писателя прошло в поместье Даниловском. Именно там была огромная библиотека, где юный Батюшков любил проводить время. Вскоре в 1797 году на смену домашнему воспитанию пришли петербургские пансионы. Помимо этого, мальчик не бросал и самообразование, напротив, он с жаждой читал книги, изучал языки, чтобы знакомиться в подлиннике с произведениями античной и западной культуры.

Свой первый литературный труд Батюшков выпустил в 14 лет. Это был перевод на французский язык «Похвального слова» митрополита Платона на коро­нование Александра I. А с 1802 года Константин Батюшков перебрался в дом своего дяди М. Н. Муравьева, который являлся видным деятелем культуры и отцом будущих декабристов, что оказал огромное влияние на формирование литературных вкусов Константина Батюшкова. Именно в его доме Батюшков познакомился с видными русскими поэтами, в число которых входил Г. Р. Державин, В. В. Капнист, а И. А. Крылов и многие другие. Знаменитое литературное окружение пробудило поэтический дар юноши. И вскоре выходит его первое стихотворение «Мечта», в котором идет речь об идеале независимой и свободной жизни каждого человека.

Когда Батюшков закончил пансион, то понял, что занятие творчеством без наличия средств к существованию просто-напросто невозможно. При этом покровителей, что могли «замолвить за юношу словечко», у него не было, поэтому он поступил на службу чиновником в Министерство народного просвещения.

Как поэт Батюшков дебютировал в печати сати­рой «Послание к стихам моим», которая была опубликована в московском журнале «Новости русской литературы» в январе 1805 года, а в апреле уже был избран в действительные члены «Вольного общества любителей словесности, наук и художеств». Круг друзей Батюшкова постепенно увеличивался. Так, А. Н. Радищев, Н. И. Гнедич, Д. И. Языков ценили в поэте стремление разоблачать «богатых подлецов, что наполняют свет», негодование тем, что «забыта честность» («Порок здесь цар­ствует, порок здесь властелин»).

С 1806 года Батюшков поступил на военную службу, он принимал участие в боевых действиях русской армии против Наполеона и русско-шведской войне в Финляндии, где был ранен. Получив отпуск, летом 1809 года Константин Батюшков приезжает в Хантоново. Здесь, в своем «верном приюте», к нему приходит всплеск вдохновения, на свое счастье, художник пишет «целые груды» в прозе, не один десяток оригинальных стихотворений, эпиграмм и посвящений. Специалисты отмечают, что его вольные переводы с итальянского языка превосходили оригинал. Кроме того, сатирический памфлет Батюшкова «Видение на брегах Леты» принес широкую известность автору. «В реке забвения стихов» исчезли все, кроме «ленивца» Крылова, что не стремился к бессмертию.

Вскоре Батюшкова одолевает одиночество, и он решает в начале 1810 года принять приглашение Е.Ф. Муравьевой и приехать в Москву. И не зря, ведь именно в Москве он знакомится с Н. М. Карамзиным, П. А. Вяземским, В. Л. Пушкиным. В круговороте московских развлечений он «зевал на балах богачей» (из «Прогулки по Моск­ве»). Летом 2018 года он неожиданно для всех покинул богатое остафьевское имение гостеприимного П. Вяземского и больной вернулся в родное Хантоново. Все дело в том, что в окружении состоятельных людей Константин Батюшков почувствовал «непрочность положения бедного дво­рянина без чинов и званий».

Сельская жизнь вновь «застает» поэта за усердной работой. Батюшков переводит сонеты Франческо Петрарки, пишет повесть «Предслава и Добрыня». Вскоре на некоторое время Батюшков уезжает в Вологду, правда, постоянные недуги и безденежная жизнь вынудили поэта вернуться в деревню. На протяжении всей жизни Константин Батюшков хотел быть полезным себе, друзьям, обществу. И вновь поэт в родном уголке «завален книгами и снегом», сочиняет стихи, радующие читателя, а очерк «Прогулки по Москве» получил широкое признание. О нем отзывались как об образце чистейшей русской прозы, где ярко нарисованы необыкновенные контрасты «величайшей в мире столицы, построен­ной величайшим народом».

В 1812 году Константин Батюшков уехал в Санкт-Петербург. Начавшаяся Отечественная война застала его больным, и он не смог сразу поступить в армию. Служ­бу пришлось оставить, чтобы помочь семейству Муравьевых выехать из Москвы в Нижний Новгород. За это время поэт «видел море зла», груды мертвых тел и бесчисленное количество нищих. С 1813 года Константин Батюшков участвует в боях и рискует жизнью «на поле чести». Он героически себя проявляет на военных сражениях. Вскоре в своих произведениях Батюшкову удалось запечатлеть огромную народную силу («Стеклись, нагрянули за честь своих граждан» и «сел и нив опустошенных»; «Валит за строем строй»). Среди массы людей он разглядел лица тех, кто побеждал, и искусно описал ощущения русского солдата.

Расцвет творчества Батюшкова приходится на послевоенный период, когда к нему приходит слава «первого поэта» Рос­сии. Батюшков изменил свое представление о поэте. Поэзия - это «дар, лучшее достояние человека, ибо посредством его он оставляет вернейшие следы в обществе и имеет на него сильное влияние»; поэзия «требует всего человека»: «живи, как пишешь, и пиши как живешь: иначе все отголоски лиры твоей будут фальшивы».

Принятый в 1815 году в литературное общество «Арзамас», поэт знакомится с юным Пушкиным, который еще в лицее зачитывался его «образцовой поэзией». Для «Арзамаса» Батюшков создал цикл «Из греческой антологии», продолжив его в цикле «Подражания древним». Вскоре поэта начинают преследовать «заботы житейские и горести душевные»…

Жертва любви

Находясь в Санкт-Петербурге у знакомых, Константин Батюшков познакомился с молодой Анной Фурман, которая вскружила голову поэту. Девушка воспитывалась у Олениных и отличалась редкой красотой: стройная, русоволосая, с лучистыми синими глазами, покорявшими многих, но все еще не сделавшими выбора. Неудивительно, что она выросла в атмосфере литературных и художественных интересов. Кроме того, юная Анна была любимицей Державина, который за обедом всегда сажал ее возле себя.

Вот и теперь, здороваясь с Анной Фурман, которую Константин Николаевич знал с детства, он вновь «вспыхнул», но окружающими был не понят: все подумали, что он, как обычно, не смог сказать комплимент от робости. Однако поэт был влюблен в девушку без памяти:

Твой образ я таил в душе моей залогом

Всего прекрасного и близости творца,

Я с именем твоим летел под знамя брани

Искать иль славы, иль конца.

Константин Батюшков надеялся, что его чувства будут взаимными, а в любви к Анне Федоровне Фурман найдет успокоение своей странствующей душе. На пути к этому браку он предвидел лишь одно препятствие: несогласие отца. Однако Оленины одобряли его намерение. Правда, у Батюшкова возникали тревожные мысли, касающиеся брака. Ему казалось, будто Анна дала свое согласие на брак не по собственному желанию:

...Я видел, я читал

В твоем молчании, в прерывном разговоре,

В твоем унылом взоре,

В сей тайной горести потупленных очей,

В улыбке и в самой веселости твоей -

Следы сердечного терзанья...

Константин Николаевич понял, что у Анны Фурман не было к нему чувств, а жениться без разделенной любви – безнравственно. И вот во время встречи зашла речь о Торквато Тассо и его печальной судьбе. Первым высказался Батюшков: «Торквато стал жертвою любви». Поэт рассказал, что вечная разлука с любимой помутила его рассудок. И с годам Константин Батюшков все чаще замечал сходства между судьбой Тассо и своей собственной.

Со временем душевное состояние Батюшкова становилось мрачнее и тревожнее. Ему казалось, что крушение мечты привело к угасанию светильника его дарования, что горе жизни убило в нем талант.

Вскоре переносить одиночество вдали от близких он уже не мог, потому-то и оставил военную службу. Спустя три года он медленно падал в пропасть, из которой выбраться поэту так и не удалось. В нем поселился недуг, который постепенно съедал рассудок. А после – развилась ипохондрия, поэт собирался уйти в монастырь. Лечение не приносило положительных результатов, и Константина Батюшкова пришлось поместить в заведение для душевнобольных людей. Константин Николаевич умер в 1855 году в Вологде от тифа. Похоронен в Спасо-Прилуцком монастыре. И в истории русской литературы Константин Батюшков по сей день остался одним из самых светлых поэтов.

По следам поэта

На территории Вологодской области существует несколько батюшковских мест: музей К. Н. Батюшкова в Вологде, Даниловское, Хантоново, Спасо-Прилуцкий монастырь, памятник поэту в областной столице. Кроме того, экскурсии о жизни и творчестве К.Н. Батюшкова проходят в филиале музея-заповедника «Мир забытых вещей».

В Даниловском прошло детство Батюшкова (сейчас там находится музей с экспозицией, посвящённой поэту, филиал Устюженского краеведческого музея), в Хантоново он создавал свои лучшие произведения, а в областной столице родился и провел последние годы жизни.

В Вологде на Соборной горке туристы всегда обращают внимание на знаменитый монумент, который появился в городе к двухсотлетнему юбилею Константина Николаевича Батюшкова, где у подножия памятника высечены бронзовые слова: «Батюшкову от благодарных потомков».

Профессор ВоГУ Сергей Баранов отмечал: «Смущают размеры памятника, они не очень соотносятся с творчеством Батюшкова, камерным по своей природе. Второе — многовато фигур. Они акцентируют внимание не на самом Батюшкове. Тот же самый конь, Афина Паллада, девушка со свирелью».

Добавим, что могила К. Н. Батюшкова находится на территории Спасо-Прилуцкого монастыря, который можно посетить, если заранее позаботиться и заказать экскурсию.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №9 от 21 февраля 2018

Заголовок в газете: В любви и ненависти

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру