Многие вологжане жалуются, что не могут справиться со своими детьми

Виноваты ли родители в агрессии ребенка?

Детская агрессия — явление, которое способно доставить множество хлопот как родителям неуправляемого ребенка, так и работникам общеобразовательных учреждений. Чтобы решить подобную проблему, необходимо разобраться с причинами появления неадекватного поведения своего ребенка и понять, к каким последствиям оно может привести.

Виноваты ли родители в агрессии ребенка?

Сейчас стало модно обращаться к психологам без повода. А когда нужно «бить тревогу» с неуправляемыми, агрессивными детьми? Нельзя оставлять проблему нерешенной, иначе впоследствии могут возникнуть трудности, при которых ребенок отдалится от родителей и, возможно, попадет в плохую компанию. Один из факторов проявления у детей агрессии или неадекватного поведения – чрезмерная избалованность. Взрослые опекают своих «отпрысков», потакают им во всем. С возрастом желания будут только расти…Конечно, современные дети копируют поведение общества. Прежде чем ругать нынешнее поколение, следует начать с себя. Обратите внимание, как вы ведете себя дома. Ну как? Ребенок – это Вы. Только меньше и слабее. Его нужно научить направлять свою агрессию в нужное русло.

Существует несколько видов детской агрессии:

Физическая враждебность. Она может выражаться в систематических провокациях к драке или порче вещей. Ребенок такого типа агрессивно обращается с животными.

Вербальная враждебность. Эти шумные дети становятся большой проблемой для родителей и работников воспитательных учреждений. Ругань и крики – типичное поведение таких забияк.

Негативизм. Быть в постоянной оппозиции – норма для таких юных бунтарей. Их не пугает одиночество, потому что так они чувствуют себя комфортно.

Косвенная агрессия. Дети с такой моделью поведения не дерутся, но довольно агрессивны. Они топают ногами, истерят, организовывают травлю ровесников, придумывая им обидные прозвища.

Самоагрессия. В этом случае накопившийся негатив на ближайшее окружение может сыграть с ребенком злую шутку. Аутоагрессия опасна тем, что становится разрушительным фактором для несформировавшейся личности.

Редакция «МК. В Вологде. В Череповце» выяснила, каковы причины детской агрессии и как с ней бороться.

Фаина Ильинична Кевля, доктор педагогических наук, профессор:

«Детская агрессия зависит от черт наследственности, от среды, от педагогов и родителей. Самое главное - это воспитание. При проявлении подобного поведения нужно иметь большое терпение. Молодым педагогам я советую: возьмите паузу. Например, учительница жалуется на то, что ребенок выкрикивает с места на уроке. Почему? Потому что его не спрашивают, а он готовится, ждет похвалы. А это очень важно. Безразличное (равнодушное) отношение к детям в любых условиях способствует накоплению неудовольствия собой, то есть озлобления. Агрессивные игры и фильмы стимулируют человека к проявлению агрессивного поведения. Когда дети долго сидят дома перед компьютером, а их организм требует активности и движения, они выплескивают свою энергию позже, например, во время школьной перемены. Получается, что уменьшение физической растраты энергии тоже способствует развитию агрессии. Сейчас все спортивные секции и кружки платные. Где найти место для занятий подвижному ребенку? Сущность воспитания – это умение организовать деятельность. Если похвалить его за что-то, ему захочется повторить успех. Это целый алгоритм работы с трудными детьми. Задачи взрослых: создать доброжелательную атмосферу, поставить в зоне ближайшего развития понятную задачу, которую можно решить. Это и есть путь работы с агрессивными детьми».

Наталья Королева, психолог в медицинском центре:

«Агрессия – это действие. Она возникает на фоне каких-то эмоций. Чаще всего - это злость. И это нормально. В ситуации, когда у ребенка не удовлетворяются его потребности, он начинает злиться. У детей есть кризисные моменты, в эти периоды агрессия повышенная. Таким образом, они постепенно отдаляются от родителей. Это кризис самоопределения в три года и в подростковом возрасте. С течением жизни ребенок учится, как ее проявлять. Если он дерется, то это означает, что ребенок не научился эту агрессию адекватно выражать. Откуда это берется? Дети всегда смотрят на родительский пример. Если взрослые бьют дома посуду, то ребенок будет разбрасывать игрушки в саду. Агрессия – это чаще всего не патология, а неумение ее выражать. Задача родителей – сказать малышу, что с ним происходит, когда он злится, и установить правила, например: «Маму бить нельзя, можно побить подушку или покричать».

Родители должны удовлетворять детские потребности. У каждого возраста они свои. Нужно понимать, чего хочет ребенок. Типичная ситуация: уставшие родители приходят домой, берут в руки гаджеты и не обращают внимания на ребенка. В этот момент малыш может раскидать игрушки или начать по-другому выплескивать свою негативную энергию. Взрослые должны понять, какая потребность у ребенка не удовлетворена. Может он хочет внимания? Родитель – это зеркало. Через него малыш учится понимать себя. Задача – научить. Педагоги должны устанавливать для детей одинаковые правила. Им вообще комфортнее и удобнее в рамках. Они должны научиться этому, потому что во взрослой жизни всегда придется договариваться. В ситуации, когда родители напряжены, уставшие, все копят в себе, ребенок может это чувствовать и проявлять агрессию вместо них. У современных родителей есть много психологических трудностей, поэтому и у детей они появляются тоже. Стоит больше разговаривать и объяснять. Повторюсь, что проявление агрессии – это нормально. Необходимо научиться ее правильно проявлять».

Светлана Кудряшова, воспитатель в детском саду:

«За последние пять лет детская агрессия стала встречаться чаще. Причины - доступ к просмотру фильмов с агрессивным поведением, не соблюдается режим дня, враждебная обстановка дома. В подобной ситуации важно реагировать спокойно и уверенно, все объяснения оставлять на потом. Родители таких детей проявляют свое отношение по-разному: одни ругают, возмущаются, другие - не обращают внимания, единицы пытаются найти причины. Таких детей важно чаще включать в совместную деятельность как с взрослыми, так и со сверстниками; хвалить за хорошие поступки. Можно использовать арт-терапию. Также применяются специальные комплексы для расслабления, но это уже проводят психологи».

Елена Смирнова, социальный педагог в школе:

«В современном обществе много агрессии с экрана телевидения и в Интернете. Во время работы такие дети встречаются часто. Нужно вести себя, исходя из ситуации. Родители на поведение своих детей реагируют по–разному: кто-то жалеет и продолжает усиливать эту агрессию, другие находят причину и пытаются изменить ситуацию, обращаются к специалистам. Профилактическая работа проводится и с такими детьми тоже».

Надежда Кошкина, заведующий детским садом, психолог:

«Агрессия у детей сейчас встречается очень часто. Я сталкиваюсь с двумя видами агрессии: направленная вовне и направленная на себя. Основные причины: избалованность со стороны родителей, плохой пример взрослых, негативная критика; гиперреактивность. Ещё отличный пример - это дети из детских домов. Чаще всего они с огромными проблемами социализации в обществе. На самом деле причин огромное количество. Педагогам и родителям нужно научиться наблюдать за детьми, и тогда они смогут определить главную причину агрессивности. Если не понять причину, то поведение не исправить. В первую очередь нужно понимать, что агрессия должна выйти наружу. Если ее постоянно гасить, то могут возникнуть психосоматические заболевания. Вторая угроза - если не обращать внимания на приступы агрессии, то у детей формируется девиантное поведение, и, как результат, его отторгают окружающие. Родители совершают серьезные ошибки в воспитании таких детей. Одни бьют или наказывают, а другие «нападают» на тех, кто делает ребенку замечание. Взрослые защищают себя, ведь они не могут быть плохими родителями.

Самая страшная агрессия – направленная на себя. Подобное явление наблюдается у детей, чьи родители предъявляют завышенные требования и критикуют. При подобной агрессии дети могут бить себя по голове или тихонько «себя ненавидеть». Чтобы изменить ситуацию, нужно не запрещать, а объяснять. Что касается современных информационных технологий, то стоит фильтровать детский контент и интересоваться увлечениями ребенка. Например, поиграть с ним в любимую компьютерную игру.

Безусловно, все проблемы взрослого человека берут своё начало в детстве. Если родитель, педагог или окружающие люди не научат, не примут, не покажут, то у ребёнка обязательно будет "патология". Исправить её он сможет только когда станет взрослым при условии сложной работы над собой».

Марина Богданова, психолог в детской школе искусств:

«Основные причины агрессии у детей – стремление к лидерству, заниженная самооценка, нежелание выделяться из группы сверстников или участвовать в общественной жизни. Иногда агрессивное поведение ребенка обусловлено несколькими факторами одновременно. Потребность в признании, желание занять лидерские позиции часто заставляют ребенка действовать агрессивно. Сегодня такое поведение лидеров приветствуется обществом. Современные герои все агрессивны. Мотивом детской агрессии может стать и заниженная самооценка. Опасность, с его точки зрения, исходит как со стороны сверстников, так и со стороны взрослых. Ребенку кажется, что он является постоянным объектом нападения извне. А раз так, то лучше уж нападать первым.

Еще одним фактором агрессии может быть желание освободить себя от участия в школьной, общественной жизни, чтобы получить время для компьютерных игр и прочих развлечений. Некоторые дети, чтобы не выделяться из общей массы, предпочитают надеть агрессивную социальную маску. Тогда и сверстники его не будут считать аутсайдером.

Поведение родителей и педагогов должно выражать спокойствие. Потому что акт агрессии со стороны взрослых порождает детскую агрессию. В любой ситуации нужно показывать ребенку дружеский настрой, любовь, принятие, заинтересованность в нем и в решении его проблем. Дайте ему понять, что вы пройдете весь этот путь рядом с ним. Даже после осознания ребенком пагубности своего агрессивного поведения и искреннего желания измениться, это нельзя исправить в одночасье. И родителям нельзя опускать руки, а наоборот стоит вселять в ребенка уверенность в своем успехе. У матери и отца должна быть единая позиция по базовым вопросам воспитания. Контроль необходимо осуществлять ненавязчиво, независимо от возраста ребенка. На агрессию и негатив стоит реагировать спокойно, поначалу это будет очень трудно, но затем вы заметите, как ребенок начинает успокаиваться. Проявляйте искренний интерес к ребенку. Уделяйте ему как можно больше времени, выкройте минутку из своего плотного графика. Поговорите со своим чадом по душам, поинтересуйтесь его школьными делами. Со временем агрессивные дети проникаются такой родительской заботой. Современные дети резко отличаются от прошлого поколения. Они проявляют меньшую любознательность и желание действовать. Помните, не бывает агрессивных детей. Бывают дети, «зеркалящие» социальную и общественную ситуацию. Наши дети – это наше отражение. Они впитывают информацию, как губка воду, но только интерпретируя ее по-своему. Родители, если вы хотите перемен в детях, начните с себя».

 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №6 от 31 января 2018

Заголовок в газете: Агрессивное поколение

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру