А.Можайский: «Я желал быть полезным своему Отечеству...»

Как был построен первый самолет...

21 марта 1825 года в семье морского офицера родился Александр Федорович Можайский, создатель знаменитого "воздухоплавательного снаряда", вошедшего в историю русской авиации.

Как был построен первый самолет...
Фото: МК.

Александр Федорович впервые в мире почти доказал, что человек может летать, разработав и построив самолет. Однако мы знаем, что тот самый самолет, на строительство которого он потратил целых 8 лет, разбился, едва оторвавшись от земли. Так почему же имя Александра Можайского вошло в историю и, соответственно, во все школьные учебники? Почему на Вологодчине есть не только улица Можайского, но и поселок, названный в честь изобретателя?

Дабы понять, что произошло на самом деле, необходимо проследить путь становления пионера авиации от начала и до конца. Известно, что семья Александра Можайского была многодетной: три сына - Александр, Николай и Тимофей, две дочери - Екатерина и Юлия. Среди них Александр был старшим.

С 1835 по 1841 год А. Ф. Можайский обучался в Морском кадетском корпусе. Стоит отметить, что в годы его обучения директором заведения был известный русский мореплаватель, почетный член Петербургской академии наук И. Ф. Крузенштерн. После того, как Можайский закончил Морской кадетский корпус, в шестнадцать лет он ушел на службу гардемарином в Балтийский флот. Флот стал для Можайского частью жизни. После успешной сдачи экзаменов Александр становится лейтенантом, а еще через десять лет его производят в капитан-лейтенанты.

Эти годы стали для Можайского настоящим путешествием. Так, в октябре 1853 года Александр Можайский на 52-пушечном фрегате «Диана» ушел в кругосветное плавание на полтора года. Путь был нелегким. Когда «Диана» вышла из Кронштадта, то направилась в Копенгаген, а затем в Атлантический океан через Немецкое море. После судно вышло в Тихий океан и прошло такие проливы, как Сангарский, Татарский, Константиновский. Кроме того, «Диана» посетила и целый ряд портов Японии. Однако не все складывалось так гладко, как может показаться на первый взгляд. Сообщается, что в январе 1855 года у берегов Японии произошла катастрофа: в результате землетрясения корабль потерпел крушение, в результате чего он затонул. Так и закончилось кругосветное путешествие прославленной «Дианы». Вернуться в Россию Александр Можайский смог на коммерческом бриге. Сначала он проходил службу командиром флотилии Амурского лимана, после вернулся на Балтийское море, там он работал на пароходах "Смелый" и "Гремящий".

Эти годы не прошли для Можайского даром. Он успел скрупулезно исследовать паровые машины. И уже в 1858 году Можайскому поступает приказ, который подразумевает под собой экспедицию в Хиву. Однако перед этим было необходимо провести широкие географические исследования Арало-Каспийской низменности, куда входило и изучение Аральского моря и бассейна Амударьи. Для проведения этих работ нужен был очень образованный и энергичный моряк. И такой человек был – это Александр Федорович Можайский. С поставленной задачей он справился блестяще, именно поэтому его наградили орденом Владимира 4-й степени «За отличную усердную службу и труды, оказанные во время экспедиции в Хиву». Отметим, что это была уже не первая награда моряка.

В 1860 году Александра Можайского отправили в Финляндию, а если быть точнее – в город Бьернеборг, где находились судостроительные верфи, на которых строился винтовой клипер "Всадник". Можайский, уже как опытный морской офицер, должен был нести ответственность за монтаж паровой машины и различных механизмов судна. Именно эта работа стала почти что «школой жизни» для моряка. Можайский прекрасно справился с поставленной задачей и вынес много уроков из практики. Его знания о паровых двигателях в разы расширились. Если раньше он знал только вопросы, связанные с эксплуатацией, то теперь он изучил и их конструкцию, овладел техникой сборки, наладки и регулирования. И теперь его можно было с гордостью называть не только одним из лучших офицеров, но и замечательным инженером и специалистом в области паровых машин.

После поражения в Крымской войне России ничего не оставалось, как заняться сокращением личного состава флота, где был и Можайский. Таким образом, в 1862 году Александра Федоровича увольняют и отправляют в длительный отпуск. И наступает один из знаменательных моментов. Можайского назначают «кандидатом при мировом посреднике 2 участка Грязовецкого уезда Вологодской губернии», обязанностью которого являлось введение «Положения от февраля 1861 г.». В Вологодской губернии Александр Федорович Можайский женился на молодой помещице Любови Дмитриевне Кузьминой, которая родила сыновей: в 1863 г. - Александра и в 1865 г. - Николая. После рождения второго сына Любовь Дмитриевна умерла.

Создание самолета

Как утверждал сам Можайский, о создании самолета он задумался в период наблюдения за парением морских птиц. Он смотрел на то, как они разбегаются, взлетают, парят в воздухе и садятся. Затем Можайский приступил к изучению специальной литературы о полете птиц, досконально изучив многие нюансы. В результате последовало создание своего первого летательного аппарата, в качестве которого выступал обычный воздушный змей, что так любят запускать ребята, однако «змей Можайского» отличался от привычного нам своими размерами. Дело в том, что Александр Можайский в разы увеличивал змея, в результате ему дважды удалось подняться на змее-планере, буксируемом тройкой лошадей. Он строил летающие модели самолетов с пружинным приводом, исследовал работу воздушных винтов. Удачные полеты моделей и подъемы на змее-планере вселили в Можайского надежду. По сообщению газеты «Санкт-Петербургские ведомости» от 10 июня 1877 года, А. Ф. Можайский был «убежден, что в непродолжительном времени даст публике возможность летать на воздухе, подвергаясь меньшему риску, чем при езде на железных дорогах и в дилижансах». И все бы, кажется, хорошо, но осуществление столь масштабного плана требовало немалых денег. Можайский обратился в военное министерство с просьбой о предоставлении ему средств «для дальнейшего производства изысканий и опытов как над движением проектированного им снаряда, так и для определения различных данных, необходимых для рационального и правильного устройства всех составных частей такого снаряда» аппарата.

Напомним, что в те годы в разных странах, в число которых входила и Россия, обсуждался вопрос о возможности управляемых полетов на аппаратах, что тяжелее воздуха, однако многие влиятельные ученые считали это нереальным, поскольку идея была очень смелой и при этом рискованной. Вспомним, что в 1870 году известный русский ученый академик М. А. Рыкачев провел опыты по определению подъемной силы винта, вращаемого в воздухе. Он утверждал, что поддерживать в воздухе машину можно с помощью винта, приводимого во вращение этой же машиной. И результаты этого опыта вдохновили Можайского на решительный шаг создать самолет.

И вот наступил тот самый год, когда Можайский приступил к изготовлению моделей – в 1873. В одной из книг Б. Д. Потемкина, а если быть точнее, то в «Военной аэронавтике», находится эскиз одной из созданных Можайским моделей. Из наброска видно, что модель напоминала своеобразный воздушный шар, однако в ней уже прослеживались черты будущего самолета со всеми пятью его основными частями (несущая поверхность, создающая подъемную силу; фюзеляж; шасси; двигатель; оперение).

Модель была продемонстрирована в 1876 году. Впечатление – огромное! Так, в газете «Кронштадтский вестник» от 12 января 1877 года отмечается: «Быстрота полета аппарата изумительная; он не боится ни тяжести, ни ветра и способен летать в любом направлении. Замечательно, что хотя теперешний опыт с моделькой по причине ее незначительной величины и жалкой беспомощности со стороны наших технических производств имел за собой все невыгоды для осуществления замечательной идеи изобретателя, но, несмотря на это, моделька все-таки выполняла свое дело прекрасно. Опыт доказал, что существовавшие до сего времени препятствия к плаванию в воздухе блистательно побеждены нашим даровитым соотечественником... Мы не можем не приветствовать горячо изобретение г. Можайского и желаем ему полнейшего успеха в доведении дела до конца».

Вопросы воздухоплавания в то время очень волновали русских военных. Если за рубежом существуют аэростаты, благодаря которым успешно проводились различные операции, то пора бы уже было подумать и о создании отечественной воздухоплавательной техники.

После рассмотрения проекта Можайского в Военном министерстве комиссия приняла решение выделить Александру Федоровичу 3000 рублей на проведение научных исследований, чтобы довести до точки свой проект. Можайский пришел к выводу, что ему необходимо переходить к более масштабным работам, которые будут включать в себя постройку самолета в натуральную величину, на что требовалось 19 тысяч рублей, но ему отказали в выделении этих средств. Однако это не остановило изобретателя, и он продолжил работать над строительством самолета, вкладывая в это дело уже свои денежные средства. Да, он получил пособие на поездку за границу, чтобы приобрести двигатели для будущего летательного аппарата. Сумма вопроса – 2500 рублей. И все бы ничего, но эти деньги были израсходованы только на саму поездку, а что касается изготовления машин, то это он оплатил из своего кармана.

Постройка натурного самолета началась летом 1882 года на военном поле около станции Дудергоф возле Красного Села под Санкт-Петербургом. 24 июня состоялся его официальный осмотр. Как таковых документов, подробно зафиксировавших испытания самолёта Можайского, нет, но в публикациях, что появились в начале XX века, говорилось о том, что летательный аппарат потерпел аварию при попытке взлета (самолет ударился о забор, повредив крыло и шасси), однако секундный отрыв от земли все же был. Согласно последним исследованиям, проведённым в ЦАГИ, развиваемая силовой установкой самолёта Можайского мощность была недостаточна для установившегося горизонтального полёта.

Да, А. Ф. Можайский пытался отремонтировать самолет, исправив все ошибки, но найти деньги до своей кончины в 1890 году он так и не успел. Можайский умер от воспаления легких. Судьба самолета неизвестна, зато сохранилась память о человеческом подвиге творца.

Вологодчина гордится А. Ф. Можайским. В честь него назван посёлок Можайское в области, который находится на месте сельца Котельниково. В посёлке открыт Историко-мемориальный дом-музей А.Ф.Можайского. Сама выставка "Вклад вологжан в развитие авиации и космонавтики" рассказывает об уроженцах Вологодской земли, которые посвятили свою жизнь воздухоплаванию. Экспозиция размещена в деревянном особняке середины XIX в. Именно там были произведены расчёты и опыты, ставшие первым шагом к созданию моноплана - летательного аппарата.

Несмотря на то, что самолет Можайского потерпел крушение, сам путь, по которому шел русский военный деятель, является значимым этапом в истории авиации. И благодаря совершенным ошибкам нашего земляка не менее знаменитый Лилиенталь пришел к выводу о необходимости сначала научиться летать на безмоторном летательном аппарате, а потом ставить на освоенный планер мотор. Так или иначе, Александр Можайский занимает достойное место в истории Вологодского края, в истории России, поскольку внес огромный вклад в развитие авиации.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №51 от 13 декабря 2017

Заголовок в газете: Жар-птица с поврежденным крылом

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру