В Вологодской области развитие образования идет, но маленькими шагами

Внедрение инклюзивного образования является актуальным в настоящее время, но требует дальнейшей проработки.

Проблемы инклюзивного образования в Вологодской области поднимаются регулярно. Особенно активно вопрос обсуждался в конце лета, перед началом нового учебного года, когда определялась готовность того или иного заведения к выполнению своего функционала.

Внедрение инклюзивного образования является актуальным в настоящее время, но требует дальнейшей проработки.

Официальные комиссии проверили степень готовности тех школ, в задачи которых входит осуществление инклюзивного образования. Вновь проблему подняли уже в начале октября на круглом столе, где оценивалось то, насколько эффективно представлено инклюзивного образование в МДОУ и школах города.

Мероприятие было организовано в рамках проекта «Призвание - тьютор». На круглом столе были зачитаны доклады по вопросу совершенствования инклюзивного образования и представлена программа по обучению тьюторов, или наставников. Тьютор обеспечивает разработку индивидуальных образовательных программ учащихся и сопровождает процесс индивидуализации и индивидуального образования в вузе, школе, в системах дополнительного образования.

Мы задали несколько вопросов о развитии данного вида образования координатору партийного проекта «Единая страна – доступная среда», председателю правления Вологодской общественной организации инвалидов Максиму Выдрову.

- Недавно прошел круглый стол по обсуждению условий и качества работы инклюзивного образования в детских садах и школах Вологды. Что нового в этом направлении?

- Обучение тьюторов связано с тем, что проблема их отсутствия в школах имеется в связи с обращениями родителей. В первую очередь будут обучаться сами родители для того, чтобы сопровождать детей в школе. Скорее всего, речь идет о том, что родители проходят образовательную программу, чтобы понять, как вообще это все должно осуществляться, ведь на сегодняшний день финансово обеспечить присутствие тьюторов в школе достаточно сложно. Департаментом образования выделяются областные деньги только на заработные платы учителям. На зарплаты тьюторам деньги не выделяются - все ложится на плечи местного бюджета, где денег на такие цели пока нет.

- И таких выплат пока не было?

- Нет, у нас местные бюджеты достаточно скупые, и это не только у города Вологды, но и по области в целом. Поэтому начали выходить из положения данным образом.

- Подготовленных людей (тьюторов) мало или недостаточно?

- Подготовленных людей мало, но специалист ведь должен с ребенком работать индивидуально, а пока что количество подобных обращений по тьюторству не так велико, но если психолого-медико-педагогическая комиссия дает такие рекомендации, то это, конечно, необходимо обеспечить. Поэтому будем надеяться, такой опыт внедрят в этом году, хотя уже были примеры и в прошлом.

- В том году таких примеров было меньше?

- Дело в том, что количество детей, имеющих инвалидность, но посещающих школу, всё равно понемногу растет. И родители сами хотят отдавать детей специалистам. Раз создаются условия - нужно пользоваться. Мы все понимаем, что ребенок будет развиваться полноценно только в социуме. Сидя дома, объективно, человек развиваться не может. Раньше и не возникали вопросы тьюторов. Сначала была проблема отдать в школу ребенка, потому что не было условий. Стали появляться условия в школах - стали вставать и другие вопросы. Федеральные образовательные стандарты ввелись для младшей школы, и вот возник вопрос о необходимости подготовки специалистов. Дальше образовательный стандарт будет внедряться для старшей школы.

- На круглом столе по обсуждению условий и качества работы инклюзивного образования в детских садах и школах прозвучала фраза «позитивные изменения». Как вы считаете, в чем это заключается?

- Да, ситуация меняется - тьюторов уже готовят. У нас Департамент образования с трудом, но запустил исполнение программы реабилитации. Недавно мы обсуждали это с уполномоченным по правам детей. Это касается исполнения таких программ именно в школах. Если дополнительные мероприятия, которые по программе реабилитации ребенку будут необходимы в процессе обучения, то школа должна будет их ребенку оказать. Если зимой эти мероприятия даже не разрабатывались, то к новому учебному году мы подошли к тому, что в школах такие мероприятия разрабатываются, то есть не зря делали сенсорные комнаты и обучали специалистов работать с ними. В каждой школе есть люди, которые отвечают за эти мероприятия и их реализацию. Раньше такого не было.

- Но это не тьюторы?

- Нет, тьюторы оказывают помощь в процессе учебы, а есть дополнительные мероприятия, которые ребенку положены в процессе образования, например, занятия с психологом. Все это входит в инклюзивное образование. Пусть маленькими шагами, но развитие его идет. Да, не так быстро, как хотелось, поскольку «а» - это – новое, «б» - требует материальных затрат.

- Какие еще мероприятия прошли в области, где бы получила развитие данная тема?

- В середине октября на базе Территориального центра социальной помощи семьи и детям прошел еще один круглый стол на тему «Организация и совершенствование работы с инвалидами». Председателем на заседании была Уполномоченная по правам детей в Вологодской области Ольга Смирнова. Одним из вопросов обсуждения была реализация индивидуальной программы реабилитации и абилитации ребенка - инвалида и обеспечение их техническими средствами реабилитации. Здесь были представители общественных организаций: и Департамент образования, и Департамент соцзащиты, директор центра «Преодоление», родители детей-инвалидов, представители психолого-медико-психологической комиссии, представители медико-социальной экспертизы. Первый вопрос был связан с тем, что порядок прохождения детьми экспертизы освидетельствования изменяется: расширяется список болезней в сторону улучшения для юных горожан. Речь шла о том, что необходимо учитывать особенности протекания болезней в детском возрасте. В рамках этого вопроса рассматривали реализацию программ реабилитации, вопросы межведомственного взаимодействия и непосредственно реализации этих мероприятий в школе, которые разрабатываются для инвалидов. Встреча прошла, мы посмотрели, как идет работа. Департамент заверил, что они со своей стороны сделали все и готовы, если где-то возникнет сбой, выезжать, смотреть документы. Если ребенок получил инвалидность, и ему поставили необходимость дополнительных мероприятий в образовательном процессе, то родитель обращается в Департамент. На процедуру разработки уходит порядка 40-45 дней. В итоге получается документ, где перечислен перечень мероприятий, за каждым закрепляется ответственное лицо в школе, а может и несколько по разным направлениям.

- И этот механизм действует на практике?

-Да, механизм действует.

Таким образом, очевидно, что внедрение инклюзивного образования является актуальным в настоящее время, но требует дальнейшей проработки. На пути к его реализации возникает ряд сложностей, но по мере их поступления соответствующие инстанции пытаются с ними справиться. Главное – всем службам совместно идти к намеченной цели: сделать образование максимально доступным для ребят с ограниченными возможностями.

Добавим, что специальные консультационные пункты уже будут созданы на базе детских садов № 12 и № 98. С родителями, чьи дети не могут ходить в детский сад из-за ограничений по состоянию здоровья, начнут работать специалисты. Они помогут родителям организовать коррекционно-развивающее пространство для детей, проведут цикл вебинаров, семинаров и мастер-классов для педагогов и специалистов детских садов, окажут мамам и папам диагностическую, методическую, психолого-педагогическую помощь.

Подобные пункты будут сформированы в девяти дошкольных учреждениях как Вологды, так и Череповца, Вологодского и Шекснинского районов.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №50 от 6 декабря 2017

Заголовок в газете: Инклюзивное образование: особенности внедрения

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру