Вологодский музыкант подарил миру множество гениальных песен

Жизнь скромного гения, подорванная московской интеллигенцией

Его называют лучшим русским рок-поэтом. Многие российские и зарубежные музыканты отдают ему свое предпочтение, перекладывая стихи на свои композиции. Он считается поистине талантливым и уникальным человеком. Речь идет о представителе советского андеграунда, рок-барде, авторе и исполнителе песен Александре Башлачёве.

Жизнь скромного гения, подорванная московской интеллигенцией

Будущий поэт родился в городе Череповце 27 мая 1960 года в семье начальника участка теплосилового цеха Николая Алексеевича и преподавательницы химии Нелли Николаевны. Саша был не единственным ребенком, в 1968 году на свет появилась сестра Елена.

Уже с ранних пор мальчик проявлял свои таланты в стихотворстве. Первое стихотворение он написал в возрасте трех лет. Тогда Саша не знал значения всех слов, но чётко осознавал, что такое рифма. Вот строки из его первого произведения:

Налётчик был бывалый ас.

Он вывел самолёт из пике,

И самолёт пришёл домой,

Как будто ехал коммюнике.

Творческие способности проявлялись и в области математики. В четыре года Александр с легкостью мог перемножать большие цифры. Как вспоминала мама звезды, сын быстро научился читать, причём самостоятельно. В дошкольном возрасте будущий поэт бегло читал «взрослые газетные» тексты и с легкостью улавливал их смысл.

В школе же у Башлачёва появилась склонность к гуманитарным предметам, особенно к литературе. Тогда же он заинтересовался музыкой, самостоятельно научился играть на пианино. Родители предложили юному таланту пройти курс обучения в музыкальной школе, но Саша отказался. Мальчик считал, что «обязаловка» убивает в людях стремление к цели и самосовершенствованию.

Кроме того, в школьное время у Александра появилась еще одна страсть - журналистика. В классе ребенок выпускал альманах. Мальчик любил читать произведения Есенина и Высоцкого, которые являлись его кумирами. В седьмом классе он поделился с классной руководительницей мыслями о том, что мечтает стать журналистом. Именно любовь к слову, музыке и стали основой для творческого развития будущей звезды.

Будущий поэт окончил школу в 1977 году. Родители надеялись, что сын пойдет по их стопам и поступит в технический институт или университет. Но младший Башлачёв тяготел к гуманитарным наукам. Александр отправился в Ленинград, чтобы поступить на факультет журналистики. Саша поразил экзаменационную комиссию остротой слога. Однако абитуриент не смог поступить в учебное учреждение, так как у него не отсутствовали публикации, которые нужно было предоставить на суд профессиональным педагогам. Расстроенному Саше пришлось вернуться в Череповец. У себя на родине несостоявшийся студент устроился на работу художником на металлургическом комбинате.

Будущий поэт принял решение поступить в ВУЗ через год. Для того чтобы осуществить свою мечту, Башлачёв обучался в школе юного журналиста, которая работала при череповецкой газете «Коммунист». Саша подготовил ряд публикаций, и через год успешно прошел все вступительные испытания, став студентом факультета журналистики в Уральском государственном университете.

Кстати, творческая карьера вологжанина началась еще в студенческие годы. Обучаясь в Свердловске, Александр писал тексты для местной группы "Рок-сентябрь". Эта команда стала лауреатом конкурса, организатором которого выступило издание "Комсомольской правды".

По признанию друзей, поэт не интересовался политикой, лекции по многим дисциплинам посещал крайне редко. Все свободное время Саша проводил в небольшой комнатке в помещении факультета, которую ему выделили как университетскому художнику. Друзья звали его «СашБаш».

После успешного окончания высшего учебного заведения Александр вернулся в Череповец, где проработал около года штатным корреспондентом в «Коммунисте». Журналист писал публикации на разную тематику, но в основном приходилось описывать достижения местного завода в промышленности края. Скучные и неинтересные статьи угнетали начинающую «акулу пера». В свободное от работы время Башлачёв пытался найти себе занятие по вкусу, поэтому пробовал себя в роли музыканта. Первые песни появились в 1983 году, например знаменитая композиция «Грибоедовский вальс».

Многие современники вспоминали, что Саша обладал идеальным слухом. Больше всего друзья и знакомые поражались тому, как органично музыкант умел извлекать звуки даже из простой папиросы. Он играл на ней как на губной гармошке, а также мастерски музицировал на двуручной пиле.

В 1984 году Башлачёв уволился из редакции и полностью посвятил себя творчеству. Той же осенью Александр попал в гости к Леониду Парфенову, с которым водил дружбу с тех пор, когда впервые пытался поступить в университет. На квартире знаменитого телеведущего СашБаш познакомился с культуртрегером и музыкальным критиком Артемием Троицким. В тот день начинающий бард показал рок-журналисту свои песни. Внимательно изучив произведения, Артемий Кивович посоветовал музыканту переехать в Москву или в Ленинград. Именно там, по словам критика, молодое дарование приняли бы с большой радостью.

Через несколько недель Александр воспользовался советом и приехал в Москву. Там Башлачёв и Троицкий каждый вечер ходили кому-нибудь в гости. На таких встречах вологжанин исполнял свои лучшие композиции, покоряя столичную рок-публику.

Артемий Кивович не ошибся насчет молодого и перспективного музыканта. Слушатели приняли песни СашБаши с восторгом. Он играл на квартирниках в Москве, Ленинграде, Сибири и даже в Средней Азии. Пик творчества Башлачёва пришелся на 1985 год. На протяжении этого времени Александр написал песни «Ванюша», «Посошок», «Егоркина Былина», «На Жизнь Поэтов», «Абсолютный Вахтер» и «Случай в Сибири».

Сам музыкант отмечал, что композиции он писал по вдохновению, строки ложились на музыку сами собой. Смысл же некоторых написанных строчек он разгадывал спустя многие месяцы. Все эти произведения производили на слушателей неизгладимое впечатление.

Так, например, былина «Ванюша» приводила слушателей в ступор, так как показывала русскую душу, вывернутую наизнанку, со всеми ее противоречиями, рваными краями, уродством и красотой. Башлачёв забывал обо всем, когда исполнял эту композицию, полностью отдаваясь творческому порыву. Слушатели, очнувшись с последним аккордом, замечали, что гитара была в брызгах крови. Александр разбивал свои пальцы, чтобы донести до слушателей «исповедь» сердца.

Благодаря записям с таких концертов песни СашБаши стали известны широкому кругу слушателей. Сам музыкант сделал лишь одну студийную запись альбома «Вечный пост», а спустя некоторое время уничтожил оригинал из-за того, что ему не понравился конечный результат. К счастью, у Александра Липницкого, на даче которого и была создана студийная запись, сохранилась копия этой композиции. После смерти Александра Башлачёва экс - участник группы «Звуки Му» издал ее на кассетах и компактдисках.

Талантливый череповецкий исполнитель поражал коллег по творчеству своим мастерством. Так, например Борис Гребенщиков вспоминал: «Башлачёв произвел на меня очень сильное впечатление. Столкновение с талантливым от природы человеком, который умеет им пользоваться, производит обжигающее впечатление, будто бы заглянул в горящую печку. Этот внутренний жар обдает как самого автора, так и окружающих. Такой дар есть у всех, но только один из ста тысяч доводит его до ума. Башлачёв развивал его, но не смог технически справиться с ним до конца. Он был непрофессионалом принципиально. СашБаш - уникальный человек, который не вписывалась даже в те рамки, в которых сам же творил. Он создавал произведения только по душевному порыву. По этой причине Александр так и не смог себя окантовать ритмически. Записать его песни невозможно, так как Башлачёв выбивался из того, что писал. Конечно, он мог создать правильно оформленную композицию, однако это было совсем не то. Ровным он сам себе был неинтересен».

В марте 1985 года состоялось первое публичное выступление СашБаши в Ленинграде на неофициальном концерте в зале медицинского училища. Во время мероприятия ему удалось спеть несколько песен вместе с Юрием Шевчуком. В том же году Башлачёв записал альбом «Третья столица», а через год окончательно переехал в Ленинград. В северной столице он вступил в местный рок-клуб, принял участие в устном выпуске журнала «Рокси» и работал в известной питерской котельной «Камчатка».

Поэт отличался от других музыкантов своей необычной внешностью и поведением. Александр носил на шее три колокольчика. Возможно, делал это он для того, чтобы выделяться от толпы. Кроме того, такой же аксессуар Башлачёв надевал на руку в форме браслета, поэтому на его студийных записях слышится этот характерный звук.

Череповецкий исполнитель давал квартирные концерты, также принял участие в съемках документального фильма «Рок», режиссером которого стал знаменитый Алексей Учитель. Но в процессе работы Александр неожиданно отказался от своей роли, поэтому пришлось вырезать из фильма кадры с его участием. Позже в картину все-таки вошли некоторые сцены, снятые во время выступления Башлачёва на пятом рок-фестивале, где музыканту вручили приз «Надежда».

Позже Башлачёва пригласили принять участие в съемках документального фильма Петра Солдатенкова «Барды покидают дворы, или Игра с неизвестным». Александр согласился и даже записал для картины несколько песен в студии Ленинградского Дома Радио. Но в последний момент, уже находясь на съёмочной площадке в Киеве, он отказался от участия в фильме.

Александр испытывал внутренний кризис. Возможно, затяжные депрессии возникали из-за того, что он распылял свой талант на домашних квартирниках. Его поэтический дар все меньше пробивался наружу, это не могло не угнетать музыканта. Саша говорил про постоянную внутреннюю работу, которая не находила выхода на бумаге. Песни писались все реже, Башлачёв болезненно реагировал, когда его спрашивали о творчестве. Слава свалилась на него неожиданно. Простой парнишка из провинциального городка оказался в одном кругу с "небожителями", о встрече с которыми мог только мечтать. Постоянное бытовое неустройство, бесприютность только подчеркивали диссонанс между признанием публики и суровой реальностью.

К началу 1988 года состояние депрессии у музыканта усилилось. Он практически не играл на концертах, а на немногочисленных выступлениях выглядел подавленным и усталым. Зимой того года поэт согласился принять участие в съёмках фильма «Город» режиссёра Александра Бурцева. Сцену с участием Александра должны были снимать 17 февраля. В день трагедии все участники картины собрались, однако сам исполнитель на съемочной площадке так и не появился. Вместо СашБаша на площадку пришла Марьяна Цой и сообщила присутствующим о гибели вологодского поэта.

Жизнь Саши Башлачёва трагически оборвалась февральским утром. Талантливого исполнителя похоронили на Ковалёвском кладбище в Санкт-Петербурге. Рядом с могилой поэта и сейчас стоит дерево, которое поклонники украсили колокольчиками. Их звон служит ориентиром в ветреную погоду. В последний путь вологодского музыканта провожали его друзья, коллеги, родственники, поклонники. Они положили на его гроб гитару, которая служит символом искусства и гармонии.

К счастью, наследие СашБаши сохранилось в виде пластинок, кассет и компакт-дисков с концертными записям, а также сборниками его песен и стихов.

Творчество известного вологодского рок-исполнителя стало одним из наиболее значительных явлений в отечественной музыке. В его многослойных стихах-песнях, полных парадоксального юмора и виртуозной игры словами, смелых рифм и сложных размеров, причудливо переплелись архаика и современность, былинные сюжеты и реалии бытия, откровенное скоморошество и высокая трагедия.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №49 от 29 ноября 2017

Заголовок в газете: Поэзия и рок

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру