На кончике нерва, или история гениального вологодского труженика

Чем обязана наука великому человеку из Вологодской области?

А. А. Ухтомский: "Я думаю, что не преувеличу, когда скажу, что Н. Е. Введенский органически ненавидел теорию Геринга, считая, что она только запутывает вопросы иллюзией их разрешения".

Чем обязана наука великому человеку из Вологодской области?
Фото: МК.

А вот и слова самого Введенского об этой теории: "Я не вижу никакой пользы от такой, назовем, дуалистической точки зрения... Во всяком случае, допущение дуалистической точки зрения, когда можно обойтись без нее, я считаю излишней гипотезой".

О чем эта статья? О нашем земляке - знаменитом ученом-физиологе, Введенском Николае Евгеньевиче. Иван Павлов, знаменитый физиолог, который являлся создателем науки о высшей нервной деятельности, знаменитый также тем, что разделил рефлексы на условные и безусловные. Да, конечно же, все помнят «Собаку Павлова», как-то сказал о Введенском Николае Евгеньевиче такие слова: «Свои факты Н. Е. Введенский поставил, главным образом, на нервном волокне. Мы эти факты нашли в центральной нервной системе...Введенский сделал много в нервной физиологии...».

Введенский Николай Евгеньевич родился в деревне Кочково, в то время Вологодской губернии в 1852 году 16 апреля. Ныне - это деревня Иванищево, что находится в Междуреченском районе.

Николай Евгеньевич родился в обычной семье. Отец был сельским священником. Позже Николай Введенский закончил Вологодскую духовную семинарию, а потом поступил в Питерский университет на физико-математический факультет. За «хождение в народ» был арестован в 1874 году за пропаганду идей революционных среди крестьян. Знаменитое дело «Процесс 193-х», который судил революционеров. Почему «Процесс 193-х»? Потому что судебному процессу предались 193 человека, правда, вначале судили 197 человек, но не дождались суда 4 человека, потому суд состоялся над 193 лицами.

Введенский в итоге был оправдан, но провел три года в тюрьме. В 1878 году Введенскому позволили вернуться в университет. После окончания высшего учебного заведения, Введенский начал работать в лаборатории знаменитого Сеченого.

Как это случилось? Будучи студентом последнего курса, Николай Введенский заинтересовался физиологией животных. Ему удалось провести наблюдение над изменением кожной чувствительности у лягушки под влиянием света, и это позволило обратить на себя внимание И. М. Сеченова. После вышла научная работа, за которой последовали другие. В результате Введенский остался при университете в качестве младшего ассистента.

В 1883 году Николай Евгеньевич уже читает лекции по физиологии животных и человека, а позже защищает диссертацию на тему «Телефонические исследования над электрическими явлениями в мышечных и нервных аппаратах».

Иван Михайлович Сеченов, известный медик, биолог и создатель физиологической школы, обозначил две важные линии: оценку значения торможения в процессах, протекающих по всей нервной системе, и раскрытие внутренней природы процесса торможения. Иван Петрович Павлов и Николай Введенский их развили. Так, Введенский сразу же был не согласен с правильностью объяснения, данного торможению Сеченовым. В результате он отверг гипотезу о специальных угнетающих рефлексы центрах и придал самому понятию о торможении совсем другой характер.

Еще с начала XIX столетия специалисты заметили тот факт, что когда мышцы сокращаются, то издают «мышечный тон», или звук, показывающий, что в основе естественного возбуждения мышцы лежит ритмика отдельных возбуждений. Однако снять ритмику с нерва так никому и не удавалось. Когда же на медицинском поприще появился Введенский, то в своих исследованиях он применил телефонный аппарат. Благодаря этому физиолог выслушивал импульсы, которые передавались по нерву во время его работы, и потом пришел к умозаключению следующего характера: нервный ствол практически неутомим - в течение многих часов он способен воспроизводить ритмические импульсы, не проявляя при этом, в отличие от других возбудимых тканей, никаких признаков утомления.

В процессе исследования ученый обнаружил, что элементы нервно-мышечного аппарата – нерв, мышца и нервные окончания – обладают неодинаковой функциональной подвижностью, то есть лабильностью, как эту величину назвал Николай Введенский.

"Лабильность - мера, введенная в физиологию впервые Н. Е. Введенским - есть определенная величина, измеряемая количеством волн возбуждения, которое может воспроизвести в секунду та или иная возбудимая ткань без изменения ритма, - писал профессор В. С. Русинов. - Нормальное нервное волокно способно воспроизводить до 500 отдельных периодов возбуждения без перехода их в более низкие ритмы. Мышца же может их воспроизвести не более 200 - 250 в секунду, но и этот ритм мышца воспроизводит часто лишь в первые моменты раздражения, а затем высокий ритм переходит в более низкий. Иначе говоря, высокий ритм 200-250 периодов возбуждения в секунду быстро изменяет функциональную подвижность мышцы, снижает ее лабильность. Если же мышца получает раздражения не непосредственно, а через нерв, то предельным ритмом, который она может воспроизвести, окажется всего 150-100 в секунду. При более высоком ритме мышца перестает воспроизводить ритмику раздражений; мышца при этом начинает расслабляться. Это значит, что нервные импульсы, прежде чем дойти до мышцы, должны пройти через двигательные нервные окончания, лабильность которых еще ниже, чем у мышцы, и всякий раз, когда по нервным волокнам идут чрезмерно частые возбуждающие импульсы, мышца вместо возбуждения отвечает торможением".

Николай Евгеньевич установил факт неутомляемости нерва, и сей факт противоречил объяснению самого Сеченого, в результате чего между ними стал камень преткновения. Но, так или иначе, Сеченов все же оставил кафедру Введенскому.

В 1886 году в докторской диссертации «О соотношениях между раздражением и возбуждением при тетанусе» Николай Введенский подвел итог своим исследованиям. В ее основе был положен неожиданный и весьма странный факт, он заключается в том, что мышца, переставшая сокращаться под влиянием весьма сильных индукционных токов, начинает тотчас же энергичное сокращение, как только будет ослаблена сила раздражающих токов. Это повело автора к дальнейшим и подробным исследованиям. Когда он демонстрировал в 1-ый раз это явление, его бывший учитель И. М. Сеченов сказал: «Сколько исследователей вертели мышцу в руках и не заметили этого явления». Таким образом, эти и другие исследования докладывались не только в России, но и заграницей. На международных научных съездах Н. Е. Введенский нередко выступал против иностранных ученых, которые потом отступали. Стоит отметить, что Николай Введенский всегда детально углублялся в вопросы по нервной физиологии. Отсюда специальный характер его работ.

Кроме того, Н. Е. Введенский не занимался популяризацией науки, поскольку считал это пустой тратой времени, а временем ученый очень дорожил.

Н. Е. Введенский в течение многих лет отдавал себя работам с нервно-мышечным аппаратом и в конечном счете дал свою теорию торможения, которая сейчас известна в мировой литературе, что посвящена вопросам физиологии, как "торможение Введенского". В одном случае нерв, подходящий к мышце, возбуждает ее, в другом случае тот же самый нерв ее тормозит, деятельно успокаивает, ибо сам он именно в это время возбуждается сильными и частыми раздражениями, которые на него падают.

Одним из ведущих вкладов Николая Введенского в общую физиологию стало открытие стационарного возбуждения. Так, в России и за рубежом известна книга Введенского под названием "Возбуждение, торможение и наркоз". Однажды ученый признался, что она была "основным его трудом и оправданием всей его жизни".

В 1909 году Введенского избрали членом-корреспондентом Петербургской академии наук.

В последние годы жизни Введенский изучал влияние электрического тока на нервы, что привело его к открытию явления периэлектрона. Сутью явления было стойкое, не колеблющееся возбуждение, возникающее в отдельном участке нерва, что изменяет возбудимость всего нервного ствола, создавая по его длине многочисленные очаги то пониженной, то повышенной возбудимости. Таким образом, явление периэлектрона – неизвестная до определенной поры форма передачи нервных сигналов, что отлична от импульсного проведения возбуждения.

Все свободное время Введенский отдавал работе в Обществе по охране народного здравия, в Обществе психиатров и невропатологов, в Обществе физиологов. Он был членом Ленинградского общества естествоиспытателей и многие годы редактировал его "Труды", а одновременно и - "Труды физиологической лаборатории" Петербургского университета.

Введенский, по информации его коллег по научному «цеху», отличался добротой и душевностью. Он не создал своей семьи, но очень любил семьи своих родных. Николай Введенский посвятил себя науке, внес огромный вклад в развитие психологии и физиологии. И нам, вологжанам, есть кем гордиться.

Николай Евгеньевич поехал в возрасте 70 лет на родину, в Междуреченский район, чтобы ухаживать за братом, который был парализован. Хотя сам был уже в возрасте и болен. Введенский там и умер, на родине, в родном доме. В Вологде нет улицы, посвященной знаменитому ученому. Но зато есть в селе Шуйском, Междуреченского района. Не все знают на Вологодчине, как бы не парадоксально это звучало, знаменитого физиолога и товарища выдающихся Сеченова и Павлова.

Как же связаны научные работы Н. Е. Введенского с повседневной жизнью человека?

Распространенное применение теория парабиоза приобрела в фармакологии, которая специализируется на изучении действия различных лекарственных веществ на организм человека.

Кроме того, на основе теории парабиоза были исследованы различные формы язвенной болезни. Так, стало известно, что механизм этой болезни подразумевает под собой центрально-нервный характер. Язвенный процесс развивается во многих случаях при наличии в коре головного мозга стойких очагов возбуждения, ведущих к возникновению постоянного раздражения и образованию язв в определенных участках органов.

Николай Введенский открыл таинственность, которая всегда была окружена психической жизнью человека. Наши чувства, как страсть, одушевленность, печаль или радость были работой Введенского. Не всем понять эти сложные процессы, но дело же не в этом. Мы не знаем и не помним тех людей, которые создавали великие вещи. И оказывается, на нашей земле родились и творили такие люди. Рефлексы, настроения, переживания - они известны всем, но редко, кто об этом задумывался. А Введенский задумывался. Он озвучил наши психические переживания. И мы можем гордиться им, если не из-за теорий психологии, то из-за того, что Он - наш земляк.

В Междуреченском районе установлен памятник Введенскому. Хотелось бы, чтобы и в Вологде помнили имя знаменитого ученого. Хотелось бы, чтобы не только в Междуреченском районе несли в сердце имя знаменитого ученого. Вологодчине можно и нужно гордиться многим. И главное - есть чем и кем.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №47 от 30 ноября -0001

Заголовок в газете: "Торможение Введенского"

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру