Кто отвечает за ситуацию на дорогах Вологодчины

Журналисты «МК» изучили, есть ли связь между правонарушениями и гендерными особенностями автомобилистов

По статистике УМВД России по Вологодской области, за 8 месяцев текущего года на территории региона зарегистрировано 906 дорожно-транспортных происшествий, в которых 81 человек погиб и 1150 травмировано, а также 15967 ДТП с материальным ущербом.

Журналисты «МК» изучили, есть ли связь между правонарушениями и гендерными особенностями автомобилистов
Фото: МК.

По вине водителей-женщин зафиксировано 121 происшествие, в которых 6 человек погибли и 157 травмированы. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года произошло снижение количества происшествий на 18,2%, погибших на 33,3% и получивших травмы – на 22,3%.

По вине водителей-мужчин зарегистрировано 651 ДТП, в которых 65 человек погибли и 861 травмирован. По сравнению с аналогичным периодом 2016 года количество происшествий снизилось на 7,7%, раненых – на 33,3%, при этом число погибших возросло на 10,2%.

Чтобы делать какие-то выводы по данной статистике, необходимо еще учитывать и тот факт, что женщин-водителей примерно вдвое меньше в регионе. Так, на территории Вологодской области получили водительские удостоверения, и в настоящее время они являются действующими: мужчины 291794, женщины – 132597. Но опять же не все представительницы прекрасного пола пользуются своими правами или пользуются не столь активно, как мужчины.

Кроме того, за год показатели могут поменяться, потому что на количество ДТП влияет множество факторов: меры профилактики со стороны органов ГИБДД и УМВД, сезонность, погодные условия, изменение состояние дорог, наличие дорожных знаков и так далее. Более полную картину показало бы сравнение результатов всего 2017 с предыдущим 2016 годом, но, тем не менее, определенные тенденции можно увидеть.

Мы попытались выяснить, как влияет гендерный аспект на количество дорожных происшествий, понять особенности поведения разных полов на дороге, обратившись к специалистам.

Мы задали несколько вопросов директору школы "Форсаж", президенту Ассоциации автошкол России в Вологодской области, Светлане Модестовне Коноваловой. Буквально 3 недели назад по итогам XVII Ежегодного городского конкурса "Мы выбираем, нас выбирают" областная специализированная юношеская автомобильная школа "Форсаж" (ООО «АвтоЛеди») вышла победителем, получив диплом 1 степени в номинации "Лучшая автошкола".

- Мы пытаемся выяснить, как ведут себя мужчины и женщины на дорогах, кто из них опаснее в плане ДТП, пытаемся составить более менее объективную картину, поскольку мнения по данному вопросу разных людей неоднородны. Что вы можете сказать, исходя из опыта вашей работы?

- В сентябре этого года у меня исполнилось 40 лет, как я занимаюсь подготовкой водителей. И 15 лет в этом году нашей фирме "Автоледи". Почему я именно так ее назвала? Потому что у нас было 4 руководителя, четыре женщины - администратор, мой заместитель, я и директор автошколы. Когда мы впервые сели за руль автомобиля, нас было в городе две или три женщины. И тогда отношение к женщинам-автомобилистам было такое, что мужчины пропускали нас везде. Например, у меня знак "уступите", а он мне машет "давай, проезжай!». И женщины тоже тогда побаивались, строго соблюдали ПДД.

В последнее время молодёжи стало много, молодых людей и мужчин много стало учиться, у нас получается где-то 50-60% женщин учатся. А где-то 2 года назад у меня были группы вообще на 80% состоящие из женщин. Бывало так, что 2-3 мужчины на занятиях, а остальные - женщины. Садятся за руль любого возраста, это и молодые девушки 17-20 лет, и женщины старше 50 лет. Были у меня ученики старше 60 лет, даже приходили 70, 75 лет. Когда задаешь вопрос тем, кто постарше, что вас привело в автошколу, отвечают, что стоит машина, подарили машину маме, бабушке, муж умер и осталась машина и так далее. Поэтому возраст женщин сейчас разный, нет такого, что только молодежь управляет.

- Светлана Модестовна, судя по статистике получается, что больше ДТП совершают мужчины, хотя у женщин тоже много правонарушений на дороге, но они менее значительны, с меньшим травматизмом и материальными потерями?

- По поводу нарушений я могу сказать, что, конечно, женщины от управления мужчин отличаются многим. Мы немножко побаиваемся, немного более расчетливы. А мужчины резче все делают, они быстро схватывают, быстро принимают решения, а мы медленно, но не все. Есть молодые девчонки, у которых это быстро все получается. Это зависит и от возраста еще. Движение женщин 40 и старше обычно равномерное и расчетливое.

Что касается ДТП, мне кажется, что мужчины в них попадают больше, и с более тяжелыми последствиями. Не секрет, что у нас сбивают пешеходов на пешеходных переходах. Женщина иногда не может среагировать на дороге, на трассе так, как надо. Не может за секунды принять правильное решение. Это основная проблема. Я могу среагировать, а могу не среагировать. Тут даже погодные условия могут повлиять, состояние самого водителя, даже психологическая обстановка дома. И еще по программе мы даем сейчас 56 часов, но дальше-то практику надо нарабатывать, накапливать. Сначала один маршрут прокатал, потом другой - до детского садика, до школы. Что такое 56 часов? Это фактически трое суток, за которые нужно научиться водить. Но есть женщины, которые управляют как мужчины, даже мужчин "подрезают", но это зависит не от того, что так научили, это их манера вождения.

О том, как себя всё-таки ведут мужчины и женщины на дороге, мы спросили также у специалиста в области психологии. Аида Яблокова, преподаватель кафедры психологии и педагогики ВоГУ, прокомментировала ситуацию следующим образом:

«Я сама являюсь водителем, конечно, есть стереотипы "женщина за рулем". На самом деле, если говорить о психологических особенностях, моё мнение, что вот именно половые различия не сказываются, поскольку сказываются такие индивидуальные особенности, свойственные для всех людей, как уровень развития интеллекта, потому что это та же сообразительность, то, насколько быстро человек может среагировать, насколько он может перерабатывать одновременно большое количество информации. Допустим, та же пробка, светофор, пешеход, авария, нужно заранее спланировать, как перестроиться - вот это всё интеллектуальные особенности. В целом, конечно, нельзя сказать мужчины умнее или женщины. А другой момент, это характер, манера вождения и уважения на дороге, о котором мы все время говорим. Это вообще в целом как относится человек к людям вокруг себя. Это проявляется не только на дороге, это проявляется в магазинах, очередях, на улице. Если человек относится уважительно, тот же мужчина к женщинам, никогда не скажет что-то негативное, пропустит, ну и точно так же женщина может относиться не очень хорошо к людям, быть недоброжелательной, не уважать других. То есть тут, наверно, о гендерных особенностях говорить не приходится, тут больше влияют интеллектуальные особенности и черты характера больше. Но конечно есть половые различия в характере, потому что девочек с детства воспитывают более аккуратными, усидчивыми, и это поощряется в обществе. Мужчина ввиду большой конкуренции должен быть сильным, первым, "альфа" и прочее, поэтому они себя на дороге так и ведут: высокий скоростной режим, обогнать, подрезать, отомстить. Это больше мужское поведение, и поэтому и ДТП более тяжёлые. А женщины они более аккуратные, опять же это в среднем, поскольку есть женщины с мускулинными наклонностями в поведении, но тем не менее, в среднем женщины должны сохранять то, что есть. Им от природы это дано, поэтому, возможно, не так быстро решения принимают, потому что сначала взвесят, подумают, будет ли это опасно и так далее. А это мужчинами воспринимается так, что женщины долго думают, туго соображают.

Здесь еще не нужно забывать, что необходимо учитывать стаж вождения и прочее. То есть очень много факторов и свести это всё это к одному полу, что женщина опаснее - такое нельзя сказать».

- Как директор автошколы, согласны ли вы с утверждением одного заслуженного инструктора о том, что любого можно до определенного уровня безопасного вождения "натаскать", т.е. научить водить хорошо, безопасно можно, просто этот путь у кого-то может быть значительно больше, чем у среднестатистического ученика автошколы.

- Согласна. К примеру, пришел молодой человек, у которого папа - водитель, с детства садил в автомобиль. Конечно, у него другое отношение к технике и уровень навыков. Одно время было вынесено предложение, как в Германии, выдавать водительское удостоверение 16-летним, даже в правительство предложение направлялось. Предполагалось, что 2 года молодой человек будет ездить с кем-то из родственников, знакомых. Если 2 года проездил без нарушений, в 18 выдается нормальное удостоверение. Но не приняли, так как была опасность, что дети могут взять права и поехать в отсутствие родственников.

А в Финляндии вообще всего 20 часов вождения дают. И еще один момент. У нас запрещена учебная езда на магистралях. Скорость 110, допустимая 130 км в час. А в Германии на автобанах учат, где 200 км в час. В этом тоже есть смысл, ведь учатся не только, чтобы ездить по полям, закоулкам. У кого-то способности такие, что может 20 часов взять, остальное дорабатывать, шлифовать свое вождение. Но у меня была 55-летняя женщина, которая 80 часов вождения в целом взяла.

- Можно ли сказать, что в целом обучаются хуже, чем мужчины, если взять какой-то усредненный показатель?

- Нет, нельзя. Женщины, наоборот, обучаются лучше, они относятся к обучению более ответственно. Сдают экзамены прекрасно, но способности, я еще раз говорю, способности у каждого разные.

- Еще один вопрос. Считаете ли Вы, что есть такое понятие как женская взаимовыручка, поддержка в случае непредвиденной ситуации или они индивидуалки? У мужчин точно такое есть, они вытянут один другого, а как дело с женщинами обстоит?

- Сразу скажу - нет. Я на своих занятиях всегда женщинам говорю, если на дороге что-то с вами случилось, останавливайте мужчин, а лучше всего останавливать водителей грузовых машин, они более опытные и могут отбуксировать. Водители на легковых машинах тоже остановятся, но не каждый. Я помню, что где-то 5 или 7 лет назад проводили эксперимент. Поставили мужчину, подняли капот, 25 машин решили остановить (совместно с ГИБДД акцию проводили). Из них остановилось только пять, но и из этих пятерых только двое правильно сказали причину. Затем поставили красивую женщину в короткой юбке. Там не надо было никого останавливать, все итак останавливались, но помогли только 5 водителей, причем останавливались только мужчины.

На этот же вопрос Аида Яблокова ответила следующее: «Мне здесь как специалисту сложно сказать, а как автолюбитель я считаю, что нет, но не по причине отсутствия какого-то сочувствия, а по причине отсутствия умений. Если я еду и вижу, что стоит девушка, я ей не могу просто ничем помочь, разве что остановиться и рядом поплакать. В информативном плане, конечно, женщины могут помочь друг другу, если есть чем поделиться. Тут все, как и у мужчин. Но в вопросах взаимопомощи пальму первенства можно отдать все-таки мужчинам, с оговоркой, что по причине навыка у мужчин этой помощи».

- Светлана Модестовна, а в целом какая у нас культура на дорогах Вологодчины?

- Я думаю, что у нас все нормально. Я не могу судить по другим регионам, но к кому бы я не обращалась, куда бы я не выезжала, со стоянки, по круговому движению, у нас нормально, и помогают водители, и пропускают. При этом неважно, какого возраста женщина. Хамы на дорогах тоже есть, но это уже зависит от культуры, как он воспитан с самого детства. И это не потому, что мы в школах так учим!

- Женское ли это дело - водить? Иногда мужчины отстаивают вождение как чисто мужскую прерогативу.

- Да, женщине нужно это, нужно возить ребенка в садик, в школу, заниматься бизнесом. Автомобиль сейчас - это жизненная необходимость, чтобы успеть везде. Проблем много всяких.

Все зависит от желания человека.

Конечно, в этом размышлении мы не претендуем на истину в последней инстанции, а лишь пытаемся разобраться. Для того, чтобы сделать более точные заключения, необходимо дальнейшее изучение данных вопросов с использованием научных подходов.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №43 от 30 ноября -0001

Заголовок в газете: Авто: леди и джентльмены

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру