Не пророк здесь вещал …

Проповедничество является характерной чертой творчества В. Ф. Тендрякова

«Если посмотреть на все его вещи - на повести, на новеллы, на романы - нигде в них нет конца, нет точки. Всегда открытый конец. Потому что это продолжение того же его разговора. Его разговора с собой бесконечного, его разговора с собеседником... Во всех его вещах вы найдете этот его бесконечный диалог-поиск» (Наталья Григорьевна Асмолова-Тендрякова, жена писателя).

Проповедничество является характерной чертой творчества В. Ф. Тендрякова
Фото: http://chtoby-pomnili.com.

Тендряков Владимир Федорович (1923 - 1984), известный русский прозаик, писатель «советского периода», автор остроконфликтной прозы, пытавшийся отыскать нравственные и духовные основы как в жизни личности, так и общества в целом.

Владимир Тендряков, настоящая фамилия - Тенков, родился 5 декабря 1923 года в деревне Макаровская, сейчас это Шелотское сельское поселение Верховажского района Вологодской области. Автор писал: «Я родился в глухой вологодской деревне, которая и сейчас-то глуха - сто четыре километра от железной дороги». Его отца Федора Васильевича Тендрякова, как партийного работника, часто перебрасывали в разные места. Он был народным судьей, позднее - прокурором. За сравнительно короткий срок семья проживала в Вельске, Вологде, Грязовце и Опарине, в Каргополе и Вожеге.

Родные места Вологодчины

Его детство было «деревенским». «Закрываю глаза и вижу: на высокой горе, под горячим солнцем, стоит деревня Макаровская - для меня начало всех начал», - писал Тендряков.

Дочь писателя Мария Тендрякова вспоминала, что отец всегда рассказывал ей о местах, где он вырос. Образы из детства - лес, полный грибов, удивительная трава, река с таинственными омутами и ледяными ключами. Тендряков часто рассказывал дочери о рыбалке, о походах в лес за грибами, о коллективизации, о голоде, о смерти сосланных на север. Владимир Тендряков говорил о времени своего детства и условиях, в которых жили: «Врагам народа» украдкой выносили куски хлеба, подкармливали, кто мог себе это позволить. Сами жили впроголодь. Заготовленные с лета грибы… были не романтикой, а шансом перезимовать. Наловленная и зажаренная на костре рыбешка - не просто развлечение, но лакомство, пир для вечно голодной детворы».

Именно эти детские впечатления стали основой автобиографического рассказа «Хлеб для собаки», в котором представлена жизнь небольшого поселка, и в котором прошли первые годы его жизни. Герой рассказа, десятилетний мальчик, каждый день видел раскулаченных крестьян, сосланных с лишением гражданских прав и конфискацией имущества, не добравшихся до места ссылки и брошенных умирать в привокзальном скверике на глазах у жителей поселка... Впечатления того времени воплотились позднее в романе «Свидание с Нефертити» и в рассказах «Пара гнедых» и «Параня».

Окопы, холод, ранения

В июле 1941 года ушел на войну отец, а в ноябре и сам Владимир отправился на фронт добровольцем. Окончил школу младших командиров в звании сержанта-радиста, был начальником батальонной радиостанции. Участвовал в боях под Сталинградом. Позднее он написал о военных годах: «За все время на фронте я ни разу не был в рукопашной, всего раз или два по случаю выстрелил в сторону противника, наверняка никого не убил, зато вырыл множество землянок и окопов, таскал пудовые катушки и еще более тяжелые упаковки питания радиостанции, прополз на животе несчитанные сотни километров под взрывами мин и снарядов, под пулеметным и автоматным огнем, изнывал от жары, коченел от холода, промокал до костей под осенними дождями, страдал от жажды и голода, не смыкал глаз по неделе, считал счастливым блаженством пятиминутный отдых в походе. Война для меня, маменькиного сынка, неусердного школьника, лоботряса и белоручки, была, прежде всего - тяжелый и рискованный труд, труд до изнеможения, труд рядом со смертью...».

Некоторые факты его военной биографии были отражены в романе «За бегущим днем», в «Рассказах радиста», новеллах «Костры на снегу», «День, вытеснивший жизнь», «День седьмой», «Донна Анна», в эссе «Люди или нелюди». Также Тендряков описывал события, произошедшие с ним во время войны, в автобиографии: «По окончанию школы я был выпущен младшим сержантом-радистом. В июле месяце 1942 года наша часть была брошена на фронт за реку Дон, в районе г. Калача. Спустя некоторое время мне пришлось попасть из одной части в другую. В составе этой части я участвовал в ликвидации фашистской группировки в Сталинграде. После чего наша часть была переброшена на Степной фронт (Украина), где я 21 августа 1943 года в наступлении под городом Харьковым был ранен осколком снаряда в левую руку. Пролежав некоторое время в госпитале на станции Алексеевка, я был эвакуирован в госпиталь Пензенской области на станцию Почелма, где и пролежал до 17 января 1944 года. ВЭК этого госпиталя признала меня инвалидом третьей группы, и я был отпущен на дальнейшее лечение по месту жительства». После демобилизации он проживал в Кировской области, работал учителем в школе, где вел военное дело.

Владимир Федорович принимал активное участие в общественной жизни и был выдвинут на пост секретаряПодосиновского райкома комсомола. Нелегкая колхозная жизнь партийных организаций, колхозных председателей и рядовых тружеников послевоенного периода была хорошо известна писателю, что позднее получило воплощение в создании художественных произведений.

Работа в «Огоньке»

В журнале «Огонек», где автор работал корреспондентом, Тендряков печатал сельские очерки, писал также и для журнала «Смена». Считается, что эти первые труды совсем не выделялись из общей массы журналистской продукции того времени. Они соответствовали «теории бесконфликтности» тех лет: просто фиксировались событийные факты, очерки были малоинтересны и имели характер штампа. Это такие работы, как «Однажды вечером», «Школьный инспектор», «На рыбацком сейнере», «В одной семье». Все они опубликованы в «Огоньке» и «Смене», как многие другие. В этот период даже очерки о колхозной жизни, изображение которой станет вскоре центральной тематикой творчества писателя, были предсказуемы и имели «приглаженный» язык. Но иногда создавались и довольно сильные произведения, например первый рассказ автора - «Дела моего взвода».

Студенческая жизнь

В конце войны переехал Владимир Тендряков в Москву. Он писал, что в то время он «по-северному окал, по-деревенски выглядел да и невежественен был тоже по-деревенски».

Владимир Тендряков поступил во Всероссийский государственный институт кинематографии имени С. А. Герасимова. Учеба в институте кинематографии разочаровала Тендрякова, и уже через год он перешел в Литературный институт имени Горького, который окончил в 1951 году. Большинство принятых студентов были недавними фронтовиками: Владимир Тендряков, Юрий Бондарев, Евгений Винокуров, Григорий Бакланов, Эдуард Асадов, которые впоследствии стали известными писателями. Будучи студентом, Тендряков одним из первых начинает создавать рассказы, некоторые из которых и публикует в период с 1948 по 1953 год в журнале «Огонёк».

Однажды в общежитии в декабре 1947 года произошло событие, потрясшее Владимира Тендрякова и оставившее глубокий след в его памяти. Ночью в общежитие вошли люди с Лубянки и арестовали студента-поэта Наума Коржавина за стихотворение «16 октября», в котором говорилось о массовом бегстве при приближении немцев.

Деревенские типажи

С 1955 года начинает писать профессионально, полностью посвящая себя литературному поприщу. Начинает уже увлеченно писать рассказы, повести и романы.

После 1953 года изменения в общественной жизни страны нашли отражение и в литературном творчестве многих писателей - «деревенщиков». Это коснулось и Владимира Тендрякова. Наконец от простой фиксации фактов он переходит к их серьезному и претендующему на объективность анализу, появляется даже талант писателя-исследователя, при этом главным моментом для него при анализе изображаемых событий были этические нормы, и более всего такая категория, как человеческая совесть. Он начинал смотреть на всё через призму совести: в первой же повести, которую заметил широкий круг читателей и даже критики - «Падение Ивана Чупрова» (1953), дается детальный, острый анализ нравственного перерождения человека, который стал пользоваться своим положением ради корысти. Председатель колхоза Иван Чупров обманывает государство не ради личного блага и собственного обогащения, а ради блага своего колхоза. Цель оправдывает средства, ложь во благо – это принципы героя. Примечательно то, что автор стал использовать манеру бесстрастного повествования, надеясь, что читатель сам придет к нужным выводам. Эту манеру, которая только внешне является беспристрастной, но на самом деле сильно влияет на оценку читателя, писатель будет использовать и в других своих произведениях. Тема совести и внутреннего суда человека над собой прорабатывается в очерке «Бородавка», повести «Не ко двору» и других.

В романе «Тугой узел» запечатлено богатство жизненных наблюдений писателя, его опыт и его исследовательский взгляд на действительность. В нем нарисован тип карьериста, секретаря райкома Мансурова, перестающего различать добро и зло. Большой интерес Тендрякова к проблемам нравственности вызвал у него желание обратиться к исследованию религии и религиозного сознания. Этой проблематике посвящены и повести «Чудотворная» и «Апостольская командировка», хотя в них есть некоторая схематичность.

Тендрякова называют «писателем острых коллизий», ведь его герои обычно находятся в экстремальных ситуациях, испытывающих на прочность их нравственность. То есть личность помещена у него в условия жесткого эксперимента. Среди достижений автора, добившегося в некоторых произведениях известной универсальности в выводах, является притчевость повествования. В повестях «Ухабы», «Суд», «Тройка, семерка, туз», «Находка», роман «Свидание с Нефертити» и повесть с характерным названием «Кончина» - везде разыгрывается драма совести, при этом неизменно с трагическим исходом, поднимаются также темы морального падения, сделки с совестью, тема предательства и смерти. Таким образом, учительство, проповедничество — характерная черта творчества Тендрякова. И в своих поисках он всегда подталкивает человека к добру.

Владимир Тендряков всю жизнь искал истоки нравственности. «Я сам хочу жить и хочу, чтобы другие люди жили. А это возможно только при нравственных отношениях. Иначе жизнь становится тяжким бременем», - говорил он. И сам он полностью соответствовал своим строгим нравственным канонам. В 1966 году он подписал открытое письмо двадцати пяти деятелей науки, литературы и искусства против реабилитации Иосифа Сталина. Уже став известным писателем, на встрече со студентами, отвечая на вопрос, в чем он видит опору нравственности, Владимир Тендряков уверенно сказал: «В критическом отношении к самому себе».

Писатель всегда верен себе, не изменял своим принципам и в литературе. Многие его произведения публиковались, но было и то, что он писал в «в стол». Был эпизод, когда Владимире Федорович показывал свои рукописи одной из женщин-литературоведов и говорил: «Вот это все не напечатано, и мне безразлично, будет это напечатано или не будет… Почти безразлично, но я ни одной строчки здесь не буду менять, а будет так, как я написал!».

Вообще, с 1960-х годов почти все произведения Тендрякова подвергаются советской цензуре, поэтому многие произведения были опубликованы уже после смерти Тендрякова вдовой писателя Натальей Григорьевной в годы Перестройки: «Параня», «Донна Анна», «Покушение на миражи», «Чистые воды Китежа» «Пара гнедых», «Хлеб для собаки», «На блаженном острове коммунизма», «Охота», «Люди или нелюди».

Владимир Федорович никогда не признавал праздное времяпрепровождение, расслабленность, часто работал на износ. 3 августа 1984 года Владимир Тендряков после традиционной для него утренней пробежки по лесу, вернулся на дачу, встал под холодный душ и упал. Он умер от инсульта. Был похоронен на Кунцевском кладбище столицы.

При подготовке материала использовались материалы: http://vologda-oblast.ru,ru.wikipedia.org, chtoby-pomnili.com, peoples.ru.

«Слушай, будущий читатель: ты вместе со своим временем должен быть умнее и прозорливее меня, заранее жду твоих сомнений, огорчительно, если не смогу их услышать. Не пророк здесь вещал - пытался вдумываться всего-навсего человек, кому не чуждо самое распространенное человеческое - способность ошибаться» (Владимир Тендряков).

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №41 от 30 ноября -0001

Заголовок в газете: Писатель духовного поиска

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру